Дата: 05-03-2023 | 21:39:07
Т. К.
I.
— Живи!.. Иди!..
В тени кедровых рощ,
В глуби ущелий горного Ливана,
Иду — во всерождающую нощь.
На зов? На свет? Иль слепо и незвано?
Идти б и видеть. Видеть и любить.
Любить и верить, и дойти до сути б.
Я — беспристрастный созерцатель судеб,
Что зёрнами нанизаны на нить
Бесчисленных веков, несметных сроков.
Я — память разнополюсных эпох.
Свидетель совершенства и пороков
Великих и ничтожных лжепророков
И праведников родом из пройдох.
Мне клятвою глаголы стали эти:
— Живи!.. Иди!..
И я живу. Иду.
Я — летопись. Я — зеркало столетий,
Что не подвластны Вечному Жиду.
Нет тяжелее этого завета:
— Живи!.. Иди!.. — провозгласил Пророк.
Где ж лестница в украшенный чертог?
Порог всепоглощающего света?
Я — тот, кого Пророк из Назарета
Приговорил идти. На жизнь обрёк.
II.
От бронзовых доспехов суверена
Над Негевом царил кровавый мрак.
Разил мечом Иудино колено
Израйлевых детей коварный враг.
В повстанческих пещерах Иудеи
Народ ждал избавителя. Читал
Писание, вынашивал идеи.
Из пришлых — звездочёты и халдеи
Здесь обращали в золото металл
Легионерских гладиусов римлян.
И я с народом страждущим моим
Стенал и ждал. И был я осчастливлен,
И сладостью отмщения поим,
К великому взывая из великих
Пророков:
— Царь Сиона! Припадём
Пред лик Твой мы толпою полудиких
Племён! Будь нам владыкой и вождём!
Се — воинство Твоё, Назаретянин!
Восстань, Пророк, в отечестве Своём!
Мы с арф Давида струны перетянем
На луки! На мечи перекуём
Орала наши! Имя Моисея
Забвенно днесь — мы с именем Твоим
У уст своих умрём, погибель сея!
От римлянина и от фарисея
Освободим священный град Шалим! —
Пророк молчал. Мы приходили внове.
Но что Ему? Ему не прекословь!
Молили мы. О, мы алкали крови!
А Он нам заповедовал любовь.
— Нет власти вам иной, как не от Бога.
Поднявший меч — погибнет от меча.
III.
— Казнят Его!
— Туда Ему дорога!
Он нас отверг. Он нас не замечал.
Его казнили, не подозревая,
Что розовая туча грозовая
Могла б их всех смести с лица земли
Карающим мечом протуберанца.
Казнили, как плута и самозванца, —
Секли и на распятье возвели.
Злорадно ликовали фарисеи.
Беззубо ухмылялись ротозеи,
По-за толпой на цыпочки привстав.
Рыдали в голос женщины Шалима,
Когда толпа, хуля неумолимо,
Гнала Его под бременем креста.
Ничто не предвещало катастрофы:
Шёл Человек к подножию Голгофы,
Как многие задолго до Него.
Толпа же, возвеличиваясь во́ сто
Крат, улицей петляла длиннохвосто,
И всадники рысили делово.
Топча безумцев в безотчетном раже,
Стегал коня начальник римской стражи,
Прокладывая путь, и лил из-под
Шелома на чело центуриона,
От взора застив блеск Синедриона
И славу Рима, нестерпимый пот.
Я вспоминаю миг тот ежечасно:
На шествие воззрев небезучастно —
Питая к Назарею неприязнь,
Я ждал у стен отеческого дома
Процессию, что, стражником ведома,
Толкала Осуждённого на казнь.
Он шествовал согбенно, обезноже.
Под тяжестью несоразмерной ноши
Казался мне придавленным к земле.
Кровь запеклась под сбившимся хитоном,
Уста отверзлись исступлённым стоном,
И язвы багровели на челе.
Гроза ли, зародившаяся где-то,
Приблизилась? Минуя дом соседа,
Готов уж был и мой порог вот-вот
Покорно миновать Царь Иудеи.
Шли вслед Ему иные лиходеи.
Нёс каждый по кресту. Был крестный ход.
Я памяти своей безмолвно внемлю:
Споткнувшись, Он ударился о землю
Лишь в шаге от порога моего.
Крест загремел, низринувшись, о камни…
Случившееся с нами стародавне,
Меня терзает долговеково́.
