Театр одного актёра

«…он уже просит не благосклонности,
а только внимания… »
(Ф.Г.Лорка)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Покуда тонкий занавес -
преградой
для зрителя в двенадцатом ряду,
сосредоточусь.
Мне придумать надо,
куда я вас сегодня поведу.

В какие обстоятельства и страсти,
в какие города и времена,
где в прихотливый вымысел
отчасти
отчаянная правда вплетена.

Где всё - моё,
от скрежетов зубовных
до самых ослепительных идей,
где я - герой,
порой - герой-любовник,
король и шут,
и гений,
и злодей.

Где прохожу
по самому,
по краю
(А зритель строг -
попробуй ошибись!).
Где даже
если просто умираю,
он повторенья требует -
на «бис».

Где мой клинок
из самой звонкой стали
направлен в грудь
воинственного зла…

Куда же вы?
Наверное, устали?
Должно быть -
неотложные дела?

Вы правы -
нить порою ускользала,
и мне
не удавалось ничего…
Но я прошу:
Не покидайте зала!
Меня не оставляйте одного!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Февраль 1987 года




Шаргородский Александр Анатольевич, 2003

Сертификат Поэзия.ру: серия 572 № 15887 от 25.05.2003

0 | 6 | 3725 | 23.04.2024. 19:41:09

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Замечательное стихотворение.

Вот я, зритель, и пришел в ваш зал, откликнувшись на ваш призыв. Спасибо, не разочаровали.
Только, кажется, эта строчка:

куда я вас сегодня поведу.

будет звучать лучше так: куда сегодня вас я приведу.
С самыми добрыми пожеланиями,

Валерий.

Как хорошо переданы и смысл, и суть актёрского искусства:
Где даже
если просто умираю,
он повторенья требует -
на «бис»


Удачи!
Эдельвейс.

Да ведь мало их Александр,
правильных-то актеров…
А все внимания требуют…
Вот я и говорю:

Махнул рукою режиссер:
Ох уж мне эти лицедеи
Умерь амбиции, актер,
Не порти автора идеи…

И зритель тут не виноват,
Умей играть чужие роли,
Имеешь - прояви талант
И душу зацепи до боли…

Гля заработаешь обед,
Сорвав свои аплодисменты,
А зритель… он купил билет,
И в зале не интеллигенты…

:о)bg

Юрий Левитанский



ВСТУПЛЕНИЕ В КНИГУ


Это город. Еще рано. Полусумрак, полусвет.
А потом на крышах солнце, а на стенах еще нет.
А потом в стене внезапно загорается окно.
Возникает звук рояля. Начинается кино.

И очнулся, и качнулся, завертелся шар земной.
Ах, механик, ради бога, что ты делаешь со мной!
Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса
заставляет меня плакать и смеяться два часа,
быть участником событий, пить, любить, идти на дно...

Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Кем написан был сценарий? Что за странный фантазер
этот равно гениальный и безумный режиссер?
Как свободно он монтирует различные куски
ликованья и отчаянья, веселья и тоски!
Он актеру не прощает плохо сыгранную роль -
будь то комик или трагик, будь то шут или король.
О, как трудно, как прекрасно действующим быть лицом
в этой драме, где всего-то меж началом и концом
два часа, а то и меньше, лишь мгновение одно...

Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Я не сразу замечаю, как проигрываешь ты
от нехватки ярких красок, от невольной немоты.
Ты кричишь еще беззвучно. Ты берешь меня сперва
выразительностью жестов, заменяющих слова.
И спешат твои актеры, все бегут они, бегут -
по щекам их белым-белым слезы черные текут.
Я слезам их черным верю, плачу с ними заодно...

Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Ты накапливаешь опыт и в теченье этих лет,
хоть и медленно, а все же обретаешь звук и цвет.
Звук твой резок в эти годы, слишком грубы голоса.
Слишком красные восходы. Слишком синие глаза.
Слишком черное от крови на руке твоей пятно...

Жизнь моя, начальный возраст, детство нашего кино!
А потом придут оттенки, а потом полутона,
то уменье, та свобода, что лишь зрелости дана.
А потом и эта зрелость тоже станет в некий час
детством, первыми шагами тех, что будут после нас
жить, участвовать в событьях, пить, любить, идти на дно...

Жизнь моя, мое цветное, панорамное кино!
Я люблю твой свет и сумрак - старый зритель, я готов
занимать любое место в тесноте твоих рядов.
Но в великой этой драме я со всеми наравне
тоже, в сущности, играю роль, доставшуюся мне.
Даже если где-то с краю перед камерой стою,
даже тем, что не играю, я играю роль свою.
И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны,
как текут мои мгновенья, мои годы, мои сны,
как сплетается с другими эта тоненькая нить,
где уже мне, к сожаленью, ничего не изменить,
потому что в этой драме, будь ты шут или король,
дважды роли не играют, только раз играют роль.
И над собственною ролью плачу я и хохочу.
То, что вижу, с тем, что видел, я в одно сложить хочу.
То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно,
жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!

(Из книги "Кинематограф")


В театр одного актера,
возможно, выберусь не скоро, -
но попадаю без билета
в театр одного поэта!