Дата: 11-10-2018 | 18:28:43
Глава четвёртая
СИГНАЛЫ ТОЧНОГО ВРЕМЕНИ
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.
I
Четвёртый сон. Набросок в пол-листа:
Наш Городец во всенощной метели,
В которую уходят поезда,
Плацкартные и скорые. Не те ли,
На рижском направлении? Не те!
Те затерялись где-то в темноте,
В морозных и порывистых норд-вестах,
На маневровых стрелках и разъездах,
За дальним бело-лунным маяком.
Послушай: в пастернаковской метели
Сцепляются плацкартные недели,
И месяцы идут порожняком,
По насыпям из гравия и лёсса
Ворочая зубчатые колёса.
II
Коверкал речь железный какаду,
Пугающий зевак и ротозеев.
На полном, несбавляемом ходу,
Сомнения прожектором развеяв,
Буравя неизбывный снегопад,
Прорвался скорый «Рига – Ленинград»:
Двукратно просигналила «Луганка».
Входные светофоры полустанка
Закрыли путь за стрелочным постом,
И автосцепок гулкие вериги
Напомнили диспетчеру о «Риге»,
Проследовавшей в семьдесят шестом
Навстречу скорой гибели на Югле:
Подолгу дотлевали, будто угли,
III
В буране габаритные огни
И буферный фонарь на перегоне.
Прошла пора перронной толкотни,
И почту увезли в автофургоне.
И было всё лазурно-голубо
Дежурному в диспетчерской депо:
«Гудок» и термос с суррогатным кофе.
Едва ли мысль о близкой катастрофе
Могла в тот час втемяшиться ему –
Из вычитанных затемно теорий
Особенно запомнилось: цикорий
Безвреден организму потому,
Что, хоть и дрянь, но дрянь без кофеина.
Заканчивалась смена: половина
IV
Девятого и радиомаяк
Терзал эфир охрипшей голосиной:
На станции толпился товарняк,
Загруженный карельской древесиной.
Платформы к сортировке откатив,
Шёл ходовым путём локомотив,
На вытяжной тянули маневровый,
Что упряжью звенел километровой.
Пути, разъединяясь и ветвясь,
Сливались вновь и устремлялись в морок,
Заканчивалась смена. В восемь-сорок
С катушек сорвалась радиосвязь,
И на дежурном взмокла гимнастёрка:
Разбилась в Югле тридцатисемёрка!
V
Бригаду «Риги» выхватила темь
Сверкнувшим оком встречного циклопа.
Через секунду номер тридцать семь
Сложился, как колена телескопа.
Работал спьяну, был ли глуховат
Тот стрелочник, который виноват?
А может быть, бедняге на погрузке
По рации кричали не по-русски,
А он, поди, не тамошний, скобарь?
Возможно, неполадки с тормозами?
Но до сих пор метель перед глазами,
А в ней краснеет буферный фонарь…
Опять февраль и та же непогода,
И с тягой нелады у дымохода.
VI
Вкус «Балтики» – кофейный аромат,
А в сущности – копеечная горечь.
Полночный скорый «Рига – Ленинград»
Встречает тот же Шприх, Адам Петрович,
Чья железнодорожная стезя
Наезжена: служил не лебезя,
И сколь сердца друзей ни пламенели,
Он отходил в диспетчерской шинели
Лет тридцать, после фронта, где Адам
Петрович через кручи и овраги
Прошёл из-под Воронежа до Праги
По всем освобождённым городам,
Но был пскови́ч и возвратился пско́вич –
Орденоносец Шприх, Адам Петрович.
VII
Вот стрелки с переездом взаперти;
Похожая на снежную лавину,
Неистово по главному пути
Проваливалась «Рига» в горловину
Заштатного трехпутного узла.
В натопленных купе она везла
Три сотни полусонных пассажиров,
Вагонно-ресторанных старожилов
И – тамбурных. Прокашлял машинист
В эфир, и задрожали, точно вены,
Два рельса беспросветной ойкумены,
К которой не один имажинист
Писал на «вы», и в этой дикой вьюге
Тонули станционные лачуги.
VIII
Адам и в довоенные лета
Поэтом не был: трудно работяге
Увидеть брус арктического льда
В обыкновенной тепловозной тяге.
А был он хромоват и сухоплеч,
В диспетчерской его с угаром печь,
В его избе соседи-погорельцы,
А под рукою радио и рельсы.
Последний к полотну добавим штрих,
Которого всегда не доставало:
Чуть притворил заслонку поддувала
Заботливый Адам Петрович Шприх,
Когда в дыму заиндевелым фавном
Возник обходчик.
– Женщина на главном!
IX
На стенах красовался пролеткульт,
А в перегаре дыма и агдама
Подрагивал щекой стоглазый пульт –
Живое искушение Адама.
