Дата: 03-04-2016 | 21:13:41
Владимир Бурич (1932 – 1994)
От чего свободен свободный стих (1972)
Проблема
теории современного свободного стиха на современном этапе его развития
заключается в следующем:
в определении места свободного стиха в системе русского стихосложения;
в определении связи свободного стиха с особенностями психологии и технологии
творчества;
в определении места свободного стиха в истории русской поэзии.
По всем пунктам данной проблемы существует изрядное количество предрассудков и
мифов.
Попробую кое-что прояснить.
Поиски места свободного стиха в системе русского стихосложения привели меня к
идее всеобщего обследования ритмологических признаков стиха и их последующей
графической записи. В итоге получилась вышеприведенная таблица «Ритмологическая
характеристика текста, состоящего из двух авторских строк (стихи)».
Становится ясно, что свободный стих — это дисрифменный дисстопный стих. Справа
он граничит с рифменным дисстопным стихом своего же класса, а снизу с
«дольником» или, в моей номинации, с не рифмованными стихами межкласса
полистопных стихов.
Вопрос дисрифменности является решающим в дефиниции свободного стиха. Наличие
или отсутствие рифмы определяет принципиально различные способы (не цели!) создания
стихотворного текста со специфическими способами воздействия на
читателя-слушателя. Поэт, берущий на себя обязанность рифмовать, или
метризовать, или рифмовать и метризовать одновременно, через формальную
поэтику, как бы заключает конвенцию между собой и литературой. Поэтому такой
вид стиха можно назвать конвенциональным стихом (от лат. соnventiо — договор,
условие, соглашение). Термин «конвенциональный стих» имеет, на мой взгляд, то
преимущество перед термином «традиционный стих», что и у конвенционального
стиха, и у свободного стиха имеются свои многовековые традиции и своя классика.
Исходя из уже названных пунктов соглашения, конвенциональный стих бывает трех
видов: рифмованный дисметрический, дисрифменный метрический и рифмованный
метрический. Последний вид стиха диаметрально противоположен свободному стиху.
Решение писать одним из видов конвенционального стиха или одним из видов
свободного стиха зависит от степени идиосинкразии поэта к формальной заданности
и от его творческой установки.
Что же касается идиосинкразии к формальной заданности, то приход к свободному
стиху объясняется стремлением к максимальному авторству во всех элементах
создаваемого произведения. В этом смысле свободный стих можно назвать авторским
стихом (от лат. аuctог — творец, виновник, автор сочинения и аuсtoгаге —
удостоверять, ручаться, подтверждать).
Что же касается творческой установки, то приход к свободному стиху объясняется
стремлением к максимальной естественности речевой интонации, так как
естественная речевая интонация реализуется прямым порядком слов главным образом
в условиях первичного ритма. В этом смысле свободный стих можно назвать еще
строго интонационным стихом.
Несколько упрощая, можно сказать, что умение писать свободные стихи — это
умение членить текст на фразы и синтагмы, обозначая их графически в виде
отдельных (авторских) строк.
По степени авторства все виды литературного текста можно расположить в
следующем порядке:
1.Либрическая стихотворная непоэзия и поэзия.
2.Либрическая прозаическая непоэзия и поэзия.
3.Конвенциональная прозаическая непоэзия и поэзия.
4.Конвенциональная стихотворная непоэзия и поэзия.
Авторская природа свободного стиха ясно видна из анализа роли рифмы и метра в
создании и функционировании конвенционального стиха.
Давайте сначала выясним влияние рифмы на механизм создания конвенционального
стихотворения, сославшись, например, на свидетельство Маяковского, имеющееся в
его статье «Как делать стихи?». Дело обстоит так: на общем психологическом
фоне, порождающем определенный ритм (чаще всего метрический), появляются
отдельные слова (иногда ситуативно обусловленные, иногда ситуативно не
обусловленные); некоторые из этих слов, поставленные в конце метрической
строки, по конвенции воспринимаются пишущим как часть рифмопары; затем
рифмуемое слово, исключительно благодаря своей звуковой оболочке, порождает
целую кассу приблизительных омонимов, претендующих на то, чтобы стать членом
рифмопары; и, наконец, в рамках общего замысла происходит отбор порожденных
словами-претендентами ассоциаций-смыслов.
Таким образом, смысл стихотворения в громадной степени зависит от
рифмопорождающих способностей пишущего, то есть рифма выступает в качестве
стимулятора и регулятора ассоциативного мышления (так называемое рифменное
мышление). Оттого-то и любят конвенциональные поэты называть процесс своего
творчества «колдовством», «шаманством», «волшебством», «наитием» и т. п.
Оттого-то и возможна абстрактная заготовка рифм, как семян, из которых в
будущем прорастет содержание.
