Автор: Вера Тугова
Дата: 25-10-2018 | 22:04:58
***
То ли ветер шумит, то ль дорога железная дышит-
всё с одной стороны, где в ненастье сгущается взор.
В эту пору снегов иль дождей сквозь небесную нишу
тусклый свет проливает фонарь из воздушных бесчисленных пор.
Оголились холмы сиротливой травы придорожной,
где репейник-бобыль очертил свой последний предел.
Над тоскою дорог, непролазно слепых, безнадёжных,
тот репей-поводырь оказался совсем не у дел.
Это дождь декабря, растерявший и сроки, и свойства,
прострочил этот мёртвый, почивший под снегом декор.
Что зима погребла. Но сломалось мирское устройство
преизбытком воды в застывающих скважинах нор.
Снег в низинах сошёл. Потайные задвигались воды.
Пьёт земля в полусне, заливая лохмотья теней.
Ей сейчас не до нас - наизнанку любая погода.
Вот репей прицепился двойным одиночеством дней.
Только крошево зги, в пелене отдалённой свеченье,
этот свет неземной, заревым растекаясь пятном,
тянет душу туда, к верховым чужедальним селеньям,
будто светит оттуда родительский брошенный дом.
Чуть очнёшься от сна - бормотанье в ночи вороватой.
То петух над сараем скрежещет, гремит из жестянки крылом.
Он явился из мглы - петушок от Додона хрипатый-
оловянное небо скребёт обветшалым пером.
Нет ни звука в ответ, нет ни отклика свыше и дале,
только мутная стынь оголённых бесцветных небес,
только влажные крыши на сером шуршащем провале
да тяжёлый вдали почерневший в испарине лес.
Декабрь 2017 г.
Вера Тугова, 2018
Сертификат Поэзия.ру: серия 2017 № 137961 от 25.10.2018
0 | 15 | 1229 | 17.11.2024. 16:36:27
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Вера, хороший текст!
"Вот репей прицепился двойным одиночеством дней" - особенно понравилось.
Удачи!
Спасибо Вам огромное, Семён! Вы позволите себя так называть?
Дело даже не в моём стихотворении, а в самом Вашем участии. Меня этим не баловали, хотя я и сама не очень стремилась, как говорят, продвигать свои стихи. Важно ведь даже не продвижение, а постижение, самое разнообразное (по крайней мере, для меня), которое продолжается всю жизнь. И это не дежурные слова, а один из принципов моей жизни. И на ваш сайт тоже пришла учиться. Год читала все стихи на ленте, знакомилась более подробно с творчеством авторов, которые меня особенно заинтересовали.
Сегодня весь вечер читала Ваши стихи. Такое удовольствие! Столько совпадений с моим мироощущением сейчас! Я просто счастлива. Нечасто подобное приходилось испытывать.
Просто, глубоко, мудро, человечно. Многие стихи хоть на цитаты разбирай - готовые афоризмы:
«…Но время забирает, а не лечит»; « Чем тоньше, чем ранимее душа, Тем ей труднее примириться с миром» (здесь даже прослезилась: ну, точно про меня); «Мне дали душу и разве моя вина, Что ощущаю время как поступь смерти»; «Исчерпать бы тетрадный листок до дна, Прежде, чем душу отпустит тело»; «Нет ничего желанней совершенства И ничего страшнее для творца» и etc etc etc.
В одном из Ваших откликов прочитала о китайском философе Менции (знаю только Лао цзы и Конфуция), о его четырёх добродетелях: благожелательности, праведности, благопристойности, мудрости.
Думаю, что всеми четырьмя Вы обладаете вполне.
Всего Вам доброго - доброго!
Вера, спасибо за добрые слова! Мы все пишем только для себя, но ждём и радуемся, когда наши слова оказываются созвучны читающему.
"Слушайте всех, верьте себе, бойтесь похвал".
:)
Семён
Тема: Re: То ли ветер шумит... Вера Тугова
Автор Александр Владимирович Флоря
Дата: 27-10-2018 | 22:34:36
Благодарю, Александр Владимирович, за благожелательный отзыв! Постараюсь быть достойной Вашего внимания.
К сожалению, мало знакома с Вашим поэтическим творчеством, но последние Ваши работы на сайте в разделе «Прозаические миниатюры», по-моему, интересны и полезны авторам сайта как создателям оригинальных текстов. Периодически возникающие дискуссии по вопросам лингвистики подтверждают это.
Спасибо за Ваш бескорыстный и нужный труд.
