
18 августа морем направились в Гурзуф, где в летнем доме генерала-губернатора Новороссийского края герцога Ришелье их ждала супруга генерала с двумя старшими дочерьми. Вдохновение, которое покинуло поэта более четырех месяцев назад, вернулось к нему на борту корвета «Або», с которого он, очарованный, увидел берега юго-восточного Крыма: Коктебель, Карадаг, Меганом и лукоморье от Судака до Алушты.
Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При блеске утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я;
Вы мне предстали в блеске брачном:
На небе синем и прозрачном
Сияли груды ваших гор;
Долин, деревьев, сёл узор
Разостлан был передо мною…
«Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался — счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображению, — горы, сады, море».
Так, если удаляться можно
Оттоль, где вечный свет горит,
Где счастье вечно, непреложно,
Мой дух к Юрзуфу прилетит.
Крым и Пушкин! – лишь так – а не Пушкин и Крым, чтоб вы знали!
Пушкин с Крымом велик, и величием этим храним!
Крым вернул вдохновенье ему, излечил от печалей,
И в судьбе его славной был светлой страницею Крым.
Жить полгода без музы – смертельно таланту поэта,
Но Раевских семья, но друзья, но поддержка родни,
И в судьбе его были дворец и огни минаретов,
Свет которых светил музе пушкинской в чёрные дни.
Дух поэта в Гурзуфе, куда ни приди, всюду явен,
И об этом поёт неустанно гурзуфский прибой,
Здесь истоки того, чем велик он, чем дорог и славен,
Хоть и спорят о том две столицы давно меж собой.
Что, вельможные, спорить, завив парики как овечки?
Кто бы что ни сказал, оправдания я не приму.
Это ваша «любовь» - суть трагедии на Чёрной речке,
Это вам не понять, почему дух поэта в Крыму…
29-01-2018
Спасибо, Вера!
И мои строки о том же!
В спорах я никаких не участвую, а просто в день смерти А.С. вспомнил о нём. И написал то, что написал! При всём величии гения Пушкина, всё-таки я считаю, что в 1820 году были именно Крым и Пушкин, а не Пушкин и Крым. В Крыму, в Гурзуфе, как он сам признавался, колыбель его "Евгения Онегина" и многих великих вещей, которые подняли имя Пушкина на недосягаемую высоту. И мне претит, когда люди, не бывавшие ни разу в Гурзуфе, не знающие крымского периода творчества Пушкина, поднимают на щит случайные и эпатажные вещи поэта... Да ещё кичатся этим, изображая из себя крутых литературоведов...
Некоторые "небезызвестные" поэты, пытаются преуспеть в жизнеописании гениев.
Они, хоть и "небезызвестные", но о-о-чень крутые. Что из этого получается, очевидно всем, кроме совсем уж упёртых.
Занимались бы делом, которое считают своим, успех которого так беспокоит. Так нет, надо, опровергая всех и вся, петушиться,
показывать свою непримиримость, выдвигать совсем уж несуразные обвинения, противопоставлять, вопреки фактам, разные периоды жизни гения, настаивая, что только один из них и достоин быть упомянут. А почему? Да ведь он, который "Я и Пушкин", ходили по одним местам. Остановитесь же наконец. Никто у вас Гурзуфа не отнимает. Но в Гурзуфе Пушкин был всего два месяца, и для него Гурзуф - в ряду южных впечатлений, где Кавказ, где казачьи поселения, жизнь которых увлекала Пушкина не меньше.
К слову, я, хоть и "мерзкая старуха", как вы изволили меня назвать, но в литературоведении работаю успешно. И этому есть подтверждение.
Я прошу вас остановиться и не продолжать повторять оскорбления в мой адрес.
А.М.Сапир
- Крым и Путин - это наше фффсё!.. теперь могущество России будет прирастать только ими... :о)bg
Ваня, не тешься, ты не диссидент, ты простой злопыхатель! И фффсё!...-:)
Ася Михайловна, ну что вы всякое лыко норовите вставить в свою строку?
Никто вас не собирается оскорблять. И не вас я имел ввиду, а тех литературоведов, которые пушкинскую "Телегу жизни" всячески обсасывают, а на действительно гениальные вещи поэта закрывают глаза. То, что вы не знаете гурзуфского периода творчества Пушкина - большой минус, конечно. Вот и здесь вы допускаете некий ляп, утверждая, что " в Гурзуфе Пушкин был всего два месяца". Чтоб вы знали : Пушкин был в Гурзуфе неполные три недели! Но и десятилетие спустя А.С. вспоминал это время с благодарностью, придавая ему исключительное влияние на всё его последующее творчество.
