О лжи и правде

Дата: 18-12-2015 | 06:43:33

Актёр солжёт, как то предпишет роль,
Солжёт банкир во имя дивиденда,
За интересы трона лжёт король,
А врач всегда – для блага пациента.

У лжи любой есть правдочка своя –
Кто силе уступает, кто рассудку,
Кто ловит счастье в джунглях бытия,
Кто просто красит горькую минутку.

И каждого понять-простить легко –
Вода всегда течёт туда, где ниже,
А царь и бог далёко-высоко,
Своя ж рубаха – и одна, и ближе.

Но так смешно устроен этот свет,
Что лишь поэту оправданья нет.




Георгий Томберг, 2015

Сертификат Поэзия.ру: серия 1609 № 116828 от 18.12.2015

0 | 18 | 1784 | 29.12.2024. 13:22:25

Произведение оценили (+): ["Ицхак Скородинский"]

Произведение оценили (-): ["Вячеслав Егиазаров"]


Тема: Re: О лжи и правде Георгий Томберг

Автор Леонид Малкин

Дата: 19-12-2015 | 19:51:24

Поэт соврёт, не дорого возьмёт.
Врала Сапфо, Гомер и Бродский...
Таков уж поэтический народ:
мясца добавил - и лапша по-флотски
:))

Вот потому-то и судьба их так сложилась...


Какие основания для спора?

Поэт порой обязан быть актёром

И рассказать о том, что, как и где -

Хотя не плавал, не скакал и не сидел...

:о)

С уважением, С.Т.

Беда не в вымысле, как таковом. Непростительна поэту ложь для услужения сильным или богатым мира сего. Поэт является резонатором общественной души, его слово может усилить или ослабить различные эмоции толпы, масс, народа, разогревая или успокаивая людей. И, чем выше талант поэта, тем большие последствия может вызвать его поэзия. Ну, а уж если он лжёт - не заблуждается, а лжёт - за деньги, за красивый халат, ради личного комфорта... Вот такой лжи поэту - особенно талантливому - не простят.

"Непростительна поэту ложь для услужения сильным или богатым мира сего."  - Георгий, я с этим согласен. Просто я не уловил, что в сочинении речь именно об этой лжи. Да и не улавливаю, почему можно простить вора-банкира или короля, который дурачит своих подданных, и только поэта - нельзя. :о)

С уважением, С.Т.

Да потому что не мы не можем простить, а поэзия. Правда, даже в вымысле, заложена в самой природе поэзии. Солгав, поэт перестаёт быть таковым.

Георгий, я опять соглашусь. И опять с оговоркой: чем же лучше поэт, который лжёт НЕ ТОЛЬКО "для услужения сильным или богатым мира сего"? Наверное, поэт просто не должен лгать, какие бы благородные побуждения им ни двигали - Вы об этом? :о)

И, если так, то я всё равно не вижу этого вывода в сочинении. Несмотря на все пояснения. Что поэт не должен лгать - это очевидно, это само собой разумеется. При чём тут сравнения с актёрами, банкирами, врачами и джунглями? Разве поэт, который сейчас лжёт во имя того, что он понимает под светлым будущим - будет оправдан? :о)


С уважением, С.Т.


P.S. Мне проще рассуждать о поэтах. Поскольку это взгляд со стороны. :о)

Георгий, не сочтите за назойливость, просто затронули Вы небезразличную для меня тему.

Оставим в покое ложь банкиров и королей, но ложь актёров разве менее простительна?

Два маленьких примера:

1. Выходит как-то на большие экраны фильм о том, как в годы Великой Отечественной коварный СМЕРШ готовил для заброски в немецкий тыл в качестве диверсантов малолетних преступников, осуждённых за воровство. Это ничего, что в реалии всё было наоборот: фашисты вербовали и готовили детей для диверсий в советском тылу. Но съёмочная группа дружно уверяет, что это всего лишь "художественная фантазия и творческий вымысел".

2. Выходит как-то фильм, как в 45-м целая советская дивизия только и мечтает о том, как бы напасть на немецкий интернат для детей-инвалидов с целью изнасиловать всех его малолетних обитателей, вне зависимости от пола. И только группа благородных эсэсовцев, поддерживаемая невесть откуда взявшейся группой благородных СМЕРШевцев предотвращает героически это злодеяние. Тоже "фантазия художника". И тоже всё (как и в прошлом случае) остаётся без последствий.


