Рок Марка Талова (из цикла венков сонетов, посвященных поэтам Серебряного света)

Дата: 22-01-2017 | 15:49:42

Рок Марка Талова (1892 – 1967)

 

                 Алёне Леонидовне Яворской

 

1

Родился он удачно – одессит.             

Отец – столяр, и первые игрушки       

Его детей, конечно, были стружки,     

Какой у них необычайный вид!           

 

Папаша – мастер, очень даровит,         

Вёл дело лихо, обходя ловушки.           

Специалист. Но был на полках Пушкин,

А Марик так стихам благоволит!           

 

«Судьбою брошенная карта

Мне предсказала жребий мой.

В Одессе в первых числах марта

Я родился в семье простой». *

 

И чувства там волшебные витали,       

Об этом часто многие мечтали.           

___________________________

* Марк Талов «Судьбою брошенная

карта …» 1916

 

2

 

Об этом часто многие мечтали.           

Как важно рано искру распознать,       

Стихами быстро полнится тетрадь,       

Её пока поэты не видали.                        

 

Ведь в ней – раздумья, радости, печали. 

Но кто оценит, скажет: «Исполать!»       

Достойна ль битвы небольшая рать?  –   

Вопросы перед автором вставали.             

 

«Ах, потерпи ещё, тетрадка!..

На свете у меня — лишь ты.

Что вдохновенье? Лихорадка.

Переворачивай листы!»  *

 

Но вдохновенью не бывать в опале,     

Когда стихи обитель разыскали.           

______________________________

* «Ответ на жалобу бумаги» 1921 – 1949

 

3

 

Когда стихи обитель разыскали,           

То селятся надолго, навсегда.               

В календарях сменяются года,               

А в строчках – разноцветные эмали.     

 

Но чем же всё закончится в финале?     

Солидна откровений череда,                 

Душа поэта страстью молода,                                    

И найденное просится в скрижали.       

 

«Как шкуру, душу вывернув наружу

И вылив лаву изощренных чувств,

Окостеневший на цементе в стужу,

Блаженствуешь ты в области искусств». *

 

Что страсть ту вызвало, какой флюид, 

Марк плохо помнит, время объяснит. 

______________________________________

* «Цена искусства» 1921 – 1958

 

4

 

Марк плохо помнит, время объяснит. 

Наверное, сказались где-то гены.           

Поэзия …Ждут в жизни перемены,       

А в них полно страданий и обид.           

 

Но юности страдание претит,                 

Лишь жажда влагу пить из Иппокрены, 

Чередовать терцеты и катрены,                 

Зажечь стихов светящийся болид.

 

«Ищу пленительных гармоний

В созвучьях непокорных строф.

Чем хаотичней глыба слов,

Тем я тружусь ожесточенней». *

 

Он ежечасно над строкой корпит,         

А Молдаванка жизнь его хранит.           

_____________________________

* «Ищу пленительных гармоний …»

1926

 

5

 

А Молдаванка жизнь его хранит…         

Работает разносчиком газеты,                 

Рождает образы, их путь – в куплеты,     

Да будет образ свеж и не избит.               

 

В предместье – свой, особый колорит,       

Здесь рыбу чистят, жарятся котлеты,         

Поэтами слагаются сонеты,                         

«Семь сорок» зажигательно звучит.           

 

«Десятки образов, но ни один из них

Не в силах вырваться оформленной мечтою!

Пустые призраки. Рожденный в муках стих, –

Бесформенный хаос, – всевластно правит мною». *

 

Попытки разобраться не пропали,         

Растёт поэт в газетах и журнале.             

________________________________________________

* «Десятки образов, но ни один из них …» 1930

 

6

 

Растёт поэт в газетах и журнале.             

Он стих в шестнадцать напечатать смог,   

Пародию на корифея взял «Листок», *       

Немногие столь рано начинали.                   

 

Поглубже, содержательнее стали               

Его стихи. В нем ощутим знаток.               

Есть смысл в строках, но есть и между строк, 

Развитие идёт по вертикали.                               

 

«Вот муза встала надо мной.

Нет, не Эвтерпа, не Эрато!

И не с цевницею двойной,

Не с лирой, томною когда-то». *

 

Ещё какие музы помогали?                     

Кто начертал его маршруты-дали?         

_________________________________________

* Первым опубликованным произведением

поэта стала пародия на К. Бальмонта в газете

«Театральный листок» в 1908 году

** «Заморыш» 1949

 

7

 

Кто начертал его маршруты-дали?                                             

Ответ звучит банальнейше – Судьба.     