С уважением и признательностью.
Вера, не сочтите за придирки, но "действо - устройство", "твердь - дней" и "на воле - в провале" - это плохо. Это образует разрыв между тем, что Вы хотели сказать и тем, что получилось в результате.
Уважаемый Сергей, неудачные пары слов, которые Вы назвали, придирками не считаю.
Наоборот, говорю Вам спасибо за внимательное прочтение. На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.
Только мне не очень ясно, что конкретно «плохо»: рифмы, смысл или всё вкупе.
Насчёт смысла, я думаю, всё в порядке: интенция текста не нарушена и логически выверена.
Если Вы лучше меня знаете, что я хотела сказать и что получилось в итоге, то потрудитесь уточнить свой вывод.
Что касается рифм, то я могу с Вами отчасти согласиться: действительно, они не идеальны. Их можно было бы поправить, но я не хочу жертвовать смыслом и замыслом ради красивых рифм, тем более, что к ним сейчас отношение у стихотворцев очень неоднозначное.
Тема: Re: Re: Re: То ли ветер шумит... Вера Тугова
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 28-10-2018 | 14:34:00
Уважаемая Вера, я говорил только о рифмах. И было бы замечательно, если бы их удалось поправить, не жертвуя ни смыслом, ни замыслом: такого выбора (или рифмы, или смысл) вообще не должно быть. На мой субъективный взгляд, естественно.
А насчёт "неоднозначности отношения" - да, это есть. Но стихотворцы, которые так относятся к рифме, просто хотят оправдать неумение подобрать нужные слова. Естественно, тоже на мой субъективный взгляд.
Здравствуйте, уважаемая Вера Тугова!
Вероятно, надо бы порадоваться тому, что
автор выверяет логически "интенцию текста", но
два очевидных, с моей точки зрения, недостатка
противоречат этому. Первый - это " петушок от Додона
поддатый". У Пушкина он прорицатель, а у Вас - "поддатый". "Птичку жалко", как говорил Шурик.
Второе - серьёзнее. Речь о рифмах. Каждый автор,
как говорил всё тот же Пушкин, следует тем законам,
которые налагает на себя. Вы избрали не белый стих, а рифмованный, следовательно признали содержательную роль рифмы. Поэтому Ваши слова о том, что Вы " не хотите жертвовать замыслом и смыслом ради красивых рифм" - не согласуются с выверенностью интенции стиха. "Действо-устройство",
"твердь - дней", "на воле-провале" - это не рифма.
Кстати, множ. число от слова пелена" не "пелЕны", как у Вас, а "пеленЫ".
Будьте благополучны.
А.М.Сапир.
Уважаемая Ася Михайловна, здравствуйте! Рада встрече с Вами. Всякий раз готова прислушиваться к Вашим замечаниям и советам. Всегда они оказываются дельными и действенными.
Но кое - что всё - таки хочется уточнить.
Во - первых, насчёт пушкинского петушка от Додона: да, петушок у Пушкина, действительно, прорицатель, но, согласитесь, совсем не в том смысле как «всемогущий кудесник» в «Песне о вещем Олеге», который предвидит будущее. Сказка Пушкина насквозь иронична, и эта ирония «бросает тень» на всех персонажей. Здесь не надо искать «положительных героев», воспринимать ситуацию формально.
У моего петушка связь с пушкинским чисто виртуальная: недаром же он жестяной (не настоящий, да ещё и поддатый) и безрезультатно скребёт «оловянное небо обветшалым пером». Тоже своего рода ирония. Следовательно, никаким прорицателем он быть не может, тем более в современном российском мире, который настолько непредсказуем, что даже истинный прорицатель в этой ситуации был бы бессилен.
Я часто избегаю прямоговорения: за привычными словами скрывается иной смысл, часто даже противоположный. Сквозь природное у меня почти всегда просвечивает человеческое.
В своём тексте, упрощённо излагая, я хотела сказать о трансформации, ломке как природного, так и человеческого устройства жизни. Всё сдвинулось и перемешалось.
Напрасно жестяной петушок «скребёт оловянное небо обветшалым пером» - помощи и участия ждать неоткуда. Поэтому в каком-то оцепенении, разоре, недоумении, растерянности находятся и человек, и окружающий мир.
Душа устремляется к прошлому («к верховым чужедальним селениям»), откуда ещё брезжит свет памяти, родного дома, но этот дом брошен и почти забыт.
Все эти мысли, картины и настроения, по-моему, логично вписываются в текст и создают определённый настрой.