Он навзничь пал. Но грудь его вздымалась
Дыханием. Помочь — какая малость! —
Упавшему подняться? Верно мне
Давно б уже отверзлись двери рая.
Но я не дрогнул, стену подпирая,
Тем зрелищем довольствуясь вполне.
Когда ж Он встал и двинулся ко мне, я,
Душою всей во гневе каменея,
Его ударил. Пал он посреди
Толпы — та отшатнулась многоного.
Тогда в Его очах прозрел я Бога,
И дрогнули уста:
— Живи!.. Иди!..
IV.
Немым платаном, громами палимым,
Средь опустелой улицы застыв,
Того не помнил я, как над Шалимом
Явились взору чёрные кресты в
Лучах скоропостижного заката.
«Живи! Иди! Живи! Иди! Живи!..» —
Терзало слух. Меня влекло куда-то,
Но не на зов, во тьме и в нелюбви!
Взяв серебра, но не собрав поклажи,
Оставил я свой дом. Начальник стражи,
Сообразив, что плата нескудна,
Приветствовал:
— Спокойно ли в Шалиме?
Я отвечал:
— Пороками людскими
Он полон. Всё спокойно. Кроме сна.
Пусти к Нему!
— Юпитер и Юнона!
Ступай тайком вдоль северного склона,
В обход застав. Возьми ж хоть головню,
Тьма — глаз коли.
Поднявшись на вершину
Холма — к кресту, к Пророку, к Богу-Сыну,
Я липкую ощупал древесину
И тронул охладевшую ступню.
Скорбя под белым, помертвелым ликом,
Я думал о Таинственном, Великом:
«Меня Ты проклял или же вину
Мне отпустил? Ты, верно, Ангел-мститель?
Всегда и всем прощавший Исцелитель,
Ответь же мне, войдя в Свою обитель, —
На большее уже не посягну,
Постигнув — что же истина?»
Но тотчас
Я пал, сраженный молниями, корчась
От боли, полумёртвый, но — живой!
Не римские мечи меня разили,
Но всадники небесные рысили,
Кляла природа — воплями Рахили:
— Живи!.. Иди!.. — неслось над головой!
Меня стегали огненные плети!
Мне клятвою глаголы стали эти,
Речённые из чёрных космосфер!
Я — соль Земли. Наследие наследий.
Я проклят Светом света! Верой вер!
Я — летопись. Я — зеркало столетий.
Я — Агасфер.
Александр Питиримов, 2023
Сертификат Поэзия.ру: серия 1006 № 173663 от 05.03.2023
Рекомендованное | 6 | 9 | 934 | 21.11.2024. 12:02:53
Произведение оценили (+): ["Слава Баширов", "Алексей Борычев", "Барбара Полонская", "Светлана Ефимова", "Сергей Погодаев"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: Живи!.. Иди!.. Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 06-03-2023 | 08:10:12
Спасибо, Светлана.
Вы затронули глубоко философский вопрос — я, когда писал… нет, когда читал литературу по теме, начиная от «Агасфера» Жуковского, тоже об этом задумался. Господь не мстил римлянам-завоевателям, но столь изощренно отомстил своему соплеменнику за, в общем-то, не самый страшный грех — Агасфер не дал отдохнуть Ему у стены своего дома на Крестном пути. Я не богослов и не теолог, чтобы позволить себе интерпретировать Писание, но думаю, что, быть может, Христос всё же таким образом (отправив его странствовать в ожидании Своего возвращения) отвратил от Агасфера карающую десницу Отца? В общем, будем надеется, что ко Второму пришествию Господь его простит :)
Что касается «поэмы» (для поэмы всё же маловат объем?) — она глубоко вторична после массы, написанной за века, литературы на заданную тему. Ничего нового я тут не открыл, скорее закрыл — какой-то собственный гештальт. ))
Круто, Александр! Особенно первая часть!
Тема: Re: Re: Живи!.. Иди!.. Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 06-03-2023 | 11:14:10
Спасибо, Сергей. Самому мне больше нравится 4-ка :)
Александр, в очередной раз порадовали искусностью в написании текстов.
Смутило сокращение названия города до "Шалим".
Поискал, нашёл: " Шали́м — остров в Ура-Губе, фьорде Баренцева моря".
