Родине-матери (стоящей в лесах)

Дата: 29-08-2019 | 23:10:31

Над кручей неприступного утёса

Не пикнет птах, роясь в березняке.

Доносится лишь крик каменотёса

На среднеазиатском языке

С ажурных этажей. В лучах заката

Воздев, в знак непокорности судьбе,

Тяжёлый меч, босая мать солдата -

Не сдавшего в смертельной молотьбе

Ни пяди - увязая в этой призме,

В обстрелах селфи (впрочем, мимо те)

Ни йоты не утратила в трагизме,

Ни толики в призывной немоте.


* Зарисовка на память, нечто вроде магнита на холодильник

И Средняя Азия не чужая, оказывается. А памятник может над кручей? Спасибо!

Пожалуй, над. И Вам спасибо! 👋

- но тогда и березняк вознесётся над кручей... :о)bg

Иван, над кручей вознеслась фигура Родины в строительных лесах, стоящая на вершине утеса, поросшей березняком. А два узбека (или таджика) взволнованно  ведут разговор о её судьбах. При этом они прибыли на утес ради восстановления памятника Родины, как скульпторы. Хотя повреждения, как нам поведал автор, незначительны. Возможно, местные мастера  и сами справились бы.

- понял я замысел, Яков... только ведь все поля российские березняком, да сосняком заросли... кстати курган (холм) и утёс (скала) несколько разнятся по конфигурации... и ещё - среднеазиаты энергично перекрикиваются скорее о том, где им после трудов праведных баранины на плов купить, пор причине дефицита её на российских рынках... :о)bg

 Широкоохватное, плотное произведение, хотя и невелико по объёму. Уходит и в глубину прошлого, и в приметы настоящего.Каждая строка- выразительная картина, глубокая мысль.Действительно, Родина-мать сейчас такая:
СТОЯЩАЯ  В ЛЕСАХ( многослойное выражение).
Концовка - ударный и  точный аккорд:
Ни йоты не утратила в трагизме,
Ни толики в призывной немоте.
Спасибо, очень  понравилось : и эпос,и сила гражданского чувства. 

Здравствуйте, Вера. Спасибо за отзыв. Это была незабываемая поездка (по делам, но время на короткую экскурсию, конечно же, нашлось). Я был в третий раз в своей жизни в Волгограде, но впервые летом. Зимой, в сильный мороз и жуткий ветер от посещения Кургана остались совсем другие впечатления. Когда подымаешься на него с ощущением борьбы со стихией, это очень способствует правильному восприятию трагизма. В этот раз было комфортно в плане температуры воздуха.
Покоробило... нет, взбесило то, что некий придурок согласовал установку вышки сотовой связи на высоте монумента. Она всё время лезет в кадр, перетягивает на себя внимание. В общем, у кого-то там в Волгограде свои представления о прекрасном. "Спасибо", что не водрузили антенны на самый меч.
Вот так... простите за оффтоп
P.S. это, оказывается, телебашня, установленная довольно давно, и вещь важная, безусловно, но сути не меняет: с некоторых ракурсов именно башня, а не монумент доминирует на Кургане, а с других - как минимум нарушает эстетику.

Уважаемый Александр,
не худо бы исправить два слова: толИка и рОясь 
(выделенные мной гласные - ударные).
А теперь по сути.
Стихотворение  - о подвиге и матери, и сына:
о ней сказано:"в знак непокорности судьбе". О нём:
"Не сдавшего в смертельной молотьбе/ ни пяди". Подвиг Матери и Сына уравнены - это выделяет стихотворение из ряда написанных о подвиге.
Второе:  "среднеазиатский" язык каменотёса. Это позволяет предположить, что он имеет право, как равный среди братьев, создавать памятник.
И это не часто встречается в литературе о подвиге.
Памятник ВОЗНЕСЁН над кручей. Само по себе это вознесение заставляет вспомнить о другом - ВЕЧНОМ - вознесении - отдавшего свою жизнь за жизнь чужую. 
Сюжет выстроен таким образом, что сам процесс вознесения  воспринимается как нечто естественное, 
очень убедительное. 
Наконец - местоположение памятника. В лесах, над кручей, столь высоко, что даже птах не слышен. "В лесах" - можно прочесть иначе: памятник - ещё в работе, но уже вызывает интерес посетителей, готовых сняться около него на память. Мне очень понравился этот резкий переход от готового стать этикетным (картинкой на холодильнике) памятника к последним строчкам стихотворения - они приняли на себя всю энергию, накоплявшуюся по мере развития сюжета:
"Ни йоты не утратила в трагизме,
Ни толики в призывной немоте"
С одной стороны - снимается излишний пафос, с другой - "призывная немота" вызывает в памяти слова А.Ахматовой "немотствуя с нею", то есть пускаются корни из настоящего в прошлое. Создаётся единый образ героической страны и достойного её народа.
В 12-ти строчках нет ни единого лишнего слова, ни единого, ненужного для реализации внутренней формы - того пафоса, ради которого написано.
Спасибо!
А.М.Сапир 

  

Ася Михайловна, простите, что встрял.
Я по поводу ударения в слове "роясь". Может быть автор имел в виду,  что воробьи, подобно пчелам, сбиваются в "рой", а не роются в чем-то? Я так понял.

Уважаемый Яков, возможно, Вы и правы.
Для Вашего прочтения есть веские основания.
Послушаем, что скажет автор.
А.М.

