В сумерках

Автор: Чурдалёв
Отдел (рубрика, жанр): Лирика
Дата и время публикации: 10.01.2019, 20:55:37
Сертификат Поэзия.ру: серия 1329 № 140129

1.

На улицах, исчезнувших давно,
ознобно, бесприютно и темно.
Теперь они – бессвязные фрагменты
в немом провале прошлого. И там
затертый фильм все крутят под регтайм,
наложенный на стрекот киноленты.
Оглохшей черно-белою зимой
там всё немое. Кружит снег немой.
Нигде впотьмах ни шороха, ни слова.
Ничто здесь немоте не даст отпор.
Она – закон, когда бы не тапёр,
парящий над октавами былого.
Беззвучно годы падают ко дну
и оставляют музыку одну,
не помня ни о сути, ни о слоге.
Так наша речь, однажды отзвучав,
теряя смысл, но сохранив печаль,
становится мелодией в итоге.
 
2. 
   
Ни тьмы ни света в мире больше нет.
Померкло нынче всё, чему блисталось.
Бредет как водолаз на глубине
зима, подслеповатая под старость.
Вокруг и впрямь – замерзшая вода,
а мех скафандром служит для заплыва.
Здесь сумерки жемчужные всегда,
в них рыбы фар плывут неторопливо.
Парад видений. Тени темных стен.
Туманных окон тусклые квадраты. 
Всё сумерки, да сумерки весь день.
И ночи не густы, но бледноваты.
Поземкою стези занесены,
пути сокрыты, судьбы неизвестны -
ни тем, кто доплывает до весны,
ни тем, кому не вынырнуть из бездны,
кто остается в зыбкой глубине,  
вставая в ряд её старинных стражей, 
с шандалами на ломберном сукне,
с бокалами, да парою «лепажей».




Сертификат Поэзия.ру: серия 1329 № 140129 от 10.01.2019
4 | 4 | 904 | 16.04.2025. 04:56:35
Произведение оценили (+): ["Сергей Шестаков", "Алёна Алексеева", "Александр Ивашнёв", "Снежана Малышева"]
Произведение оценили (-): []


Дата и время: 13.01.2019, 01:05:16

Игорь, впечатлило. особенно первое, больше в нем, показалось, энергии какой-то поэтической, и интонации, и метафора, опять же, like!
а может второе специально притушено/приглушено несколько, для уравновешивания пафоса, нет?
:)

Автор Чурдалёв
Дата и время: 14.01.2019, 11:41:27

Не специально, Алёна. Вышло так. Иногда, при первом импульсе рождающегося стихотворения, в нем звучат как бы 2 - 3 различных мелодии.  Нет смысла силком втискивать их в единый текст, можно всё дело загубить. Вот и получаются иногда вещицы двух- или трехчастные. Благодарен Вам.  

Автор Ася Сапир
Дата и время: 17.01.2019, 02:29:37

Здравствуйте, Игорь!
Прочла Ваше стихотворение сразу, как оно появилось.
Не написала сразу отзыв, п.ч. многое понадобилось оживить в памяти, а я совершенно расклеилась.
Вот и этот отзыв буду писать кусками. Когда поставлю свою подпись, это будет означать - я завершила работу.
Лирический субъект повествует, словно бы отстранясь
от того, о чём он поведал нам. И так до самого конца, до последней строчки, где появляется "пара лепажей"
Не как у Чехова: если в первом действии на стене висит ружьё, то оно должно выстрелить. Лепажи в последней строчке. Но это взрыв. Особенно для меня: из "лепажа" был смертельно ранен Пушкин.
И Чехова я вспомнила не случайно: первый сборник из 16 рассказов назван был Чеховым "В сумерках". Среди прочих рассказов есть и рассказ про Иону. У Ионы умер его любимый сын, но до горя человека никому нет дела.
Только лошадь, морду которой Иона заливает горючими слезами, оказалась способна выслушать исповедь Ионы. За этот сборник рассказов А.Чехов был награждён Академией словесности Пушкинской премией в 1987 г.
Сам Чехов говорил о сборнике, что это сумеречные рассказы в сумеречное время (цитирую по памяти).
Видите, как далеко завело меня чтение Вашего стихотворения. Не буду выписывать словесные находки - каждая как необходимый мазок на общем полотне. 
Но "улицы - бессвязные фрагменты в немом провале прошлого" или "Позёмкою стези занесены", "Зима, подслеповатая под старость", "Всё сумерки, всё сумерки весь день" создают не только настроение, но и таят напластования смыслов. Вы скажете, что ничего 
подобного Вы и не имели в виду. Но я читатель, и читаю так, как понимаю.  И возникающим по ходу чтения ассоциациям не прикажешь
Мне хочется думать, что Вы не теряете надежды: "...Наша речь, однажды отзвучав, теряя смысл, но сохранив печаль, становится мелодией в итоге". Мелодия - это трудно обретаемая гармония.
За этот итог особое Вам спасибо.
Будьте благополучны.
Ваша А.М.




Автор Чурдалёв
Дата и время: 18.01.2019, 08:11:41

Здравствуйте, Ася Михайловна. Всегда рад Вашему отклику - тем более, столь пространному и обстоятельному. Не перестаю поражаться глубине и диапазону Ваших реминисценций. Само собой, в процессе сочинения автору и доли того, о чём Вы пишете, в голову не приходит. Оно и слава Богу, а то никто бы ничего примечательного не сочинил бы. Вы лучше многих понимаете, что сочинение - процесс иррациональный, медитативный, а не мыслительный. Мы плачем, на луну воем. а вовсе не конструируем. Однако, тем интереснее после подумать, откуда что взялось. И в этом помощь Ваша, анализ - неоценимы. А надежд и мелодий я не теряю никогда - расставаться с ними мне труднее, чем пожилому (уже) человеку с застарелыми привычками.
Время теперь и впрямь сумеречное - вне всяких подтекстов. Вы помните русский январь. Надеюсь, в краях Вашего пребывания нынешнего тепло и солнечно. Добра Вам, бодрости духовной  и здоровья, здоровья, здоровья. Благодарю.