Многоголосый огненный Тифон,
Чудовищен и обл, стозевен, он,
Увы, не отличался сердобольем,
Распространяя треск – по заугольям –
Индифферентных радио-фонем.
Едва глаза ко мраку попривыкли,
На графиках – в пунктирах ли, кривых ли,
Путеец молодой, от страха нем,
Насилу распознал манёвры, рейсы,
Рейсфедером начерченные рельсы.
X
– Адам Петрович, здесь, ей-богу, здесь!
Всё запросто казалось бедолаге,
Как по столу рассыпанная десть
Казённой разлинованной бумаги
С отрезками дистанции пути.
– Карениной твоей, как ни крути,
Кранты, – и окровавленный метельник
Представил Штрих. – Когда б не понедельник –
В обход локомотивных мастерских.
Там с партией вагонов-фуражиров
Не разойтись! Три сотни пассажиров
В тупик на вытяжном?! – несчастный Шприх,
Скукожившись в жилете маслянистом,
Нажал на кнопку связи с машинистом.
XI
Казалось Нине – прятались в ночи
Далёких поездов глаза воловьи,
И крылья пастернаковской свечи
Незримо колыхались в изголовье,
Далёкий, вьюжный озаряли путь.
Здесь ни души, но всё же кто-нибудь
Из-под пороши глянет ошалело
И выхватит свечу. Свеча горела.
Крадутся две фигуры в темноте:
То явятся, то скроются в метели.
Мелькает луч обходчика – не те ли?
Исчезли за вагонами – не те!
Те рыщут в непогоде. Будто на́зло
Всё трепетнее свет. Свеча погасла.
XII
Задвинув в угол радиомаяк,
Ушли со смены профессионалы.
Из ниоткуда радио «Маяк»
Транслировало точные сигналы.
Пульсировал по рельсам товарняк.
Ранневесенний выводок дворняг,
Колёсного пугаясь перестука,
Воспитывала палевая сука.
Она вертелась днями у сельпо,
Держа щенят в подкопе под сараем.
Когда же подрасти пришла пора им,
Перебралась в адамово депо,
Где, если по утрам бывало зябко,
Их грела с неба палевая бабка.
XIII
Очнувшись от нависшей тишины
В машине, на заброшенном погосте,
Отбросив фотографию жены,
Он вспомнил, стиснув руль слоновой кости,
Первоначало всех первоначал.
Приёмник шестиламповый молчал –
По-видимому, села батарея.
От злости задыхаясь и дурея,
Арбенин обнаружил ключ в замке
И тут же ухмыльнулся косорото:
Мотор завёлся с полуоборота –
Они друг с другом век накоротке.
Включились фары. Скрипнули рессоры.
Пошли часы и ожили приборы.
XIV
Вскипела кровь, как плавкая руда,
Когда ворона каркнула: «Казар-рин!»
Но вырулив на улицу Труда,
Промчавшись мимо бань и мыловарен,
Ездок отбросил мысль о главвраче,
Спецах и терапии КВЧ.
На скорости, вдоль вызубренной трассы
Неслись торосы, дыбились террасы,
И дерево с ветвями до корней,
Над яром воспарившее двукрыло,
От быстрых взглядов прошлое укрыло,
И вскоре вспоминались всё трудней
Мелькнувшие, как в телерепортаже,
Портреты, диалоги и пейзажи.
XV
Мотору в полусотню киловатт
Чихать на запредельные нагрузки.
А что асфальт местами плоховат
И все шоссе извилисты и узки
Южнее струго-красненской глуши,
Так, может статься, тем и хороши:
Арбенина избавят от погони.
По ободу елозили ладони
В опасных поворотах делово.
На железнодорожной эстакаде
Он понял, что ни спереди, ни сзади –
Ни встречных, ни попуток – никого,
И рейсовый автобус бога ради
Не плёлся по пустынной автостраде.
XVI
Ну вот и он. В лесной своей тиши,
Межречии, в старославянской речи.
Средневековых башен муляжи
Таят в утробах души человечьи.
Церквей и звонниц белые грибы
Растут из-под асфальта. И рябы,
Как грубая кора столетней липы,
По берегам Великой архетипы.
Едва стекают в ветренный просвет
Меж зданиями мартовские воды,
Уже бурлит законодатель моды –
Впадающий в Великую проспект.
Но дремлет тот, в чью перспективу вмёрзли
Фасады, довоенные и после.
XVII
Забытый Псков. Седую быль и я
Перескажу. Уймитесь, бутафоры!
Берёзового, в душу, горбыля
Любятовские выпишу заборы!
Под ними мрак, но помыслы чисты.
Я воспою дремучие Кресты
И каждую излучину Промежиц!
Пожалуй, расскажу тебе про месяц,
Свисающий рогами до земли
В клинообразном псковорецком устье.
