Памяти Глеба Горбовского


Почему тишина?

Виктор Соколов, член Союза писателей России
05.04.2019 http://dompisatel.ru/?p=14339 

(6 апреля 40 дней после смерти Глеба Горбовского)
На столе передо мной лежит слегка потрёпанная от неоднократного прочтения книжка с пожелтевшими страницами (бумага была некачественная). Глеб Горбовский. ТИШИНА. Четвёртая книга стихов. Лениздат, 1968. Экземпляр этот уникален: рукой Бориса Тайгина – нашего общего друга и архивариуса Глеба – под каждым стихотворением проставлены даты сочинения и вписаны первоначальные варианты строк, изменённых редактурой. А на титульном листе автограф: Вите Соколову – от немилого Глеба. 6 апреля 68 г. Вот так поэт умел одним неожиданным для автографа словом немилый передать своё настроение, вернее состояние души в тот период. Это в автографе! А в стихах! *

Но почему же и кому немил сейчас Горбовский – один из самых больших и самобытных русских поэтов нашего времени, совсем недавно ушедший в мир иной? Почему вокруг этого печального события и этого славного имени тишина? Умершему рэперу, или телезвезде (этим титулом награждают почти каждого, кто мелькает на телеэкране) посвящают целые передачи на всех каналах, а вокруг умершего поэта – т и ш и н а. Только умница Сергей Шаргунов на федеральном канале в своей короткой программе «12 минут» сказал, правда, об этой тишине. Совсем кратко одну или две минуты. А ещё он сказал, что Глеба Горбовского любили Иосиф Бродский и Николай Рубцов. Разве это критерий величины личности поэта?
Глеба Горбовского любили читатели, и не меньше, чем упомянутых Шаргуновым его современников, хотя порой недолюбливали власти. Книга ТИШИНА, та часть тиража, что успела попасть на прилавки магазинов была раскуплена мгновенно. Оставшаяся – по указанию сверху была заморожена где-то на складах. В начале 1970-х я работал в магазине «Букинист» на Литейном. Как-то пришёл ко мне Глеб и сказал, что и авторских экземпляров он недополучил, а многие знакомые просят эту книгу, не приносят ли её сдавать в магазин старой книги. Поговорили мы с товароведом Эстер Вейнгер, тоже питерской поэтессой. «Да, бывает, приносят ТИШИНУ, – сказала она – только книга эта в списках, запрещённых к приёму». **

Такие списки книжный магазин получал регулярно. Мы всё-таки собрали для Горбовского более десятка экземпляров. Копеечные по цене книги можно было не записывать в квитанции поимённо.
Сейчас, когда чуть поутихла боль утраты, а пишу я эти строки в сороковой день после его кончины, я понимаю, что мой плач по любимому Глебу, человеку и поэту, ещё и плач по нынешнему статусу в обществе п о э з и и вообще.
Но вернёмся к стихам Г.Горбовского:
…Ведь что напишу –
не простится,
ни даже –
последняя строчка…

Такое осознание ответственности автора за всё, что он скажет, свойственна далеко не каждому, дерзнувшему назвать себя поэтом. Настоящая поэзия – это исповедь. У Горбовского – всегда, обязательно…
Вот одно из ранних стихотворений:
МЕСТЬ
Тайга хлестала по лицу
меня:
вершила мщенье.
И молча
каждому рубцу
я предавал значенье:
вот этот – красно-голубой –
за прежний быт с комфортом,
за частый сон,
за мозг слепой,
за мозг,
как воздух спёртый;
а тот на лбу, –
за скверный вкус;
тот – за подбор оплошный.
где
что ни друг – нахальный трус,
что ни товарищ – прошлый…
Царапин, ссадин –
всех не счесть,
и в каждой
смысл,
значенье…
Я принимаю эту месть
как честь
и как…
прощенье.
Кому сегодня нужна чья-то поэтическая исповедь? Нам выдают за исповедь многочисленные в сетях и на телеканалах интимные откровения звёзд и звездюлек, которые более похожи на самолюбования во грехе. И главное: это продаётся, а поэзия нет.
Мы всегда считали, что образование – это формирование духовной личности, а недавно наш банкир Греф заявил, что задача образования воспитать грамотного потребителя –отсюда и на культуру взгляд как на услугу, которая имеет свой ценник. А поэзия низведена почти в статус хобби. Не для того ли создан сайт «Стихи.ру», чтобы разбавить подлинное творчество миллионом даже не дилетантских, а просто графоманских произведений?
Самоидентичность народа определяется прежде всего в культуре языка, которая сохраняется и развивается в национальной литературе. Поэзия – квинтэссенция языковой культуры. Русская поэзия – это в огромной степени и особое искусство. В ней есть и музыка, так как звуковая составляющая и отличает настоящую поэзию от прозы. Над гармоничным звучанием стиха работали лучшие мастера (начиная, пожалуй, от Пушкина).
Несмотря на вербальность, в поэзии есть и изобразительная составляющая: зрительные образы чаще других становятся основой метафоры. И в то же время поэзия – это эмоциональное осмысление миропонимания, а зачастую и философии бытия, выраженное в слове.
У Горбовского это осмысление происходит нередко как бы через простые бытовые реалии:
***
Мне тишина необходима.
С меня довольно пьяных рож,
собраний, призрачных от дыма,
и славы мизерной
делёж.
Меня заждались откровенья
в зимнезадумчивом лесу.
В одну из русских деревенек
свою любовь перевезу.
Не ту любовь,
что жгла и грызла,
а что рвалась,
как паруса.
…Итак, прощайте, люди-числа.
Мне ближе люди-чудеса!

