О книге "Противоречия", Новый мир


ПОЛКА ЮРИЯ ОРЛИЦКОГО 2020

Куприянов В. Г. Противоречия: Опыты соединения слов посредством смысла /
Вячеслав Куприянов; предисл. А. Скворцова. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2019 560с.

Вячеслав Куприянов очень точно подобрал название и подзаголовок для своей новой стихотворной книги: «Противоречия: Опыты соединения слов посредством смысла». Для тех, кто запамятовал, напомню: в 1933 году свою сразу ставшую знаменитой книгу стихов Константин Вагинов назвал «Опыт соединения слов посредством ритма». Тут нас ждет первое противоречие: Куприянов, известный апологет русского свободного стиха (верлибра), которые многие в любезном нашем отечестве до сих пор числят по ведомству «формализма», утверждает, что для него на первом месте не ритм (как у Вагинова), а впрочем, это противоречие, очевидно, мнимое: достаточно прочитать хотя пару стихов изновой книги поэта, чтобы понять, что в ней смысл наполнено все: не только слова, но и знаки препинания (когда автор считает нужным их ставить, а это случается очень редко), и отмеченные концами строк паузы (именно здесь, а не в других местах), и длинные паузы, которые мы, читатели, обязаны ставить там, где поэт ставит пробел между строфами. Посмотрим на стихи Куприянова таким взглядом – и мы увидим не привычные, ко всему безразличные столбики букв, а замысловатую авторскую партитуру чтения, помогающую понять именно тот смысл, который заложил в стихотворение сам автор – и
это еще одно противоречие, на этот раз не мнимое: ведь мы знаем, что стихи не могут быть однозначными, не могут значить только то, что в них написано. Но и тут Куприянов нас обманывает:

В ожидании
пламенной жизни
мужественно
спят герои
в спичечном
коробке


Это похоже на афоризм, но смысл здесь вовсе не так прост, совсем не однозначен – попробуйте подумать, и вы поймете.
Куприянов постоянно ставит перед своим читателям подобные непростые задачи, говоря вроде бы простыми словами, расположенными по четкой схеме чтения - и приводит нас туда, куда обычные стихи, даже самые сложные, привести не могут. Вдобавок поэзия Куприянова щедро приправлена авторской иронией, даже если это – самая настоящая, самая пронзительная лирика – а все равно автор словно оставляет за собой последнее слово, последнее право – на противоречие.
В новую книгу вошло большинство стихотворений Куприянова, написанных в излюбленной им (но не единственной ему доступной) технике свободного стиха, за который поэт борется всю свою жизнь – и стихами, и статьями, и устными выступлениями. Похоже, он наконец победил в этой битве.

Юрий Орлицкий

Новый мир, 2020 № 5 С. 214-215.

У произведения нет ни одного комментария, вы можете стать первым!