Тадеуш Завадовски. Армии оловянных солдатиков, и др.

Тадеуш Завадовски.

 

АРМИИ ОЛОВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ

по обеим сторонам улицы собрались армии. мундиры

спрятаны в рюкзаках или в котомках . флаги

готовы к подъёму на мачту. обе уверены в победе

разучивают парадный шаг. ожидают нужного момента

который неизвестно когда наступит. люди проходят

между ними делают закупки в магазинах на случай войны

и на всякий случай. оставшиеся  дома закрывают окна

выключают телевизоры и радио. перестают разговаривать между собой

или пользуются шифром. дети уже не хотят играть оловянными

солдатиками.  предпочитают компьютерные игры где они сами

устанавливают правила.

постепенно  улицы пустеют. солдаты расходятся по домам.

 

РАЗГОВОРЫ О СВОБОДЕ

 

сидим в парке под деревом. пьём пиво. возле

нас птицы  небесного  и  прочих колеров переминаются

с ноги на ногу. кто-то подходит  говорит что тут не дозволено

распивать алкоголь. это только пиво. говорим о свободе.

у войтека волосы зелёные как мундир. по ночам

он прячется на чердаке я в подвале

копим запасы на случай войны. кто-то говорил

что на соседней улице видел военных. двух солдат

 

пьяных мертвецки.

 

КАРТОЧНЫЙ ДОМИК

 

я строил свой мир из белых карт. уничтоженные

чёрные и серые выкидывал с территории стройки. возводил

стены на фундаментах давней погибели и ненависти

веруя что зло не может возродиться вернуться. потому что

минуло безвозвратно. не думал что было это

только игрой. из-под земли вышли карликовые старцы. несли

свои карты с картинками шутов и демонов чтобы

ими заменить мои. карту на карту. чёрную

 

вместо белой.

 

ВОЕННЫЕ  ИГРЫ

 

Война похожа на маленькую девочку. скачет с ноги

на ногу с государства на государство. раз два три завтра

ты. подключает парней. одевает в полевые мундиры. меняет

деревянные ружья на ракеты  вместо яблок опадают

гранаты. раны намалёваны малиновым  соком на культи рук

и ног. раз два три завтра ты. десятки тысяч сирот и бездетных

родителей.

 

одним нажатием джойстика.

 

ЕЩЁ НЕТ ВОЙНЫ.

 

ещё нет войны. ещё только подтягиваются армии

калек с оторванными руками ногами ослеплённых

взрывами ужаса. гул лопающихся иллюзий

разорванных в клочья ненаписанных книг. ещё

сидим при пиве с приятелями с которых неприметные

мастера стратегии снимают мерки  будущей униформы.

они прислушиваются к нашим разговорам о детских

стрелялках и поединках на палках. выходим на

заплетающихся ногах. на улице подходит к нам группа

 

военных врачей спрашивают дорогу…

 

ПЛЯЖ. ПОДГОТОВКА К ВОЙНЕ.

 

девочки роют в песке окопы для пластиковых мышек и других

надёжных солдат которые должны их защитить от крадущейся

жизни. их братья льют ведёрками воду сооружая рвы

перед построенными с азартом бункерами где они укрыли свои

машинки и другую военную движимость. родители в это время строят засеки

 из ширм и укрепляют их палисадами разложенных лежаков. в центре

полно гранат из бутылок пива. ещё минута и нахлынет десант

обёрток от мороженого и пустых пакетов от чипсов. вдоль пляжа

 

ходит разукрашенный моряк и предлагает снимки за десятку.

 

 

 

ПЕЙЗАЖ ПЕРЕД БИТВОЙ А МОЖЕТ БЫТЬ ВОЙНОЙ

 

сижу за столиком и пью очередную чашку кофе. смотрю на чистый

листок на который через минуту возможно присядет заблудившийся

стих не думаю ни о предстоящей войне ни

о запланированной битве. запасы не сделаны  укрытие

не оборудовано  мундир требует утюжки. сижу

при кофе как  ни в чём не бывало, а вокруг носятся сообщения

панические или напротив угрожающие . радио выключено - не слушаю,

в телевизоре плюются политики - я не смотрю. какой-то военный

пробежал по комнате  выпил два по сто и побежал на следующую

позицию. а  тут водка заканчивается запасы не сделаны

 

и всё те же сообщения…

 

НЕ ГОВОРИ МНЕ ПРО ЗАВТРА

 

не говори мне про завтра. это такая условная дата

выдуманная на потребу минуты. все еще длится сегодня . ещё

долго  могу не смотреть телевизор и подсчитывать падающие

листья с деревьев. есть время до зимы  несколько месяцев.

потом могут отключить ток. электрокардиограмма покажет прямую,

по которой надлежит перебежать на другую сторону.

 

а что если завтра не будет и я останусь большим знаком вопроса

с вечно открытом от ужаса ртом? теперь поговори  ещё со мной

глазами касанием руки скольжением волос по щеке.

 

слова тетмайера смешиваются с каплями пота на лбу всё ближе

к зиме. листья прикроет белое забвение в котором

скроюсь вместе с моей мурашкой.  ношу её в сердце

как талисман, чтобы защититься от себя.

 

в полночь остановились часы  и не известно на которой я стороне.

 

ПОКА НЕ ЗАСНУЛ

столько моих друзей промаршировало в сон. ещё

бубнят в моей голове барабаны их ботинок бьющих о мостовые

незаконченных войн. остались от них разбросанные

пуговицы  мундиров стихи.  гранаты слов

не брошенных на бумагу или даже на ветер. ночью вместо

баранов считаю шаги тех что пересекли линию

фронта. мало-помалу занимаю их места. за ними

уже только сон.

 

ПЕЩЕРА

я вышел из пещеры, но снаружи  не было уже людей. остались только

их тени на стенах. разбросанные огрызки идей. всё

оказалось неправдой. мечты о свободе очередным несбыточным сном.

Я бродил по улицам заполненным пустыми

лозунгами словно в огромном гардеробе между развешанными

плащами и куртками. искал  в них хотя бы след

человеческого запаха, но найденный напоминал скорее

звериный. гигантский мегафон взывал к акции непослушания. другой

выстраивал ряды вооруженных роботов. я вернулся в пещеру и назвал её

домом.

https://opt-art.net/helikopter/1-2018/tadeusz-zawadowski-dziewiec-wierszy/

 

 

Очень интересный иронический текст, хотя вызывающе необычно выглядит. Мне по душе подобные взгляды на жизнь (в общем случае). Войны начинают не Гансы, Иваны, Джоны, Жаны, а их Властители - паханы по сути, якобы радеющие за свой народ.
Благодарю за перевод.

Благодарю за отзыв. У поляков верлибр в моде.

Это понятно, где он не в моде нынче. Отсутствие знаков препинания, заглавных букв - поновее. Или ошибаюсь? Мне бы вразумиться, что в этом полезного.
Лев, заходите ко мне тоже, пожалуйста. Я здесь только что, оглядываюсь.

Может быть, такой приём заставляет читателя внимательнее всматриваться в текст, чтобы понять?

Когда-то мне кто-то пояснил, что это дает возможность читателю самому, на свой вкус вообразить запятые и прочие знаки. Это повеселило немного, но не убедило. Продолжаю поиск объяснения.
А Тадеуш Завадовский, чувствую, хороший, умный писатель.