Дата: 02-10-2014 | 04:01:19
Каждый день старуха Хурья ходила в деревню. Рылась на пепелище, складывала находки в чистый холщовый вышитый мешок. Возвращалась в лес, когда солнечный свет становился тепло-розовым, а тени - длинными.
Закапывала содержимое мешка у большой разлапистой ели, увешанной гроздьями пахучей смолы. Тихонько, грустно напевая, разглаживала худыми морщинистыми руками землю. Ель сочувственно вздыхала и роняла прозрачную янтарную слезу. Теперь она - хранительница, будет нашептывать красивые лесные сказки нашедшим приют у ее корней.
Хурья ковыляла на заброшенный хутор, где она поселилась после того, как сожгли деревню. Дел на хуторе было много, старуха вставала на рассвете и отвоевывала у леса одичавший сад. Для кого? Вряд-ли кто-то воспользуется его плодами. Но Хурья не умела лениться. Пусть все будет ухожено.
Бывшие хозяева оставили утварь на своих местах, и, кроме этого, положили в кухонный шкаф запас свечей, крупы и серой грубой соли. Она старалась не думать о зиме - пока лес и сад давали ей пропитание.
Время спать. Легла на деревянную лавку - негоже ложиться на хозяйскую постель, которая еще помнит тепло их тел. Затушила огарок свечи и стала вглядываться в сгусток тьмы в углу, у печки. Каждую полночь темнота там становится чернее обычной ночной тьмы, и слышится тихое заунывное бормотание. Слов понять невозможно - наречие чужое. Голос иногда грубый, иногда - резко всхлипывающий.. То страстно проклинающий, а то - слабый и переходящий в плач.
Хурье жаль говорящего, она чувствует, как он страдает, но помочь ничем не может - финские заклинания не освобождают душ чужаков. Кряхтя, встает с лавки. Болит сердце, надо походить, может полегчает. Зачерпывает ковшом холодной воды из ведра и ставит ковш в угол. Рисует пальцем на поверхности воды древний знак и быстро отходит. Бормотание переходит в глухой вой, вода в ковше плещется. "Значит, принял", - кивает головой старуха и присаживается на край лавки. Темнота рассеивается, и на сердце становится легче. Сколько же неприкаянных в этом лесу... Что занесло их в наш край хрупких истин и крепких морозов?
Видно, сегодня опять не уснуть. Да и зачем спать, лучше вспоминать до утра. А утром - за работу. Она сохранит сад - аккуратные кустики крыжовника, вишни, старинные яблони. Яблоки, уже отдающие горчинкой, когда-нибудь снова станут сладкими.
Сегодня утром она вдруг почувствовала, что скоро к ней кто-то пожалует. Гость. Вернее, гостья. Хурья набила подушечку ароматными травами и прибрала в сауне. Гостья придет красивая и молодая - пусть попарится с дороги, а потом положит белокурую голову на подушку, полную лесных ароматов. Старуха наберет ей кислых вишень с одичавшего деревца и запечет белых грибов в глиняном горшочке. В первый раз после гибели деревни Хурья заулыбалась.
Она представила, как будет расчесывать девушке тонкие длинные волосы, светящиеся золотом, и приговаривать весело: "kyyhkunen.." Девушка ничего не поймет, но съест все грибы и заснет на ее душистой подушке. Хурья будет петь ей грустные старинные песни, смотреть с нежностью на ее свежее, белое личико и вышивать синие и красные узоры на ее городском платье.
И будут они вместе сидеть на пороге и слушать птиц и шепот леса, когда птицы умолкнут...
Кохан Мария, 2014
Сертификат Поэзия.ру: серия 1511 № 107757 от 02.10.2014
1 | 4 | 1919 | 21.11.2024. 11:59:10
Произведение оценили (+): ["Игнат Колесник"]
Произведение оценили (-): []
Владислав, я не знаю наверняка, что мотивировало авторов переходить на прозу... Поэзия - это как точечный удар, поэзией можно изменять реальность быстро и мощно.
Но у прозы есть одно преимущество - ограничение формой не такое строгое. Там, где есть строгость, порой исчезает кураж и спонтанность.
Да, и большему количеству людей можно донести свои мысли, что тоже важно. Все-таки, поэзия - это искусство гурманов.
По поводу фигуриста.. хм.. Да, препятствия в пути (как у него, да и у меня тоже) бывают неспроста. То, что вредит стилю, иногда придает силы.
привет!
здесь хорошо, тихо, чисто
старуха организует пр-во вокруг себя так, что читаешь - и дышится легко, даже несмотря на запах гари
а насчет возвращения - может ли это как-то соотноситься с темой потерянных аспектов?
Тема: Re: Сады Хийси Кохан Мария
Автор Владислав Кузнецов
Дата: 12-02-2015 | 23:26:00
Много думал - почему многие авторы великой русской литературы переходили с поэзии на прозу... И на прозу ли... Может, поэзия и нужна была им, только как школа стиля..
Вспомнил Скотта Хамильтона - чемпиона-фигуриста, переболевшего полиомиелитом... Когда он выигрывал четвёртый раз подряд, имея всего три поставленных прыжка ,
кто-то из наших старых комментаторов всё сокрушался - Как же так.. Вообще не имеет стиля... Ну, никакого стиля...
И, если не вру, Горелик - из бывших фигуристов, ему отвечает - Он же чемпион... Значит, отсутствие стиля - и есть его стиль...
А ну, как и в литературе теперь то же...