Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться.

DeepSeek vs поэтическое вдохновение

Дата и время публикации: 11.02.2025, 13:17:10

«— Живи!.. Иди!..

                              В тени кедровых рощ,

В глуби ущелий горного Ливана,

Иду — во всерождающую нощь.

На зов? На свет? Иль слепо и незвано?

Идти б и видеть. Видеть и любить.

Любить и верить, и дойти до сути б.

Я — беспристрастный созерцатель судеб,

Что зёрнами нанизаны на нить

Бесчисленных веков, несметных сроков.

Я — память разнополюсных эпох.

Свидетель совершенства и пороков

Великих и ничтожных лжепророков

И праведников родом из пройдох.

Мне клятвою глаголы стали эти:

— Живи!.. Иди!..

                              И я живу. Иду.

Я — летопись. Я — зеркало столетий,

Что не подвластны Вечному Жиду.

Нет тяжелее этого завета:

— Живи!.. Иди!.. — провозгласил Пророк.

Где ж лестница в украшенный чертог?

Порог всепоглощающего света?

Я — тот, кого Пророк из Назарета

Приговорил идти. На жизнь обрёк.»


Поэма Александра Питиримова «Живи!.. Иди!..» https://poezia.ru/works/173663

глубоко укоренена в христианской мифологии и апокалиптической символике. Центральный образ — Агасфер (Вечный Жид), чья легенда восходит к средневековым европейским преданиям. Согласно ей, Агасфер был проклят на вечные скитания за отказ помочь Христу, несущему крест на Голгофу. В поэме этот сюжет переосмыслен через личный опыт героя, который, ударив Пророка, обречён на бессмертие и вечное странствие.  

 Мотив зеркала столетий и летописи отсылает к идее вечной памяти и коллективной исторической травмы.  

 Поэма перекликается с литературными обработками легенды об Агасфере (например, у Гёте, Эжена Сю), но добавляет космогонический масштаб («чёрные космосферы», «всадники небесные»), что сближает её с символизмом и модернистской эсхатологией.  

Действие поэмы разворачивается в контексте римской оккупации Иудеи (I в. н.э.), где религиозные и политические конфликты достигли апогея:  

- Иудейские восстания:  

  Упоминание повстанческих пещер Иудеи, попыток перековать «орала на мечи» отражает зелотские движения, боровшиеся против Рима.  

  Народ, читающий Писание и ждущий «Царя Сиона», исторически соответствует мессианским ожиданиям иудеев. 

  Описание процессии на Голгофу, роль фарисеев и римской стражи соответствует евангельскому нарративу, но подано через призму трагедии героя-очевидца.  

Архаизмы и церковнославянизмы: «нощь», «очи», «восстань», «лик» — создают сакральный тон, отсылающий к библейским текстам.  

  Оксимороны: «сладость отмщения», «проклят Светом света» — подчёркивают парадоксы судьбы героя.  

Рефрен «Живи!.. Иди!..» становится лейтмотивом проклятия, связывая части поэмы.  

«Что же истина?» — отсылка к диалогу Христа и Пилата, подчёркивая экзистенциальные поиски героя.  

   Поэма сочетает черты лиро-эпического повествования с элементами драматического монолога. Четыре части отражают эволюцию героя:  

   - Часть I: Философское самоопределение («Я — зеркало столетий»).  

   - Часть II: Исторический экскурс в эпоху восстаний.  

   - Часть III: Личная драма — предательство и проклятие.  

   - Часть IV: Итог — осознание себя Агасфером.  

   Символы:  

    «Кедровые рощи Ливана» — библейский символ вечности;  

    «лестница в украшенный чертог» — метафора недостижимого рая;  

      «соль Земли» — отсылка к евангельской формуле (Мф. 5:13), переосмысленная как проклятие.  

  Поэма Питиримова — это философская притча о вечном противостоянии человеческой воли и божественного промысла. Через образ Агасфера автор исследует темы вины, искупления, исторической памяти. Стилистический синтез архаики и модерна, библейских аллюзий и космических масштабов делает текст универсальным метафорическим высказыванием о судьбе человека в разорванном времени.  

Ключевая антиномия — «Живи!.. Иди!..» — становится не только проклятием, но и заветом: даже в вечном страдании сохранять свидетельство эпох, быть «зеркалом» истории.

Тема: Re: Вечный жид
Дата и время: 11.02.2025, 13:52:45

Саша, ты не говорил, что записался на вечерние уфимские высшие литературные курсы для топ-менеджеров и домохозяек им. Мустая Карима. С какой же филологической рафинированностью и словарной лапидарностью ты научился анализировать тексты. На днях, я видел, ты блеснул "Сретением" Бродского, а сегодня из-под твоего отточенного пера вышел, как облупленный, мой "Агасфер"... Слушай, а я как раз ищу человека, способного вот так же внятно и глубоко рецензировать ежемесячный топ (поскольку Катя Камаева до весны будет занята по неотложным делам), и я рад, что этот человек - ты. А если это не ты... то автора в студию!

Тема: DeepSeek vs поэтическое вдохновение
Дата и время: 11.02.2025, 14:53:32

Научно-технический прогресс, как  ̶п̶а̶р̶о̶в̶о̶з̶  гиперзвуковая ракета гонит нас вперед (или не вперед, но куда-то точно).  Искусственный интеллект  в некоторых аспектах давно превзошел человеческий разум.