Я пишу не рецензию, не пытаюсь анализировать творчество Глеба. Это делалось многократно и без меня. И цитирую, возможно, не самые яркие его стихи. «Люди-числа»… Не слишком ли много их стало ныне в нашем обществе? Поэзия – зачастую ещё и проповедь, а «людям-числам» проповеди не нужны.
***
Оставим надежды
тому, кто мечтам предаётся.
Пусть эти невежды
считают, что всё обойдётся.

Отринем пустое,
как прах от солдатских ботинок.
Продолжим святое:
со смертью крутой поединок!

Сосуды скудельны.
Надежда и Вера – химеры.
Средь скуки смертельной
бессмертны Любви кавалеры!

Из тех, кто не дрогнул,
не клюнул на рабью приманку,
кто, встав на дорогу,
не пел под чужую шарманку.

Я вспоминаю годы, когда вечера поэзии собирали слушателей в переполненные залы больших Дворцов культуры. Сегодня на самых хорошо организованных мероприятиях читателей чуть ли не меньше, чем выступающих. Мы читаем стихи друг другу, мы издаём книги за свои деньги и мизерными тиражами. Мы не профессионалы, ибо такой профессии – поэт – официально не существует.
***
Писать стихи, казалось бы, – не надо.
Есть и без них –
и солнце и прохлада.
Есть и без них
и Родина, и ритмы.
Есть и без них –
и выспренни, и скрытны.
Писать стихи,
когда река хлопочет
и гладит брега свои
и точит?
Писать стихи,
когда грома лихие
подопытно грохочут
и – в стихии?
Писать стихи,
когда глаза и уши
имеют птицы нежные
и – туши?
…Писать стихи!
Безгрешные стихи!
За это мне простят
мои грехи…Ушёл поэт, простим ему и грехи, и успехи. Перечитаем любимые из его стихов, мы, собратья по перу…
***
На лихой тачанке
я не колесил.
Не горел я в танке,
ромбы не носил,
не взлетал в ракете
утром, по росе…
Просто… жил на свете,
мучился, как все.

Это он сам о себе скромно, без всякой звёздности.

Ну почему тишина?

Виктор Соколов, член Союза писателей России  
http://dompisatel.ru/?p=14339 




Татьяна Кувшиновская, 2019

Сертификат Поэзия.ру: серия 1317 № 142453 от 06.04.2019

6 | 6 | 1285 | 17.11.2024. 14:35:09

Произведение оценили (+): ["Светлана Ефимова", "Надежда Буранова", "Вера Тугова", "Вячеслав Егиазаров", "Константин Еремеев"]

Произведение оценили (-): []


Большое Вам спасибо, что поделились!
Светлая память замечательному поэту и
его пронзительно звучащей тишине!

p.s.
Тут со мной Владислав Пеньков недавно поделился информацией о ещё одном замечательном поэте и художнике, тоже недавно ушедшем - Валерии Исаянце. Вот ссылка:
https://45parallel.net/valeriy_isayants/ 

ПОЭТ

 Трущобный двор. Фигура на углу.
Мерещится, что это Достоевский.
И желтый свет в окне без занавески
Горит, но не рассеивает мглу.

 Гранитным громом грянуло с небес!
В трущобный двор ворвался ветер резкий,
И видел я, как вздрогнул Достоевский,
Как тяжело ссутулился, исчез...

 Не может быть, чтоб это был не он!
Как без него представить эти тени,
И желтый свет, и грязные ступени,
И гром, и стены с четырех сторон!