Какая огромная непредвиденность итогов творчества! Рифмованное произведение
превращается в след рифменного мышления. Это — произведение, намного
расходящееся с первоначальной идеей автора и только в итоге авторизованное им.
Осмелюсь заявить, что рифмованная поэзия — это поэзия несбывшихся намерений, в
лучшем случае — искаженных, в худшем случае — не существовавших.
И начальная мысль не оставит следа,
как бывало и раньше раз сто.
Так проклятая рифма толкает всегда
говорить совершенно не то.
С. Чиковани, «Работа»
При наличии четкой программы содержания рифма из рычага ассоциативного мышления
превращается в тормоз ассоциативного мышления. Наглядным примером этому может
служить процесс стихотворного перевода, когда в рамках однозначной смысловой
партитуры и лексики надо найти два десятка редифных рифм.
Кроме того, рифма играет роль в образовании строфем, замкнутых и закованных
строф, тех двустрочий, трехстрочий, четырехстрочий и т. д., из которых, как из
блоков, создается весь объем стихотворного произ¬ведения. Согласно формальной
конвенции, содержание, как правило, не может быть ни меньше, ни больше строфы.
Но вот стихотворение написано. Рифма сыграла свою роль. И тогда в акте
читательского восприятия рифма начинает проявлять новые 4 свойства. Каковы же
они?
Во-первых, возникает такое явление, как рифменное ожидание. Многие даже считают
это явление положительным. Но ведь нет большего врага творчества, чем
удовлетворение читательского ожидания. По этому поводу Пушкин издевательски
писал:
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
(Читатель ждет уж рифмы розы,
На вот, возьми ее скорей!)
По-настоящему второе слово рифмопары всегда должно быть подобрано таким
образом, чтобы обмануть рифменное ожидание.
Во-вторых, наличие рифмопары облегчает запоминаемость стихотворения
(мнемоническое свойство рифмы). Некоторые исследователи считают данное явление
тоже положительным (А. Коваленков). По-моему, все обстоит как раз наоборот.
Запоминаемость рифменного стихотворения приводит к его амортизации. Живя в
подсознании, оно возникает кстати и некстати, забалтывается, психологически
стареет, утрачивает новизну и остроту.
В-третьих, имеются фонические свойства рифмуемых слов. А если ставить перед
собой максимальные задачи, если думать о долговечности своих стихов, о
временной универсальности, о так называемом творческом бессмертии, то надо
сказать, что фонически рифма является самым скоростареющим элементом
конвенционального стиха; оно вызывает точную ассоциацию с определенным
временем, художественным направлением, социальной средой.
Д. Самойлов справедливо писал: «Звуковая структура рифмы и численные
соотношения типов рифм ярко характеризуют любую систему стиха и каждого поэта в
отдельности. Тонкий анализ рифмы может дать основательный метод для определения
времени создания произведения или даже в сомнительных случаях указать на
автора».
Отсутствие авторского права на рифму открывает путь к девальвации персональных
художественных открытий в этой области, к превращению «смысловых прямых»,
связанных с нею, в банальность. Таким образом, хочет или не хочет того
конвенциональный поэт, последующие поколения поэтов обворуют его и оглупят. В
этом смысле и надо понимать высказывание Н. Асеева: чем больше наследников, тем
меньше наследство.
В наши дни даже родилась псевдоспасительная «теория банальной рифмы», как
ничейного предмета общего пользования, который может уберечь от хищений и
художественной девальвации.
Перечисленные свойства рифмы говорят о том, что рифма вызывает аберрацию
первоначального намерения, что она является причиной огромной формальной
заданности и быстрого «морального» старения стихотворения.
Но существует еще одно — четвертое, свойство рифмы, открывающее тайну ее
применения. Это свойство рифменного доказательства.
Рифменное доказательство, как одна из форм художественного доказательства,
заключается в том, что смысл и звучание корреспондирующихся по рифмам строк
настолько слиты, настолько естественно выражена в них «чувствуемая мысль», что
создается впечатление их нерукотворности, их изначального существования в
языке, в природе. Рифменными стихами надо писать только в надежде на эффект
нерукотворности произведения.
Цель эта ставится и достигается чрезвычайно редко.
На сорок строк — одна строка
с нерукотворным выраженьем.
Т. Глушкова, из книги «Белая улица»
Желание вызвать новое чудо и объясняет стремление поэтов писать рифмованным
стихом. Указание на эффект нерукотворности содержится и в классической
рекомендации, что рифмующиеся слова по звучанию должны быть как можно ближе, а
по смыслу как можно дальше. Соблюдение этой рекомендации должно было обеспечить
небанальность ассоциаций, вызвать веру в существование «мистической» связи
между рифмуемыми словами.
Подобную функцию в стихотворении выполняет и смысловая аллитерация:
...где он,
бронзы звон
или гранита грань?