А теперь - третий. 

Представьте себе, что на экраны выходит фильм о том, как во второй половине 30-х годов прошлого века, на территории Германии, евреи терроризировали немецкое население, сгоняли его в гетто, жгли в крематориях и травили в газовых камерах? И всё это с целью завоевать мировое господство. А некоторые расхождения с историческими фактами творческая группа объясняла бы художественным вымыслом.


Вопрос: как Вы думаете, что стало бы с этой "творческой группой" из п.3?


С уважением, С.Т.

В коротком стишке невозможно раскрыть такую тему. Можно лишь констатировать, что

Деньги есть и можно лгать,

А стихов - бессильна рать.


Вышел Гога во село,

с правдой нам не повезло:

дураку - «во благо ложь»;

трус для правды - толстокож;

подлецу ложь - ремесло…

зло же - порождает зло. 

Да... Написали рецензий на мою бедную голову - и все по существу. И все - острые. И ответить, не порезавшись, невозможно. Но попробую.

Прежде всего - изначальные смысл и роль поэзии (о чём уже забыли).

Зародившись в пещерные времена, поэзия была просто ритмичной речью, способной побуждать людей действовать в едином ритме, как единое целое. Без музыки (барабаны, там-тамы и прочие ударные и щипковые ещё предстояло изобрести), ритмичная речь потребовала оранжировки рифмой - попробуйте сами петь без музыки просто ритмовый текст и тот же, но с рифмой.

Охота на крупных животных, война с соседями, обустройство быта племени требовала единства действий - до сих пор многие работы на селе идут под песню. Неправильное слово, "лыко в строку" могли обернуться несчастьем для племени - из-за разлада ритма.

Потом, чаще всего первые поэты были шаманами - в общении с богом поэтический текст предпочтительней прозы. Ветхий завет написан стихом, большая часть Нового - тоже. Все известные нам религиозные тексты древности - стихи. Солгать в стихах, обращённых к Богу? Это было несовместимо с тогдашними представлениями о мире.

И третья важная функция поэзии - обучение. В дописьменные времена наставления старших младшим давались в поэтической форме - стихи легче запоминаются.

Пример. Все знают мнемоническое правило радуги: "каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Это ритмичный текст с монотонным чередованием ударных и безударных слогов. Попробуйте вместо любого слова поставить сбой ритма - ну, вместо знать - увидеть - и текст запомнить станет значительно труднее.

Солгать в обучении младших - получить перестройку со всеми её последствиями.

Возможно, в те времена лгавших поэтов и не всегда побивали камнями (догнать было трудно, да и скользкие), но уж в памяти они точно не оставались.

Прошли тыщи лет, мы маячим где-то, как нам кажется в 21-м веке, мы пережили многие поэтические глупости (вроде "искусства для искусства"), наши знания стали глубже и мы добрались до вершин пещерного верлибра... Смысл поэзии нынче изменился?

"Священная война" - с точки зрения крутого филолога текст слабоват. Но солдаты с этой песней, с этими словами шли на смерть - песня, поэзия соединяла души в единое целое.

Агния Барто, с её детскими стихами - очень серьёзная школа.

Ну, а уж о "священническом" слове - каждая религия мечтает блеснуть поэтическими находками - они сильнее завораживают.

Поэт может ошибиться при создании таких стихов - солгать не может, стихи умрут.

Относительно нашего времени. Фильм "Холодное лето 1953" лжив изначально и, хотя участвовали в нём сильные актёры, вряд ли останется в народной памяти. Так и с остальными.

Кара для поэта - судьба его стихов. Ложь в памяти не задерживается, уходит в песок. Правда, даже в неказистых стихах живёт гораздо дольше.

И последний аспект. За самую жестокую и талантливо сказанную правду поэта убивают - тоже прощенья нет, но не от народа, а от лжецов.

С уважением - Георгий

"Холодное лето 53-го" уже в народной памяти.