Дорогая Ася Михайловна, добрый день!
По поводу ударений.
Роя́сь - с ударением на "я", как и явствует из ритмики, производится от глагола "роиться", а не "рыться".
Сложнее с "то́ликой" - "толи́кой". Ударение на "о", хоть и не является словарным, но является практически общеупотребимым на протяжении, по крайне мере, последних ста лет. Настолько употребимым, что стало уже, не побоюсь этого слова, литературной нормой, в отличие от церковнославянского ударения на "и". И если в прозе выявить авторское ударение невозможно, то в поэзии - элементарно, как в тех случаях, когда ритмическое ударение не допускает другого прочтения, так и в тех (и особенно в тех), когда слово выступает рифмой.
Примеры:

Если бы только
Нашему кролику
Росту прибавить
Хоть малую толику!
(Борис Заходер)
Заходеровский пересказ Винни Пуха за полвека выдержал огромное количество переизданий в качестве детской литературы, редакторы которой, казалось бы, должны были как никто стоять на страже чистоты языковых норм.

Не додумав малой толики
И строки не дочитав,
Засыпает та, что только
Горьковатая мечта.
(Павел Коган, 1934)

Дата написания этого стихотворения красноречиво свидетельствует о том, что уже едва ли не век люди говорят (и русские литераторы пишут) именно "то́лика", но и о том ещё, что между общепринятой и словарной нормами образовалась пропасть величиною в целый век, а это - проблемы составителей словарей и того небольшого процента людей, которые считают словарную норму исключительно правильной, игнорируя все прочие факторы, включая общеизвестные литературные тексты.

По поводу всего остального. Это стихотворение - всего лишь "зарисовка с натуры", почти экспромт и родившееся из экспромта. Не экспромт, конечно, в буквальном смысле, поскольку над уложением в размер 8-строчного сложноподчиненного предложения с кучей дополнений с определениями пришлось час-полтора потрудиться. И, кажется, это у меня получилось, и в этом я вижу достоинство своего текста, что, в общем, и побудило опубликовать его на Поэзии.ру, а не только выложить в Инстаграм.

Большое спасибо, дорогая Ася Михайловна, за прочтение и отзыв!

Спасибо за ВАше спасибо.
Чтоб закончить с ТОЛИКОЙ, скажу: мне нравится толИка, так как в ином варианте появляется ТОЛИК, который мне не нужен.
Будьте благополучны.
А.М.

Этот притянутый за уши бедный «Толик» - практически единственный аргумент Ваших коллег - приверженцев исключительности словарного варианта. Ну что же, когда мне потребуется рифма к «святого лика» или же «от мала до велика», я воспользуюсь словарным вариантом:)

- стою, гляжу на "Родину" в прострации,
- чинить?.. не по плечу сейчас такое мне,
пусть лица средне-азиатской нации
в сети лесов её роятся вышине... 

:о)bg

Там масштабная реконструкция, и сами по себе леса - уникальное инженерное сооружение (говорят, сложнее Эйфелевой башни). И вот когда ты уже поднялся по ступеням на самый верх Кургана, к самому монументу, понимаешь что попал на обыкновенную (хоть и важную во всех смыслах) стройку: визжит электроинструмент, кромсая бетон, и орут с высоты лесов строители на давно уже обычном для касты строителей в России языке... а может, это просто ветер до неузнаваемости и бульканья коверкал самые обыкновенные русские слова. Ну и конечно, отнесясь философски, напишешь пару-другую строк:))

- мой сын тоже там был недавно... на фотках стройка выглядит этаким ажурным зиккуратом... боюсь, не покрасили бы её (статую) в триколор, для пущей патриотичности... :о)bg

Заглянул в местные СМИ - кто-то всерьез опасался, что её золотом покроют. Якобы так скульптор завещал. Не думаю, что есть реальные основания к таким опасениям. Отпескоструят бетон, белый чтобы был, а не черный от копоти местных производств, отремонтируют несущую конструкцию, нормально всё.

Александр, спасибо за толику.
Мне, конечно же, важнее было понять, как Вы в целом отнеслись к моему разбору Вашего стихотворения.
К главной мысли моего разбора о сюжете-вознесении.
А.М.

В столь коротком тексте Вы уловили столько смыслов, что я несколько растерялся. Я их, в частности, идею вознесения, в свой текст не закладывал, по крайней мере, намеренно этого не делал. Если получилось, то случайно. Если же текст вызывает у вдумчивого читателя такие мысли, идеи и чувства, которые автор не подразумевал, значит текст начинает жить своей жизнью или по крайней мере имеет право на жизнь. 

Вот теперь, Александр, спасибо огромное.
Имеет право на жизнь.!
А.М.

Толика меня не смущает. Иное дело роящийся птах.

Он мог бы быть гнездящимся и не птахом вообще, но  захотелось так.

Почему же "нечто вроде магнита на холодильник"?
Проезжал в июле-августе, в Крым и обратно, мимо этих лесов.
Даже "увязая в этой призме" встало на место, хотя и не сразу.

Потому что это стихотворение просто-напросто сопровождало в качестве подписи выложенную мною в Инстаграм фотографию Родины-матери, стоящую на Мамаевом кургане в призме из строительных лесов по самый меч.
https://www.instagram.com/p/B1wnLuujOXx/?igshid=16jyo5kwrhs91