А Богоматерь над землей плыла

Дата: 03-12-2019 | 13:25:23

А Богоматерь над землей плыла,

Касаясь крыш покровом белоснежным.

И замирали старые дома,

И свет улыбок в темных окнах брезжил.

А мир был перевязан лентой сна –

В подарочной бумаге пряник новый,

Она же все кружилась и плыла,

И осыпался снег с ее подола.

Вновь примирив крутые берега,

Река спала и грезились ей дали,

Где Петр и Андрей – два паренька,

Смеясь, к воде за неводом сбегали.

И прихожанка в шали расписной

Со службы шла – совсем еще девчонка,

И говорила всё сама с собой,

Но гладила живот ладонью тонкой.

С надменным видом полубожества

На площади в огнях стояла ёлка,

Плела метель над нею кружева

Из чистого рождественского шелка.

Ты помнишь, мы сидели у огня

В предвосхищенье главной зимней тайны,

А мимо Богородица плыла,

Заглядывая в окна нашей спальни.


02.12.2019






- Алесь, а плавающая Богородица это реально, простите за каламбурчик?.. :о)bg

Дорогой Иван! Так же реально, как и плывущие по небу облака :) Это будет песня под гитару, мотив уже кружится в моей голове

- если она и в девках таким плаваньем увлекалась, Алесь... то тогда нет ничего удивительного в том, что ей ветром надуло...

какое, однако, у Вас чувство юмора

- дык оно, или есть, Алесь, или его нет...

Алеся, чувство видно и осязаемо, но исполнение сырое, будто на скорую руку.
А Иван Михайлович просто завидует камину в спальне :-)

Саш, спасибо! Буду благодарна, если тыкнешь пальцем в те места, где, по-твоему, хорошо бы еще подчистить, у меня уже глаз замылился, или надо на пару недель отложить. Стих изначально задумывался, как песня, исключительно для исполнения под гитару, а не для чтения с листа, поэтому я к нему сильно не придираюсь, гитарные струны скрадывают некоторые неровности.

А Иван Михалыч пусть дальше завидует, камина у меня даже два ;)

Ну, у меня тоже есть в спальне, если честно, на даче. Но это не я поставил в спальне его. Он там в качестве электрического обогревателя.
 Второй в гостиной.  И у меня, значит, два.
По тексту. Претензии с т.з. меня :-) слишком обширные, но с т.з. религиозной парадигмы, возможно, их следует оправдать. Евангельское христианство постулирует банальность добра, каковое в данном случае тесно соседствует с лексической наивностью, столь обширно присутствующей в этом тексте.

- если называть "каминами" электрические устройства для подогрева воздуха, то у меня их штук пять осталось ещё с девяностых... 

Камин - это камин. Выглядит, как камин. Только вместо дров - элементы накаливания. Эдак вы про кипятильник вспомните.

Не, у меня настоящие, на дровах :)

Саш, но лексическая наивность здесь - стилизация, это песня, текст должен хорошо восприниматься на слух :), спасибо тебе. 

Мы дом купили пять лет назад, камин в спальне ни разу не разжигали - любим почивать в холоде, а в гостиной - да, особенно зимой создает атмосферу.

Уважаемая Алеся, а рифмоиды - это тоже стилизация?
По-моему, если стихотворение тщательно зарифмовано, это воспринимается на слух гораздо лучше.

Это, кстати, интересный вопрос.
Что именно являет собой рифма для красивой речи?
Мне кажется, она подменяет изначальную напевность (то есть лёгкий транс, ведущий к катарсису:-)
И, если воспользоваться определением В.Кальпиди, что рифма - есть интерфейс доверия, то в условиях рифмоидного текста музыкальное сопровождение "поддерживает" именно этот - частично разрушенный - интерфейс.

Саш, какое правильное слова ты нашел - напевность! Кальпиди не читала, каюсь, надо бы

- да у Александра тут "правильных слов" хуча туева... 🤣

Александр, наверное, можно так сказать, приблизительные, неточные рифмы создают впечатление невесомости, полета, движения, а в этом стихотворении все движется: летящая Богородица, снег, апостолы, сбегающие к воде, девушка, огонь. Хотя рифмоиды я здесь применила не осознанно, но, мне кажется, они здесь добавляют певучести, некой размытости происходящего - сфумато. Спасибо за отклик.

Александр, наверное, можно так сказать, приблизительные, неточные рифмы создают впечатление невесомости, полета, движения, а в этом стихотворении все движется: летящая Богородица, снег, апостолы, сбегающие к воде, девушка, огонь. Хотя рифмоиды я здесь применила не осознанно, но, мне кажется, они здесь добавляют певучести, некой размытости происходящего - сфумато. Спасибо за отклик.

- а мне представляется, что для большинства нынешних поэтов-песельников (включая и поэтесс...),  "рифмоиды" эти неведомые  и есть рифмы... 🤣

Выше Александр Ивашнёв о христианской банальности (обыденности) добра и связанной с этим "лексической наивностью" говорил. Наверное он прав ещё и потому, что это о Рождестве, а значит о детском празднике. И насчёт напевности наверняка прав. Но мне ещё кое-что понравилось в этом стихотворении - его "живописность", если можно так сказать. Как у Марка Шагала - наивные, добрые люди, парящие над его Витебском. У него они тоже не досконально "прорисованы/прописаны". Так и здесь я в точной рифме не вижу никакой необходимости.
 

Яков, благодарю Вас, Вашим мнением очень дорожу. И спасибо за эту мысль о Шагале, правда, настроение похожее, люблю его