Во - вторых, что касается злополучных рифм , даже не трёх пар, а одной, по-моему, Вы слишком категоричны: плохую рифму сразу чувствуешь интонационно, ритмически, просодически - здесь у меня таких «спотыканий» нет: текст звучит ровно и мелодично.
Общеизвестно, что глагольные рифмы сейчас нехороши, но у Пушкина, Лермонтова, Есенина и пр. поэтов - классиков их множество, но от этого эти поэты и их произведения не перестают быть великими.
Мне кажется, что во всём нужно чувство меры, а мы слишком упираемся в формальные изыски, забывая о главном, поэтому вместе с водой выплёскиваем и ребёнка.
Насчёт « пеленЫ» или « пелЕны.» Выбирала наиболее благозвучный, как мне казалось, вариант.
Всего Вам доброго. Спасибо за советы и замечания.
Уважаемая Вера,
постараюсь ещё раз сказать о главном и важном.
Как верно заметил С.Ткаченко (Амис) не может быть противопоставления рифма - смысл и замысел. Рифма работает (или не работает) на то и другое. Я ни слова не говорила о глагольной рифме, она тоже может быть полнозвучяной и богатой. Я говорила о законах, которые ставит перед собой автор, а поставив, обязан выполнять. Рифма - не формальный изыск. Если вы думаете иначе, значит, поэзия для Вас - недоступная вещь.
Вы - свободный человек и можете поступать так, как хотите. Я говорю о норме, а не о изысках.
Если Вас не коробит сочетание "поддатый петушок",
неверное ударение в слове, отсутствие рифмы в рифмованных стихах, то это означает, что Вы сделали свой выбор. И никакие высокие слова о интенции, о
том, что Вы озабочены тем, как живёт Россия и пр., -
не работают, потому что вы пренебрегаете богатством, которые таятся в многовековой культуре, в многовековом поэтическом искусстве России.
Ещё раз: будьте благополучны.
А.М.Сапир.
Вера, вот это понравилось очень!
Образное и мелодичное!
Но две строки, всё-таки, выбили из ритма (а жаль, потому как весь стих просто поётся!)
Третья в первом катрене:
тусклый свет проливает фонарь из воздушных бесчисленных пор.
Может что-нибудь типа:
Льёт фонарь тусклый свет из воздушных бесчисленных пор. - ?
И вот эта:
То петух над сараем скрежещет, гремит из жестянки крылом. тоже выбивается из ритма (имхо)
То петух над сараем захлопает (ржавым/бурым) крылом. м/б.
Пятистопное что-то просится.
С уважением,
Константин.
Здравствуйте, Константин!
Спасибо за внимание к моему скромному творчеству.
Стихотворение «То ли ветер шумит…», как, впрочем, почти всё у меня, написано под влиянием непосредственных впечатлений. Иногда я даже не могу предположить, как лягут строки: будто кто-то мне диктует их свыше. Очень часто это бывает во время прогулок в лес пешком или на лыжах зимой (лес у нас очень близко). Главное, чтобы было движение: оно-то и задаёт, наверное, и ритм, и настрой. Записываю своё уловленное, а потом занимаюсь уже детальной обработкой.
Конечно, мне приятно с Вами говорить. Пожалуй, пока Вы один искренне пытаетесь помочь. Экспрессивное слово «очень» в оценке текста пока, наверное, не совсем подходит, но радует, что начинаете с хорошего и не упорствуете в том, что, наверное, Вы знаете лучше, чем я.
Ваши замечания выдают в Вас музыканта. Сейчас я очень тороплюсь: много проблем в связи с больницей - мысли вразброд. Но всё- таки хочется Вам ответить. Не знаю только, насколько убедительно это получится.
Конечно, с точки зрения ритма Ваши замечания выглядят веско, но есть ещё и смысл, и логика. Вы предлагаете в строке «Тусклый свет проливает фонарь из воздушных бесчисленных пор» глагол «проливает» заменить словом «льёт» (Льёт фонарь тусклый свет из воздушных бесчисленных пор). Я думаю, что это не совсем уместно по смыслу и логически. Представьте: ветреный декабрьский вечер, хмарь и изморось, всё туманно и неопределённо, и вдруг такое энергичное слово «льёт» (дождь льёт как из ведра). А муж со стороны мне подсказывает: «Не только» проливает», а даже « цедит». Да и фонари наши, наверное, совсем не такие, как у вас в Америке. Они даже в ясную погоду не могут «лить свет».