То – За́псковье. Потьма и захолустье,
И всюду белоснежные кули –
Так, видно, повелось: при недороде
Поставить церковь в каждом огороде.
XVIII
Арбенин, разорвал антимиры,
Спалив мосты и топлива полбака.
Сворачивала Волга во дворы,
Где помнила последняя собака
Надсадный скрип изношенных рессор.
Счастливейший, заливистый Трезор
Уже бежал за нею без оглядки
От подворотни фабрики-шпагатки.
Приехали! За волжскою кормой
До горизонта простиралась бездна.
Зажёгся свет в четвёртом от подъезда
Окошке, и атласной бахромой
На вроде бы забытый звук мотора
Подёрнулась приспущенная штора.
XIX
Впервые распрямив за много лет
Свою планиду, бесом завитую,
Он в зеркале заметил силуэт
И пляшущую в пальцах запятую
Горящей сигареты. Как влито
В салон авто, двубортное пальто
Начальства не оставило сомнений.
«Вы кто?!» – спросил опешивший Евгений.
– Альберт Эйнштейн. Сдаётся, мы на «ты», –
Был Афанасий Павлович Казарин,
Как все светила, прям и светозарен,
Арбенину пропев из темноты,
Надменно, точно мучила зевота, –
Ты пропустил четыре поворота.
XX
Осталось нерасшторенным окно,
За ним – любовь и мелочные вещи.
А За́псковье одухотворено,
И сны его бесхитростны и вещи:
Забытый пёс, как битый печенег,
Зубами отколупывает снег,
Последний снег с парадного порога.
И тянется от Запсковья дорога,
Одна дорога – в Нижний Городец –
За О́всище, левее мукомольни.
На главный ярус псковской колокольни
Взошёл под утро сухонький чернец,
Приметив между крышами с вершины
Сигнальные огни автомашины.
Конец
Александр Питиримов, 2018
Сертификат Поэзия.ру: серия 1006 № 137563 от 11.10.2018
4 | 13 | 1218 | 21.11.2024. 13:25:22
Произведение оценили (+): ["Екатерина Камаева", "Ольга Пахомова-Скрипалёва ", "Сергей Буртяк", "О. Бедный-Горький"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: Дорога в Нижний Городец (4) Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 11-10-2018 | 19:58:07
Добрый вечер и спасибо на добром слове 👋
Тема: Re: Дорога в Нижний Городец (4) Александр Питиримов
Автор Ася Сапир
Дата: 11-10-2018 | 21:49:38
Александр!
Какая жалость, что поэма завершена, хотя Вы, наверное, испытываете иное чувство - заслуженную гордость.
Я должна перечесть всю поэму, свести начала и концы.
Думаю, что через неделю буду готова дать рецензию.
Но уже сейчас могу сказать, что подобного опыта - возрождения лиро-эпической поэмы - я за десять лет пребывания на сайте не припомню. Сделать "читабельным" долгое повествование - это особый талант. Дело не только в занимательном сюжете, в сопряжении яви - непростого путешествия и фантасмагории, в сопряжении истории и современности, описательного, повествовательного,
лирического и философского начал, дело, как я уже говорила в предварительном отзыве, в языке, в слове,
без которых ни одного из перечисленных мной начал
не было бы. Разнообразие и выразительность языка
удивительны: речь литературная и местное наречие,
речь человека, вписанного в историю, в литературу,
в философию, и просторечье, речь подражательная
(как говорили в 19 в.) и оригинальная, "теперешняя".
Если добавить к этому замечательную игру автора с читателем, которая присутствует и в строении фабулы, и в развитии сюжета, и в членении на строфы, и в рифмовке, и в именах героев , в образе повествователя, в установке на читательское восприятие, то мы получим представление о ПОЭМЕ.
А.М.Сапир
Тема: Re: Re: Дорога в Нижний Городец (4) Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 18-10-2018 | 18:24:25
Здравствуйте, Ася Михайловна!
Благодарю Вас за скрупулезный и благожелательный разбор. На Вашу почту я сейчас вышлю текст всех частей одним файлом.
С уважением,
Александр
Тема: Re: Re: Re: Дорога в Нижний Городец (4) Александр Питиримов
Автор Ася Сапир
Дата: 18-10-2018 | 18:53:15
Спасибо, Александр!
Отпечатаю и буду работать.
А.М.