К тому ж зовёт заветная труба,                                   

И автор жмёт на древние педали.             

 

Видать, Псалмы глубоко в них попали.   

Главенствует о мире ворожба,                 

Сродни стихам народная мольба,             

На улицах читает … В пышном зале …   

 

«Я словно слышу удаляясь,

Крик провокаторский: –Эй, раб!

Зачем, по городу слоняясь,

Ты весь согнулся, духом слаб?»  *

 

И снова он к поэзии спешит.                   

Активен, бодр, рабочий индивид.           

________________________________

* «Искуситель» 1949

 

8

 

Активен, бодр, рабочий индивид.           

И вышел из печати сборник первый *     

Пусть невелик, но он щекочет нервы,     

И всем понятно – автор именит.               

 

И новыми идеями горит,                             

Мобилизует все свои резервы,                                               

В стихах его и проститутки-стервы,           

И старый клоун, плачущий навзрыд.         

 

«Обрекши плоть когда-то сладострастью,

Диаволу они сдались в полон,

Где, щеря шерсть, с разинутою пастью,

Уже двужалый их стерёг Дракон». **

 

Стихами постоянно окружён,                     

Такой талант не каждому вручён,           

___________________________________

* В 1912 году в Одессе вышел первый сборник

М. Талова «Чаша вечерняя»

** «У врат Рая» 1919

 

9

 

Такой талант не каждому вручён,                 

Теперь об этом знают и в Париже,                 

И пусть материальный статус ниже,                                                                 

Зато искусство здесь со всех сторон.             

 

Он в знаменитый «Улей» помещён *             

Заботы нет ни о каком престиже,                   

Здесь обитатели ему родней и ближе,           

И потому морально счастлив он.                     

 

«Бормочет что-то мне невнятно Модильяни

Он с серафической улыбкой в час ночной

Уверенно портрет выводит обезьяний

Одною линией и говорит, что мой». **

 

Претензии к таким друзьям –преступны.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Античность, современность – всё доступно.  

________________________________________

* «Улей» общежитие в Париже для молодых

художников и литераторов.

** «Бомбёжка» 1935

 

10

 

Античность, современность – всё доступно.   

Он – вольности адепт, свободных мер.                           

Среди друзей – Гийом Апполинер                     

И Жан Кокто встречались совокупно.               

 

И Макс Жакоб с религией скорлупной *           

И Пикассо явил собой пример,                           

Как действует в искусстве пионер, –                   

Свершает то, что было неприступно.                 

 

«В нём скученно жили евреи,

Поляки, испанцы, румын,

Художники, что победнее,

Меж ними австриец один». **                   

 

Писали, рисовали неподкупно,                         

Логично, убедительно и крупно.                     

___________________________________

* Обратившись к религии, Макс Жакоб

на многие десятилетия заточил себя в монастырь

** «Улей» 1935 – 1951

 

11

 

Логично, убедительно и крупно                     

Взыскательному автору под стать.                     

Сумел в стихах подробно рассказать,             

Как голод убивает неотступно.                                     

 

Он голодал с друзьями одногруппно,             

И под мостом случалось ночевать,                 

Щит деревянный заменял кровать,                 

Но он служил искусству неуступно.

 

«Когда внезапно хлебом пахло,

Мой жадный взор летел в подвал.

Вдыхая запах грудью чахлой,

Я дикий голод ощущал». **

 

О многом говорит его стихов циклон.

Он мог писать, широк диапазон.                     

_________________________________

* В Париже М. Талов выпустил 2

сборника стихов: «Любовь и голод» 1920

и «Двойное бытие» 1922

** «Мечта и явь» 1919

 

12

 

Он мог писать, широк диапазон.                     

И место смог занять в литературе.                   

Велик талант де-факто и де-юре                       

И в новые проекты вовлечён. *                         

 

По-прежнему стихами увлечён.                         

Отражены все жизненные бури                         

И в крупных формах, и в миниатюре,               

И полнится творений легион.                              

 

«Я — в восхитительном Париже,

Среди бульваров городских,

Где все равны, где ты не ниже

И не ничтожнее других». **

 

В поэзии не допускавший брак                         

В круг избранных вошёл не просто так.           

_____________________________________

* М. Талов – один из организаторов и участник

объединений молодых литераторов «Палата поэтов»,

«Гатарапак» (Гингер, Талов, Парнах)

 ** «Девиз на стене тюрьмы «Санте»

1920 – 1949

 

13

 

В круг избранных вошёл не просто так.           