В. Маяковский, «Сергею Есенину»
Теперь перейдем к рассмотрению влияния метра. О том, насколько велика разница
между метрическим стихом и свободным, говорить не приходится. Метрический стих
противоположен свободному стиху и по идиосинкразии к заданности (пять
размеров), и естественности речевой интонации (метрическая строка — прокрустово
ложе: фраза и синтагма, как правило, или короче, или длиннее ее).
Кроме того, метр оказывает сковывающее влияние на лексический выбор и порядок
слов в строке, а также содержит яд литературных ассоциаций.
Вот, например, стихотворение, описывающее стриптиз. Двустрочия шестистопного
хорея делают его в метрическом отношении подобным «Камаринской»:
Шарф срывает, шаль срывает, мишуру,
Как сдирают с апельсина кожуру.
А в глазах тоска такая, как у птиц.
Этот танец называется «стриптиз».
Проклинаю,
обожая и дивясь.
Проливная пляшет женщина под джаз!..
А. Вознесенский, «Стриптиз»
Понимание автором стриптиза как «танца», где «пляшет женщина», да еще «под
джаз», делает смысловое и метрическое несоответствие еще более очевидным,
превращая написанное в смесь американского с нижегородским.
Казалось бы, проблему естественности интонации можно решить, если писать
стихотворения, строки которых содержат разное количество стоп. Но это так
кажется: в разностопных стихах тоже содержится яд литературных ассоциаций. Ведь
разностопные размеры уже несколько веков закреплены за определенным жанром —
басней, и это необычайно снижает область их применения.
Но ведь, собственно говоря, свободный стих со строго метрическим
непосредственно и не граничат. Между классом дисстопного стиха и классом моно-
и полистопного стиха существует межкласс стихов, который возник в результате
нарушения метра. Каков же этот стих?
Дело в том, что в метрическом стихе возможны пять видов аномалий. Три из них —
синкопа (переакцентуация), гипертесис (внесхемный ударенный слог) и гиперарсис
(внесхемный безударный слог) — приводят только к усложнению метра, так как
объем стопы остается прежним.
Совокупность разноразмерных канонических стихов и стихов, в которых имеется
синкопа, гипертесис и гиперарсис, и составляют класс моно- и полистопного
стиха.
Другие два вида аномалий — гиперметр (внесхем- ное присутствие слога) и
гипометр (внесхемное отсутствие слога) — приводят к нарушению метра, так как
они вызывают увеличение или уменьшение объема стопы.
Метрические стихи, в которых, наряду с факультативными аномалиями усложнения,
имеются аномалии нарушения, относятся к межклассу полистопного (биполярного)
стиха.
Биполярность этого стиха состоит в том, что, несмотря на нарушения, в нем под
влиянием ритмической инерции чувствуется метрическая сетка. Наиболее отчетливо
она чувствуется в простейших случаях, при единичных случаях аномалий нарушения.
Но постепенно, по мере увеличения количества аномалий, ощущение метрической
сетки слабеет и наконец исчезает совсем. Стих начинает жить по законам класса
дисстопных стихов.
Таким образом, граница между свободным стихом и крайними формами межкласса
полистопных стихов теоретически неоспоримо существует, но в творческой практике
соблюдать ее очень трудно. Да в этом и нет никакой необходимости.
В свете всего сказанного выше, думаю, становится очевидной несостоятельность
определений свободного стиха, которые дали А. Квятковский1 и А. Жовтис2. Если
А. Квятковский считал, что свободный стих — это все, что не строго метрический
стих, то А. Жовтис, применив ошибочную теорию Е. Поливанова
1 А. Квятковский. Русский свободный стих.— «Вопросы литературы», 1963, № 12.
А. Жовтис. Границы свободного стиха.— «Вопросы литературы», 1966, № 5.
о смене мер повтора к свободному стиху, дал определение не свободного стиха, а
полиритмическим композициям, огромное количество форм которых многие принимают
за свободный стих. Не являются свободным стихом и стихотворные произведения,
пред-ставляющие собой полиритмические ассамбляжи из метрических и
дисметрических частей. Кроме того, А. Жовтис считает возможным окказиональное
употребление рифмы в свободном стихе. Хотя окказиональное употребление рифмы в
свободном стихе не что иное, как окказиональное проявление конвенциональное.
Другое дело — окказиональное появление метрических строк. С точки зрения практической
это совершенно допустимо, так как дисметрический стих имеет большую
ассимилирующую силу.
Если вы заметили, мной ничего не было сказано о поэтике свободного стиха.