Тема: Re: Дорога в Нижний Городец (4) Александр Питиримов
Автор О. Бедный-Горький
Дата: 11-10-2018 | 23:07:57
- ёпппрст!.. прочёл и я всю эту мудетень, но скажу прямо - не без удовольствия... одно меня огорчило - прикопаться не к чему... ведь даже приёмник в той "Волге" действительно был шестиламповый... короче, зачтётся это Вам, Александр, я так думаю... возможно когда-нить даже сам ВВП на очередное заседание, заместо "Евгения Онегина" прихватит вашу книжицу... :о)
Тема: Re: Re: Дорога в Нижний Городец (4) Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 18-10-2018 | 18:33:43
Технические характеристики приемника, Иван Михайлович, были упомянуты в расчете на настоящего ценителя, на, можно сказать, гурмана в области автомобилевождения 🚘 😉
Но строго говоря, я не слишком старался, по аналогии с "энциклопедией русской жизни", создать поэтический каталог автомобильных запчастей ГАЗ-21. Так что, при желании прикопаться - всегда можно найти к чему. Например, с железнодорожной терминологией я весьма поверхностно знаком 😄
Тема: Re: Дорога в Нижний Городец (4) Александр Питиримов
Автор Семён Эпштейн
Дата: 12-10-2018 | 08:23:08
Александр, нет слов!
Откуда их столько у Вас: терпких, точных, привязанных к эпохе и месту?
Пусть искушение следующей поэмы поможет Вам преодолеть опустошение законченного служения этой!
Тема: Re: Re: Дорога в Нижний Городец (4) Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 18-10-2018 | 18:37:59
Дорогой Семен, Вы всегда благожелательны в Ваших отзывах. Большое Вам спасибо за прочтение этого двухгодичного труда. Бог даст - не последнего.
Ваш А.П.
Тема: Re: Дорога в Нижний Городец (4) Александр Питиримов
Автор Сергей Буртяк
Дата: 12-10-2018 | 19:21:22
Александр, прочёл всю поэму с огромным удовольствием и интересом. Завораживающее, гипнотическое чтение. В числе прочего весьма порадовала фантасмагорическая игра со всевозможными транспортными средствами. Как-то даже дохнуло переосмысленным и преломлённым товарным поездом Льва нашего Николаевича.
Тема: Re: Re: Дорога в Нижний Городец (4) Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 18-10-2018 | 18:54:49
Здравствуйте, Сергей!
Честно признаться, я сам пока что не прочитал поэму от начала до конца - только фрагментарно :)) Похоже на анекдот про "Малую Землю", когда Леонид Ильич воскликнул: "Ну надо же, всем нравится! Может, и мне почитать?!"
Я, еще когда "Карамышева" писал, вывел для себя одну 100-процентную закономерность: хотите написать классический сюжет - нужно взять девушку и бросить ее под поезд.
Если же серьезно, здесь почти всё литературно: от имен персонажей, взятых полностью из лермонтовского "Маскарада", от модифицированной онегинской строфики, до некоторых сюжетных поворотов, но сам сюжет оригинален, т.е. придуман мною от начала до конца. Хотелось попробовать окунуться в Псков эпохи 70-х, о которых у меня лично остались смутные воспоминания - я родился в 73-м, пошел в школу в 80-м и жил не в Пскове, а в Подмосковье. Поэтому это всё фантазии, наложенные на некоторые исторические факты. Например, катастрофа поезда на станции Югла под Ригой в 76-м.
Интересно Ваше замечание по поводу транспортных средств в поэме - их действительно много, больше, наверное, чем "живых" насельников, но они тоже своего рода её персонажи. Как и радио "Маяк" и т.д.
Спасибо за прочтение и отзыв! Жму руку!
Александр
Тема: Re: Re: Re: Дорога в Нижний Городец (4) Александр Питиримов
Автор Сергей Буртяк
Дата: 19-10-2018 | 20:21:46
Да, анекдот хорош :)) Только Вам-то зачем читать, пусть теперь мы читаем :)) Вам теперь разве вслух, на людях. А всерьез - что хочу добавить к сказанному выше... Вот понимаете, я же не знал деталей вашей биографии, но уловил, что при всей детальности фактуры, поэма легко шагает за рамки Пскова и становится вполне универсальной, я узнал, скажем, некоторые детали, извивы трасс и повороты (в широком смысле) Тверской области, просто увидел какие-то картинки из моего детства. И, разумеется, все литературные игры читаются (а может еще не все я разгадал, всё впереди); а ситуация с как бы неживыми персонажами (машины, поезда, олень и т.д.) дает тончайший отсыл к гоголевской тройке. И условно, конечно, - чуется в этой ткани какая-то жизнь, параллельная человеческой. В общем, тут еще разгадывать и разгадывать. Словом, спасибо за яркие впечатления, Александр! Дальнейших успехов! Пожал руку!
Тема: Re: Re: Re: Re: Дорога в Нижний Городец (4) Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 20-10-2018 | 12:38:49
Спасибо, Сергей!
Тема: Re: Дорога в Нижний Городец (4) Александр Питиримов
Автор Косиченко Бр
Дата: 11-10-2018 | 19:23:49
Добрый вечер!
Замечательно, клянусь Юпитером!
С уважением, Бр