Например, у китайского DeepSeek - потрясающие возможности по созданию текстов. Хотя есть и ограничения. Многое зависит от формата текста и его характера.

Что касается статей, например, литературоведческих, то тут тоже много зависит  от того, что ты хочешь получить в результате и насколько корректное техническое задание ты ему выдашь.

Возникает вопрос, насколько текст будет компилятивен, насколько оригинален. 

Если у ИИ спрашивать о чем-то таком, про что написаны тысячи страниц, то да, в какой-то степени,  он будет использовать многое из ранее написанного. Но все равно перерабатывать это и даже, возможно, выдавать "новый" контент, делать свои, ранее не озвученные никем,  выводы. 

Кстати,  человеческий разом в какой-то степени тоже «компилятор», посколько использует ранее полученную информацию.


 В качестве эксперимента  я, будучи в сговоре с Питиримовым и Камаевой, заказал DeepSeek -у  проанализировать Сашину поэму  «Живи!.. Иди!..». Причем, насколько я знаю, ранее литературоведческих работ по этому произведению не делалось, поэтому ИИ не мог ничего ни у кого  «списать». 

Теперь можно «механизировать» наши ежемесячные обзоры:)

И диссертации будут печься, как  пирожки! Должно ли это нас радовать или пугать? По-крайней мере,значительную часть черновой работы можно точно спихнуть.

А вот с созданием художественных текстов ИИ  не дотягивает. Небольшие сюжетные рассказики может написать за минуту, и для рядового читателя, возможно, почти  не будет заметно разницы. Опытный взгляд подскажет, что все-таки текст  вторичен,  есть много штампов и необязательных слов. Впрочем, этот созданный ИИ текст уже сегодня порой сравним по качеству с тем, что пишут не очень талантливые авторы. 

Я задал этот же вопрос DeepSeek, и он самокритично ответил: «Да, современные ИИ-модели способны генерировать связные, стилистически разнообразные тексты, включая прозу. Однако их работы часто лишены глубины человеческого опыта, эмоций и философского подтекста, присущих классической литературе. ИИ может имитировать структуру и жанровые клише, но создание новаторских сюжетов или уникальных персонажей остаётся сложной задачей. Пока это инструмент-помощник, а не полноценный творец."


Да,  с собственным поэтическим творчеством, к счастью для нас, ИИ пока  вообще почти не справляется.  Но что будет дальше?


Тема: Re: DeepSeek vs поэтическое вдохновение
Дата и время: 11.02.2025, 16:05:20

«Via est vita», а от перемены мест слагаемых результат не меняется... a propos, ИИ похож эрудирован тоже нехило... :о)))

Тема: Re: DeepSeek vs поэтическое вдохновение
Дата и время: 11.02.2025, 16:28:59

Я сразу понял, Саша, что это перевод с китайского. 


ИИ шагает семимильными шагами, это данность, от которой не спрячешься, и через какие-нибудь год-два он обучится довольно сносно рифмовать, имитировать поэтические стили, подбирать из собственных баз данных подходящие под тему стихотворения метафоры и поэтические образы, и мы заведем на Пру рубрику «Поэзия.ИИ».

Добро пожаловать в мир интеллектуальной конкуренции, где нашему серому веществу придется конкурировать с вещью весьма материальной, созданной на основе математической логики, работы с большими массивами данных, выдающей решение со скоростью 100-ядерного процессора и вообще выдающей себя за сущность, наделенную человеческим интеллектом.

Тема: Re: DeepSeek vs поэтическое вдохновение
Дата и время: 11.02.2025, 17:06:50

Со своей стороны предлагаю проголосовать за организацию кинопередвижки и коллективно посмотреть "Она". Может, влюбимся)

Тема: Re: DeepSeek vs поэтическое вдохновение
Дата и время: 11.02.2025, 17:08:33

Не пойму с телефона, куда коммент улетел, но вроде не Ивану Михайловичу

Тема: Re: Re: DeepSeek vs поэтическое вдохновение
Дата и время: 11.02.2025, 17:13:32

Михалычу прилетело:)

Тема: Re: Re: Re: DeepSeek vs поэтическое вдохновение
Дата и время: 11.02.2025, 17:31:19

Питаю слабую надежду, что, может, Саше Питиримову. Иначе - стесняюсь представить...)

Тема: Re: Re: Re: Re: DeepSeek vs поэтическое вдохновение
Дата и время: 11.02.2025, 17:36:32

– мне уже не полюбить... впрочем, как и меня тоже... :о)

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: DeepSeek vs поэтическое вдохновение
Дата и время: 11.02.2025, 18:09:17

Второе проще опровергнуть) А фильм действительно хороший.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: DeepSeek vs поэтическое вдохновение
Дата и время: 12.02.2025, 02:07:29

фильм действительно хороший.

Тока старый :-(

Тема: Re: DeepSeek vs поэтическое вдохновение
Дата и время: 12.02.2025, 02:35:46

Господа, я давно экспериментирую, уверяю, чатГПТ разбирается уверенней и глубже.