Свободный стих полностью подвластен общей поэтике. Поэты, пишущие свободным
стихом, в силу своих личностных особенностей признают и используют лишь
определенные образные средства, создавая свой неповторимый стиль. Эта область
требует крайне корректного подхода: любые попытки выдать чей-либо личный
творческий опыт за непременные черты поэтики свободного стиха порочны и должны
быть осуждены. Кроме того, на данном этапе я бы воздержался от закрепления за
свободным стихом каких-либо жанровых особенностей. Умозрительно выяснить этот
вопрос пока не представляется возможным. Хотя, как мне представляется, у
каждого рода стиха есть свой жанровый ареал.
Переходя к вопросу о месте свободного стиха в истории русской поэзии, я хотел
бы сказать, что свободным стихом писали Пушкин, Лермонтов, Блок, Кузмин,
Хлебников, Терентьев, Л. Лавров, Шершеневич, Мазурин, Нельдихен, Гастев,
Садофьев,
Маяковский, Цветаева, Мандельштам, Кирсанов, Оболдуев, Благинина, Тарковский,
Солоухин, Вино¬куров и многие, многие другие. Какое разнообразие стилей и
почерков! Мне удалось это выяснить в ре¬зультате многолетней работы по
составлению анто-логии «Русский свободный стих второй половины XVII — первой
половины XX в.». Нижняя граница была установлена недавно, когда выяснилось, что
образцы свободного стиха дал еще А. Сумароков.
Эта книга, по-моему, должна бы выйти в Большой серии «Библиотеки поэта», где
уже есть прецедент издания антологии по ритмологическому признаку,— я имею в
виду «Русскую силлабическую поэзию XVII—XVIII вв.», вышедшую в 1970 году и
сразу же ставшую библиографической редкостью. Издание антологии классического свободного
стиха развеяло бы миф о том, что у русского свободного стиха нет традиции.
В заключение предлагаю стиховедам отказаться от термина «верлибр» (фр. — vers
libre), как не вполне точного. Дело в том, что из-за просодических особенностей
французского и русского языков французский верлибр и русский свободный стих
ритмологически не идентичны. В Польше, Чехословакии, Англии, ГДР и других
странах либрический стих уже давно называется терминами, по той же причине
созданными на основе национальных языков.
1971—1988
Первая публикация
Жур «Вопросы литературы». Москва, 1972, № 2,
с. . 132—140.
Вячеслав Куприянов, 2016
Сертификат Поэзия.ру: серия 1109 № 119197 от 03.04.2016
1 | 8 | 2534 | 17.11.2024. 15:40:43
Произведение оценили (+): ["Лев Бондаревский"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: От чего свободен свободный стих. В.Бурич Вячеслав Куприянов
Автор Вячеслав Куприянов
Дата: 03-04-2016 | 22:36:01
Виноват, не знал. Тиснул после общения здесь с Егиазаровым, чтобы обратить внимание на критику рифменного мышления у Бурича и не повторяться самому. А то, что стоит с 99-го может легко завалиться.
Тема: Re: Re: Re: От чего свободен свободный стих. В.Бурич Вячеслав Куприянов
Автор Александр Ивашнёв
Дата: 03-04-2016 | 23:24:22
Это пожизненная гарантия, только если я умру и не передам благодарным ученикам.
Тема: Re: Re: Re: Re: От чего свободен свободный стих. В.Бурич Вячеслав Куприянов
Автор Вячеслав Куприянов
Дата: 04-04-2016 | 15:14:45
Не понял о чем речь, то ли об авторских правах, то ли о передачи лиры от Державина к потомкам?
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: От чего свободен свободный стих. В.Бурич Вячеслав Куприянов
Автор Александр Ивашнёв
Дата: 04-04-2016 | 15:18:47
Видимо, свободный стих раньше всего избавился от иронии
Тема: Re: От чего свободен свободный стих. В.Бурич Вячеслав Куприянов
Автор Леонид Малкин
Дата: 04-04-2016 | 20:35:31
Вячеслав, вы не против, если поместим эссе в колонку редактора? Это ваша статья?
Тема: Re: Re: От чего свободен свободный стих. В.Бурич Вячеслав Куприянов
Автор Вячеслав Куприянов
Дата: 04-04-2016 | 23:45:44
Нет, это старинная статья Владимира Бурича. Можно поместить мою,
что мне советует Егиазаров.
Тема: Re: Re: Re: От чего свободен свободный стих. В.Бурич Вячеслав Куприянов
Автор Вячеслав Егиазаров
Дата: 05-04-2016 | 02:20:11
Егиазаров плохого не посоветует!..-:)))
Тема: Re: От чего свободен свободный стих. В.Бурич Вячеслав Куприянов
Автор Александр Ивашнёв
Дата: 03-04-2016 | 22:09:43
Чего-то я не понял, зачем вы этот текст сюда тиснули. Он с 99 года стоит на modernpoetry.ru (на моём сайте). Мне казалось, вы это знаете.