 Я продолжаю верить в этот бред.
Когда в свое притонное жилище
По коридору в страшной темнотище,
Отдав поклон, ведет меня поэт...

 Куда меня, беднягу, занесло?
Таких картин вы сроду не видали.
Такие сны над вами не витали,
И да минует вас такое зло!

...Поэт, как волк, напьется натощак.
И неподвижно, словно на портрете,
Все тяжелей сидит на табурете,
И все молчит, не двигаясь никак.

 А перед ним, кому-то подражая
И суетясь, как все по городам,
Сидит и курит женщина чужая...
- Ах, почему вы курите, мадам?
Он говорит, что все уходит прочь
И всякий путь оплакивает ветер,
Что странный бред, похожий на медведя,
Его опять преследовал всю ночь,
Он говорит, что мы одних кровей,
И на меня указывает пальцем,
А мне неловко выглядеть страдальцем
И я смеюсь, чтоб выглядеть живей.

 И думал я: "Какой же ты поэт,
Когда среди бессмысленного пира
Звучит все реже гаснущая лира,
И странный шум ей слышится в ответ?.."
Но все они опутаны всерьез
Какой-то общей нервною системой:
Случайный крик, раздавшись над богемой,
Доводит всех до крика и до слез!
И все торчит.
В дверях торчит сосед,
Торчат за ним разбуженные тетки,
Торчат слова,
Торчит бутылка водки,
Торчит в окне бессмысленный рассвет!
Опять стекло оконное в дожде,
Опять туманом тянет и ознобом...
Когда толпа потянется за гробом,
Ведь кто-то скажет:
"Он сгорел ... в труде."

НИКОЛАЙ РУБЦОВ

P.S.
Эти стихи навеяны Н. Рубцову дружбой с Г. Горбовским, когда они встречались у Глеба в квартире и были молоды, здоровы и полны радужных надежд...

Надо же, не знал!
Светлая память поэту.

Потрясло  известие о смерти замечательного поэта из Санкт- Петербурга Глеба Горбовского.  И эта тишина вокруг его имени.Что же мы за люди такие?!
Я неоднократно говорила и писала о том , что моя любовь к поэзии началась именно с" тихих лириков". Думаю, что не только у меня. Тогда, в годы своей ранней юности, я даже не могла подозревать о существовании такой человечной поэзии. Человечной даже не в силу её гуманности, а просто настолько близкой душе. Среди " тихих лириков" Горбовский был самым любимым.
Впервые прочитала его стихи в сборнике с предисловием критика В. Кожинова( ныне покойного) "Страницы современной лирики".Я купила этот сборник  тогда ещё в советской Латвии, куда приехала вместе с сестрой в гости к дяде. Начинался этот сборник с подборки стихов  Прасолова и кончался , по- моему, Олегом Чухонцевым - одним из ведущих современных поэтов.
Горбовский был мне тогда настолько близок по духу, что я посвятила ему одно из своих первых, почти ещё детских, стихотворений под названием " Читаю Горбовского".
Читаю Горбовского... Руки
кладу на короткий листок-
вот дождик негромко простукал,
вот лист на дорожку прилёг.
Вот где-то тревожно и гулко
прошла, прокатилась гроза-
из сердца глухих закоулков
сверкнула, скатилась слеза.
Как ясно, привольно и росно,
как тёплому веришь лучу,
как будто приник осторожно
к родному до боли плечу.
1983г.
Сейчас держу в руках его итоговый сборник  Отражения"- это избранная лирика последних 30 лет творчества поэта.
Вот наугад открыла книгу( я иногда так гадаю и на свою судьбу тоже) и читаю:
Я сижу за оконной рамой,
мне - не хочется 
шевелиться...
Родила меня - 
просто мама,
а могла бы родить-
 птица.





Спасибо Вам за память и статью.
Еще в юности запомнила сходу, но чтоб не забыть,  переписала себе в блокнот его стихи. До сих пор помню их. Царствие Небесное поэту и светлая память.

Глеб Горбовский
 
Не убивать, не врать, не красть,
Не соблазнять жену чужую,
Не баламутить носом грязь,-
Все это можно. Зачастую.
И даже ближнему помочь,
И даже зверя не ударить,
И даже с тем, что скоро ночь,
Смириться, вывесив фонарик.
Но,как же трудно, в шесть утра
Подняться в сорок лет с улыбкой.
Потом, когда трамвай, жара,-
Беззлобно плавать свежей рыбкой.
И видеть небо, видеть пасть
Последней двери… Видеть космос…
А не убить, а не украсть –
Ах, Боже мой, как это просто !