Все художественные фильмы в той или иной степени лживы, на то они и художественные, а не документальные. 

"Фильм "Холодное лето 1953" лжив изначально" - Георгий, а можно с этого места подробнее - в чём конкретно, по-Вашему, лживость?

Только без "народной памяти" - кто вправе решать за народ, что в его памяти останется, а что нет? И без "не мы не можем простить, а поэзия" - кто вправе решать за поэзию? :о)

С уважением, С.Т.

P.S. Пожалуйста, не сочтите за преследование. Мне на самом деле хотелось бы понять, что именно, Вы вкладываете в такие высокие слова.

P.P.S. Весьма надеюсь, что Вам есть что сказать по существу, а не ограничиваться лозунгами.

Понравились Ваши рассуждения, безусловно, ритм и на плантациях сахарного тростника сыграл свою роль в этом смысле, откуда и возник блюз: Nobody Knows The Trouble I've Seen и тд. Однако, в отношении кинофильма соглашусь с Сергеем и Анатолием, поскольку искусство, это, прежде всего искусство, а потом все остальное: "Сказка - ложь, да в ней - намек". Такая ложь, нередко, священна, и лингвист, если он умный, это учитывает.

Поэту, слово - материал,

Как скульптору - гранит и глина,

Как холст и масло - все картина...

А разум ищет идеал.

Поэзия - такой уж мир,

Неправда в ней - ее кумир,

Онегин с Чацким в ней вполне

С самим Зевесом наравне...

Иное дело - во суде

иль у чиновника в отписке -

такое "слово" - очень низко,

ведь эта ложь ведет к беде,
порою, целого народа:
как яд, в поэзию попав,
она людей меняет нрав
и урожаи огорода…

Спасибо всем, посетившим мою страничку, а оставившим критические замечания - в особенности. Я неделю не заходил на сайт - разбирался с "Холодным летом". Как это говорится - "за базар надо отвечать"? Вот и отвечаю.

"Уже в памяти народной"... Но так и было замыслено - для того и делался этот фильм, чтобы укрепить и расцветить хрущёвский стереотип сталинского времени. Всё-таки мастера работали.

По первоначальному сценарию Эдгара Дубровского время действия фильма - лето 55-го года. В конце этого года снимали министра МВД Круглова, в числе прочих прегрешений ему вменялось: массовый побег заключённых (2,5 тысячи душ) и освобождение по сентябрьской амнистии отпетых бандюг. Так что 55-й год тоже подходит для фильма, и более естественен - сбежавший убийца не будет ждать парохода на волю, а вот амнистированному проще убраться из мест отдалённых на предоставленном властями транспорте. Это не единственный след первоначального сценария.

Главный герой, Лузга... Манков упоминает о штурме Карпат - это сентябрь-октябрь 44-го, а в ноябре наши бывшие пленные уже не направлялись в спецлагеря, как раньше, а после беглой проверки либо уходили на фронт, либо списывались из армии. За всё время войны из бывших пленных арестовано было около 4%, и далеко не все из них попадали в лагеря. Большая часть (70%) возвращались в армию - да, в том числе и в штрафные батальоны. Как говорится, арест надо было заслужить - поскольку Лузга год находился в немецком концлагере, то свидетелей его поведения в плену оказалось достаточно - после освобождения концлагеря. Отсюда вилка - либо Лузга как-то прогнулся в плену до сотрудничества с администрацией, либо он совершил преступление по возвращению в строй после плена.

И чисто психологически первый вариант кажется правдоподобным. Это как раз несмытый след первого варианта сценария, когда (по амнистии 1953) за некоторые воинские прегрешения ещё не выпускали, но режим уже был смягчён.

Однако, самый главный вопрос - почему было сдвинуто время действия фильма? Ответ прост - в стране разворачивалась антисталинская кампания, в перспективе должная перерасти в антисоветскую. Проблема у организаторов перестройки состояла в том, чтобы дискредитировать советский строй отдельно от себя, любимых, т.е. перевести назревшую революционную ситуацию в рамки разрушения государства, но не смены элит. Критика Сталина (а Берия шёл с ним "в комплекте") послужила им так же верно, как и Хрущёву. Страна вновь ужаснулась и закрыла глаза, и с закрытыми глазами просмотрела талантливый ролик о лете-53. Отчего он и запал "в сердце народа". А г.Яковлев получил возможность беспрепятственно разрушать страну.