И прекратите, наконец, эту свою провокационную суету с пресловутой "мерзкой старухой". Заметьте, никто вас на сайте не пытался разуверить в обратном. О чём-то это тоже говорит. Одумайтесь. Я у вас в ЧС. Что ж вам-то неймётся? Советы какие-то даёте. Приписываете все негативные высказывания на свой счёт и т.д. Да не читайте вы мои тексты и отклики на них. Разве не в этом состоит оздоровительная функция ЧС?
Пишу здесь, потому что под вашей очередной ложью нет необходимых слов для того, чтобы возразить.
Итак, ложь первая.
Меня поддержали многие тогда, когда вы посмели назвать меня "мерзкой старухой. Во-первых, С.Холодова публично сказала вам, что понятие чести вам неведомо. Неужели забыли? Во-вторых, такие поэты, не худшие на сайте, как Влад. Пеньков (Цас Хаан),
А.В.Флоря решительно поддержали меня.
Ложь вторая.
Я будто бы не знаю этого периода жизни Пушкина. Знаю, и не по одному источнику. В отличие от вас, я говорю лишь то, что знаю.
И не потому, что видела, а потому, что читаю. Между прочим, побывать везде мне не пришлось, как и А.С.Пушкину, но я много читаю. Пушкин не был за границей НИ разу, но писал и об Англии, и о Франции, и об Италии и т.п. А познания и рассуждения его о географии и геополитике, об экономике и истории, о современной ему литературе и литературе минувших столетий зарубежных стран поражали современников. Почитайте воспоминания Смирновой-Россет. Вот уж кто не уподоблялся чукче, который, что видел, то и пел, так это Пушкин.
Я могла ошибиться в сроках пребывания Пушкина в Гурзуфе, но я твёрдо знаю, что роман "Евгений Онегин" начат 9 мая 1823 г. в Одессе, отнюдь не в Гурзуфе.
Ложь третья.
Стихотворение "Телега жизни", анализу которого я посвятила свою статью, не заштатное стихотворение. Не следовало повторять мнение Никольской, которая, кстати, благодарила меня за статью. Статья опубликована в журнале "Филологический класс" и снискала признание.
Я предложила вам остановиться, вы не захотели.
Теперь я думаю, на что вы решитесь далее. Будете материть меня. Не ново - с этого вы начали свой триумфальный путь на сайте.
Будете говорить благоглупости о недоступных вашему пониманию вещах? Не ново.
По-прежнему будете воображать, что Крым - это дойная корова, которая будет кормить вас и впредь?
Мне иногда кажется, что вся история с Крымом затеяна для того,
чтобы наплодить князьков-временщиков.
На этом дискуссию, как всегда, плодотворную, заканчиваю.
А.М.Сапир
Спасибо и на этом, Ася Михайловна!
Давно мечтаю, чтобы вы оставили меня своим вниманием.
Вячеслав, спасибо, что Вы пишите о Крыме и о Пушкине.
Только я не понимаю споров на эту тему. Они надуманны и бессмысленны. Не участвуйте в этих спорах.
Крым есть Крым. Пушкин есть Пушкин. И хорошо, что они соединились в какой-то момент.
Кстати, я была в музее Пушкина в Гурзуфе. Музей мне очень понравился, сделан он с большой любовью, в нём особенная атмосфера, которая царит в воздухе. Интерьеры выставочных залов воссоздают ту эпоху - паркет, шторы, ковры и т.д.. Представлены личные вещи Пушкина, много экспонатов, передающих быт тех времён, а главное - насмотрелась на исчёрканные черновики гения. Прикасалась руками к стволу любимого кипариса поэта, он огромный-преогромный. Сидела под платаном, который посадили в год его смерти. Мы в Гурзуфе встретились с моей знакомой москвичкой, интеллектуалкой и путешественницей, гуляли по набережной Гурзуфа и по узким старинным улочкам Гурзуфа, где любил гулять поэт. И всё время нас обеих не покидало ощущение того, что дух Пушкина присутствует где-то рядом...
Гурзуф сохранил аристократизм прежних времён, в нём и нынешняя публика не такая, как в Алуште. Совершенно потрясающая набережная, выложенная белым камнем. Невероятного масштаба и красоты парки.
Мы сидели на скамейке на набережной и представляли, что тут же сидел когда-то Пушкин и смотрел на море...
С теплом,