Дата: 10-09-2013 | 00:22:06
Памяти Драгана Мойевича
- Эти снежинки – люди,
более чистые или
более грешные,
А посередине – Шар,
Троица во ЕдИнице –
И от нее исходят
света потоки – лучи
микрокосма,
- Драган, снежинки тают,
Разве жизнь человека тает?
- Точно, брат Александр, не
снежинки, тоже шары,
но покрытые тенью,
ржою изъедены,
в кратерах, словно
жизнь человека, вернее, он сам
эта планета, плод,
микрокосм,
Те, что поближе к Округлому Свету –
Сами светить начинают
и видишь –
Тень отступает, и рытвины,
будто кто-то рассыпал
вселенскую пыль,
ту, что алмазную крошку
стерла бы в тлен -
исчезают
в безудержной силе.
- Ну, а те,
Что в углах, в темных,
безмолвных, ужасных?
- Знаю. Несчастные,
тенью покрытые, сами
укрылись от Света во мгле.
Этих пишу я по слову Владыки, брат
Александр,
верней, это запись,
вИденье, помыслы и
умозрения
Троицы, я же, Мойевич
Драган, только
лекало, кисть, палитра,
только орудие для воплощения
бездн умословия, вИденья
умного.
Ночь напролет говорим мы
о Боге,
линдзуру пьем, открываем
сокрытое и сокровенное,
разум немотствует, сердце
же умствует – сердце открытое,
на чердаке, в мастерской,
в Белом городе, отданном на заклание.
И до бомбежек и
смерти Драгана
долгая, долгая ночь,
Вечность с его картин,
Лица черты острые,
пота уставшие капельки,
будто он ваяет
пространство,
лепит время, пишет лики,
видит в прищуре глаз
узкий и долгий тоннель
к точке, шару, Сфере,
мерцающей на полотне
белградской неиссякаемой
ночи.
1992, 2013.
Драган Мойевич
Драган Мойевич один из наиболее значительных сербских художников XX века, родился в 1942 году в Белграде, учился и окончил Технологический институт в Белграде. Помимо этого изучал философию. Участвовал во многих выставках, как авторских, так и коллективных. Его картины выставлялись в Белграде, Югославии, во многих европейских и мировых центрах искусства. Помимо традиционных выставок живописи, Мойевич осуществлял и крупные многомерные действа, как он сам их называл. Его живопись была удостоена множества международных наград. Скончался в Белграде в 2001 году.
Изобразительное искусство является раскрытием истины бытия в полной мере. Поэтому то, что есть (бытийствует), по Мойевичу, наиболее точно может быть выражено именно языком живописи.
Другими словами, поскольку мистическое переживание встречи с молчащим Логосом невозможно выразить говором, картина действительно становится единственным способом визуализации памяти. Живописная манера Драгана Мойевича соединяет в себе принципы философского мышления досократиков (=пифагорейцев) и ранневизантийской христианской теологии. Подобное видение художественного процесса направлено на выявление сущности/божественных предикатов того, что есть (бытийствует), а это, как отмечено выше, точнее всего выражается языком живописи. Понятия онтологического ядра и начала (=Бога) остаются теми фундаментальными понятиями, которые определяют семантическое существо живописной поэтики Мойевича/
Д., фил. н., проф. Синиша Елушич. Перевод А. Закуренко.
Перевод на сербский Владимира Ягличича:
Успомени Драгана Мојовића
Ове пахуље су - људи,
чистији или
грешнији,
а у средишту - Лопта је -
Тројица у Јединичном -
и из ње происходе
светлости бујичне - луче
микрокозма.
- Драгане, пахуље се топе,
зар ће и живот човеков да склопе?
- Баш тако, брате Александре, то и нису
пахуље - а јесу лоптице,
ал прекривене сенком,
рђом нагрижене,
као у кратерима,
живот човеков, тачније, он сам
ова је планета, плод,
микрокозам,
они што су ближе Округлом Сјају -
сами светлити почињу,
и видиш -
сенка одступа, и јаруге почињу,
ко да је неко расуо
васељенску прашину,
ону, што дијамантску мрву
расточила би у прах труо.
- Да, а они,
из кутова, мрачних,
немих, ужасних?
- Знам. Несрећници,
сенком засути, сами
од Сјаја скрише се у магли.
Њих сликам по речима Владике, брате
Александре,
тачније, то потез,
то виђење, те помисли и
та умопрозрења
од Тројице се, а ја, Мојовић
Драган, само сам
кривуљар, кист, палета,
само оруђе за оваплоћење
бездана умственог, визија
умножених.
Ноћ пролази, ми говоримо
о Богу,
линцуру пијемо, откривамо
скривено и скровито,
разум неми, срце
умује - срце отворено,
на мансарди, у атељеу,
у Беломе граду, предатом на поклање.
А до бомбардовања и
Драганове смрти
дуга је, дуга ноћ,
вечност с његових слика,
лица оштрих црта,
зноја уморне капи,
као да ваја он
простор,
крпи време, описује лица,
види у жмирају ока
уски и дуги тунел
ка тачки, лопти, Сфери,
засветлуцалој на платну
београдске неисцрпне
ноћи.
1992, 2013.
Владимир Ягличич (3. 11 1961, село Горная Сабанта, обл. Шумадия, Сербия) - поэт, переводчик, прозаик.
Александр Закуренко, 2013
Сертификат Поэзия.ру: серия 906 № 100946 от 10.09.2013
0 | 4 | 2139 | 04.12.2024. 00:56:31
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: Памяти Драгана Мойевича. С переводом на сербский язык Александр Закуренко
Автор Александр Закуренко
Дата: 30-10-2017 | 12:29:10
Спасибо, Петр!
Тема: Re: Памяти Драгана Мойевича. С переводом на сербский язык Александр Закуренко
Автор Владимир Корман
Дата: 10-09-2013 | 22:25:58
Александру Закуренко
На мой взгляд, эти стихи интереснейший и своеобычный - высокого уровня - образец осмысления жизни и искусства, при том и пример
тесного дружеского взаимодействия двух близких по духу славянских поэтов. Это не первое и не единственное у Вас проявление такого творческого содружества - с чем нельзя не
поздравить.
ВК
Тема: Re: Re: Памяти Драгана Мойевича. С переводом на сербский язык Александр Закуренко
Автор Александр Закуренко
Дата: 30-10-2017 | 12:29:28
Большое спасибо, Владимир!
Тема: Re: Памяти Драгана Мойевича. С переводом на сербский язык Александр Закуренко
Автор Петър Иванов Калинов
Дата: 10-09-2013 | 21:28:46
Очень хорошо получилось, дорогой Александр! Сербская чувствительность особенная - и Вы точно уловили ее!