Конечно, и в 1953 г. преступность плеснула через край, но самые печальные события того года сошлись на путях следования эшелонов амнистированных и на узловых станциях. Улан-Удэ, пригороды Казани...

Любопытно, что преступный беспредел был организован самим МВД (слившим в себе и "добериевское" МВД и МГБ), провокаторами и зачинщиками восстаний в лагерях оказались бывшие офицеры МГБ, арестованные с приходом Берии за преступное ведение дел.

Таким образом, фильм солгал в главном - кем, против кого и зачем была ТАК проведена амнистия 1953 года. Круглов, будучи замом Берии (а до марта 53 - самим министром), имел полную возможность и интерес устроить бардак в стране, списав его на шефа. Как упоминается в нынешнем учебном пособии для школ МВД, "жалобы на произвол МВД стали поступать в ЦК КПСС ещё в апреле". Расшифровывать надо?

А чтобы НИКАКИХ сомнений в адресовке фильма не осталось, специальная сцена запечатлела сентенцию в адрес Берии на фоне его портрета - "Маршал Берия, Лаврентий Палыч… Весной, после смерти товарища Сталина, всем уркам амнистию дали. Его дело" (цитата из сценария). Не мог Манков так сказать. Это в Президиуме ЦК знали, в Москве знали, но в глубинке амнистия была "ворошиловской" - по подписи под Указом. А стала "бериевской" лишь после разъяснений Хрущёва, кого считать нехорошим человеком. То есть, после ареста маршала.

Фильм ударил не по "искажениям социализма", не по "нарушениям законности" - он ударил по доверию граждан свое стране - не правительству, а стране. "Россия-мачеха"...

Яркий, талантливый фильм стоит больше сотни пузатых журналов со статьями и романами "на заданную тему". И ложь этого фильма не даёт возможности сказать правду - эмоции забивают любое слово против. Потребовалось время, чтобы прийти в здравый смысл, но за это время у нас из-под ног выдернули Родину.

Напоследок - самое странное. Когда я читал сценарий, он показался мне... скромным. Не вершина драматургии. А фильм - согласно постулату Хэмингуэя - вышел блестящим.

Последствия только... не блестящие.

В своём ответе я не смог высказать всего, найденного мною по теме - объём не позволяет, - но интересующимся могу предоставить ссылки на материалы. Да впрочем, они легко находятся поисковиком, только время нужно их прочитать и обдумать.

С уважением - Георгий

Георгий, Ваши замечания во многом точны, однако надо быть более внимательным в выборе адресата, которому отвечаете, так как авторы вопроса о фильме - Сергей и Анатолий, а не я, им Ваш ответ был бы интересен. 

Дорогой Валерий Игнатович! Кажется, я сказал, что в фильме передёрнуты времена - ситуация 55-го года перенесена в 53-й (а это совершенно разные времена!); зачинщиком амнистии подчёркнуто назван Берия (чего летом 53-го в глубинке знать не могли) - для лучшей переклички с уже въевшимися в "общественное сознание" хрущёвскими мифами. Собственно говоря, на этом и вытянул фильм - на соответствии хрущёвской лжи, - да ещё на великих актёрах. И поэтому собрал кучу наград и премий - в собственной стране. Награды раздавал заказчик - идеолог Яковлев.

С уважением - Георгий

Оказывается СССР развалился, судя по Вашему, Георгий, комментарию из-за фильма "Холодное лето..."

С Новым годом, Анатолий!

На вопрос - нет, конечно. Союз одним таким фильмом сковырнуть было невозможно - в ход пошла торговая система - тщательно организованный дефицит - на него и любят ссылаться всякие... ну, всякие.

А фильм - он пришёлся к месту и ко времени, очень кстати для господ организаторов развала, он ублажил их и погладил по чувствительным узлам.

Три "или" - будь фильм глупее, выйди он в другое время (хотя бы на год), будь артисты классом пожиже - картина не оказала бы ТАКОГО влияния... Но вот... сошлось.