Насчёт петуха из жестянки. Может быть, здесь и нужен некоторый сбой ритма, т.к. ветер, и петух-то не настоящий. В какой-то мере этот петух - один их смысловых центров текста: он именно «скрежещет, гремит» (какая-то внутренняя дисгармония), а потом уже, как бы обессилев, только «скребёт оловянное небо обветшалым пером». Его усилия достучаться до кого-то или до чего-то тщетны и бессмысленны. Да и весь серовато–мутный колорит стихотворения подчёркивает это. Здесь главное звук, а не цветовое решение, как предлагаете Вы: « То петух над сараем захлопает (ржавым, бурым?) крылом». Тем более, что в этой хмари, мути и разглядеть-то ничего почти невозможно, только услышать.
« Стих просто поётся»,- пишете Вы. Я думаю, что для пения текст слишком тяжеловат и серьёзен по содержанию, хотя, особенно вначале, в нём слышатся какие-то отголоски народной песни («То не ветер ветку клонит…»).
У меня многие стихи, особенно ранние, очень мелодичны, за что я даже получала нарекания со стороны, думаю, не очень компетентных «критиков». В то же время не всегда эта мелодичность бывает оправданна. Как-то так.
Константин, дорогой, я думаю, что не обидела Вас, соглашаясь не со всем, что Вы мне так искренне и доброжелательно написали. Не знаю почему (сейчас ещё не могу сказать определённо), но я довольно давно читаю Ваши стихи, хотя и по образу жизни, и по душевному складу, кажется, мы очень разные.
Может быть, мои соображения насчёт Ваших замечаний покажутся Вам и не слишком профессиональными, и наивными, но будьте, пожалуйста, ко мне снисходительны, тем более, что я пока у вас только гость.
С уважением Вера.
Тема: Re: Re: Re: То ли ветер шумит... Вера Тугова
Автор Константин Еремеев
Дата: 05-11-2018 | 02:32:24
Здравствуйте, Вера!
Никаких обид, что Вы! Я, собственно, не сомневался почти на все сто, что Вы будете отстаивать свой ритм. Чувствуется, что Вы выверяли каждую строку и эти две строки приняли сердцем. Ваше право – авторское. Хочу в свою очередь сказать, что я, давая примеры, имел в виду только ритмическую сторону, а не изобразительную (буро-рыжий вместо серовато-мутного) – я совсем об этом и не думал говорить. Фонари могут быть всякие и разные как в России, так и в Америке. Если вы считаете, что «льют» интенсивнее, чем «проливают», опять же, спорить не буду. Но: льёт, как из ведра и проливной, кмк одинаковая степень. Хотя, повторюсь, я не за этим давал примеры.
И снова к ритму. Ст-ние Ваше достаточно длинное и там всё выдержано в одном размере, а эти две строки как-то неожиданоо «выстреливают» (имхо). Опять же, это лично моё ощущение. Может я, действительно, один так чувствую. Просто я не увидел/не почувствовал никакой для этого закономерности /причины, и так мне услышалось. Вот и всё. Но, Вы – автор. Право Ваше!
Да, Вы правильно почувствовали, я музыкант (хотя это видно и в некоторых моих ст-ниях). Наверное имено поэтому меня так цепляет. Меня вообще по большому счёту литературные категории ритмов не устраивают, так как в них отсутствует понятие «затакт». Но это долгие, отдельные заморочки... ))
Вдохновения Вам!
С уважением,
К.
Тема: Re: Re: Re: Re: То ли ветер шумит... Вера Тугова
Автор Вера Тугова
Дата: 06-11-2018 | 15:58:15
Спасибо Вам Константин, за содержательный разговор.
Ко всему, сказанному нами насчёт ритма и смысла моего стихотворения, могу добавить только одно: слово "проливает" - многозначное (это Вы, наверное, и сами знаете), так что Ваш аргумент с "проливным дождём" так же, как, впрочем, и мой (дождь льёт как из ведра), с моей точки зрения, не убедительны, т. к. не учитывают все значения этих слов.
У меня слово "проливает" употреблено в значении «льётся сквозь что-то»: фонарь проливает тусклый свет сквозь изморось, пелену тумана и пр. Вот, как говорится, и вся недолга.
Была очень рада общению. С уважением к Вам. Вера.
Тема: Re: То ли ветер шумит... Вера Тугова
Автор Семён Эпштейн
Дата: 27-10-2018 | 06:02:44
Вера, хороший текст!
"Вот репей прицепился двойным одиночеством дней" - особенно понравилось.
Удачи!