Но позвала на родину Россия.                             

Он думал, что вернётся как Мессия,                                     

Но стал объектом бешеных атак.                         

 

Кто яростно орёт, что Талов – враг,                   

Кто мечет взгляды, злобные, косые,                   

Чиновничья разбойная стихия                             

Свободы не даёт ему никак.  *                               

 

«То перо, чем строчишь эпиграмму на Сталина,
Выбрось вон, чтоб оно не служило впоследствии
Самой тяжкой уликой перед мордой оскаленной
Палача или следователя (на следствии)». **

Жил, не ища каких- то ценных благ,

А водрузив особый Талов-флаг.                       

________________________________

* При советском режиме поэту не разрешали

печатать собственные стихи, только переводы

** «Поэту-праведнику» 1967

 

14

 

А водрузив особый Талов-флаг,                       

Прославился, как мудрый переводчик,             

Исследовал столь тщательно источник,             

Что автор был своим, а не чужак.                       

 

На переводах – свой отличья знак.                     

Он – полиглот, и исключен подстрочник, *         

Летят стихи, ведёт умелый лётчик,                     

Он в этом деле и факир, и маг.                             

 

«Щегол влюбленный, нежный и беспечный,
Едва пригладив клювом пух, без нот
На ветке зеленеющей поёт
Все тот же стих бессвязный, бесконечный». **

 

Поэзией недаром знаменит,

Родился он удачно – одессит.

___________________________________

* В возрасте 62 лет М. Талов выучил

португальский, а всего знал 8 языков.

** Луис де Камоэнс «Щегол влюбленный (сонет)»,

перевод с португальского Марка Талова

 

Магистрал (акростих)

 

Родился он удачно – одессит.             

Об этом часто многие мечтали.           

Когда стихи обитель разыскали,           

Марк плохо помнит, время объяснит. 

 

А Молдаванка жизнь его хранит,           

Растёт поэт в газетах и журнале.             

Кто начертал его маршруты-дали?                                             

Активен, бодр, рабочий индивид.           

 

Такой талант не каждому вручён,                 

Античность, современность – всё доступно:   

Логично, убедительно и крупно                     

Он мог писать, широк диапазон.                     

 

В круг избранных вошёл не просто так,           

А водрузив особый Талов-флаг.                       

 


 

Брав-ВО!!!  Марк, я уже так втянулся читать твои венки, что это уже, как наркотик!  Тянет!-:)))  И каждый последующий сонет мне кажется лучше предыдущего, хоть предыдущий тоже очень нравился!!!

Столько незнакомых поэтов, с такими трагичными судьбами!

Марк, я вот что подумал, если в Инете есть некоторые из твоих героев, то неплохо бы было давать ссылку. По горячим следам и почитали бы (я), а то оставляешь на потом и остываешь, отвлекаешься...

Новых тебе творческих удач, Марк!

Будь здоров!  И вдохновенен!!!-:)))  


Спасибо, Вячеслав, за теплые слова о моем венке сонетов.

Марк Талов - один из грандов советской переводческой школы, но его оригинальные стихи в СССР никогда не печатали. Только личное вмешательство Н.Н. Асеева позволило принять его в члены Союза писателей ...


Конечно, я подумаю о снабжении венков соответствующими ссылками. Неизвестные нашим читателям (и многим писателям) имена должны стать частью нашей литературы независимо от страны проживания.


С пожеланием успехов,

М.Л.

Марку Луцкому

С каждым Вашим венком отлично видно, что Ваше искусство постоянно крепнет, а содержание стихов обогащается. В них

настоящее соединение искусства и филологической науки.

Всецело разделяю восторг Вячеслава Егиазарова. Сознаюсь, что имя Марка Талова мне до недавнего времени было незнакомо.

Встретился с ним только после того, как перевёл несколько стихотворений Стефана Малларме. Марк Талов оказался великим

тружеником, подвижником и предшественником многих новых

переводчиков. В советские годы этого поэта замалчивали и затёрли. Он был почти забыт. Значение Вашего труда в том, что

Вы широко возвестили о человеке, чьё имя и труд достойны уважения и памяти.

С благодарностью

ВК

  • Дорогой Владимир Михайлович!

  • Для меня чрезвычайно важно Ваше мнение.

  • Огромное Вам спасибо за столь лестную оценку моего произведения.

     

    С пожеланием здоровья и творческих успехов,

    М.Л.