Поискал на иврите прошлые названия Иерусалима, Шалима не обнаружил:
לירושלים שמות רבים: על פי המדרש והמסורת היהודית – לעיר שבעים שמות שונים, המבטאים את חשיבותה ומעלותיה. בין הידועים שבהם: יְרוּשָׁלַיִם, שָׁלוֹם, יִרְאֶה, יְבוּס, צִיּוֹן, חֶפְצִיבָהּ, מְשׂוֹשׂ תֵּבֵל, יְרוּשָׁלִַם, יְפֵה נוֹף ,קרית מלך רב וְעִיר דָּוִד
Нашёл Шалем (варианты: Шалимму, Шалим, Салим, Салем, Шулману, образовано от корня С-Л-М; ивр. שָׁלֶם) — в западносемитской мифологии боги вечерней зари и благополучия[2]. Брат-близнец Шахара, бога утренней зари[3][4]. Шалем и Шахар —дети Рахмайу (иногда Асират, отождествлявшейся с Анат). Бог иевусеев. Податель счастья и благоденствия, способствовал получению урожая хлеба и вина[1].
В Палестине Шалимму считался, по-видимому, основателем и покровителем (наряду с Эльоном (англ.)рус., возможно, являвшимся ипостасью Илу) Иерусалима (на иврите Йерушалем, «основанный Шалимом»
Тема: Re: Re: Живи!.. Иди!.. Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 06-03-2023 | 17:45:49
Простите мне, Семён, эту вольность в названии города - я это где-то подсмотрел, в одном из источников для своего текста. Вполне возможно, что было бы правильнее сократить как Салим или Салем (с ударением, возможно, на первом слоге; на иврите я не читаю - только в русских переводах). Я подозревал, что на эту вольность внимание обратит кто-то из израильтян, вот Вы обратили. Наверное, Ваше замечание справедливо. Мой текст не самостоятелен - это всего лишь поэтическое изложение прочитанного материала по теме - и поэтических, и прозаических произведений разных авторов из разных стран и эпох. Конечно, я что-то добавил от себя, но как-то особенно фантазировать на общеизвестную тему не хотелось.
Неизменно благодарен Вам за прочтение и высокую оценку.
Тема: Re: Re: Re: Живи!.. Иди!.. Александр Питиримов
Автор Семён Эпштейн
Дата: 06-03-2023 | 18:09:21
Александр, правильное ударение на последнем слоге, КМК. Иерушалайм легко прочитывается в Шалим, но мне стало итересно, поэтому "отправился на поиски".
P.S.
Несмотря на мой искренний интерес к Вашим текстам, ещё с первых опубликованных Вами когда-то, если какой ни будь, из размещённых мной, покажется Вам нарушающим правила сайта, удаляйте его "с лёгким сердцем".
Тема: Re: Re: Re: Re: Живи!.. Иди!.. Александр Питиримов
Автор Александр Питиримов
Дата: 06-03-2023 | 18:15:09
Ладно, договорились :)
Здравствуйте , Александр Владимирович! Никак не могу пройти мимо Ваших текстов: всегда оставляют они у меня зарубки в памяти. Постигаю вместе с Вами , возможно, недопонятое ранее. Хоть Вы и пишете, что этим произведением закрыли свой гештальт, который Вас, вероятно, тревожил, но у меня создалось впечатление, что точку поставили не окончательно, хотя тема всем знакомая и популярная, но слишком глубока и многослойна.
Дело даже не в библейских « картинах», которые Вы изобразили с присущим Вам мастерством, но, нмв, в том особенном взгляде на Агасфера, саму ситуацию «столкновения» с Назаретянином, которая определила последующие события и судьбу главного героя. По форме выражения ( от первого лица) Вы как бы «примерили» мысли, поступки библейского героя на себя, своего современника, (это мне особенно понравилось) и , по- моему, удачно и убедительно закольцевали свой стройный и цельный цикл этими символическими словами: « Живи!...Иди!...».
По- моему, это самая главная Ваша удача. Но всё-таки остаётся впечатление некоторой недоговорённости. Возможно, Вы хотели этим жестом дать простор воображению читателя?
А насчёт мести? Если мыслить категориями того времени, самой личности Христа , противника всякого насилия, назидательности, показательных эффектов и пр., то его слова вполне согласуются с его сущностью. Это не месть, это оставление человека, нравственно заблудшего, наедине с миром, с собой, со своей совестью, и процесс этот длительный- на столетия. По- моему Христос, доверял Человеку и считал, что каждый сам должен прийти к осознанию свершённого им. Не стоит воспринимать Христа этаким всепрощающим безликим существом.
В этом смысле « Агасфер» В. А. Жуковского, поэта в высшей степени религиозного и высоконравственного, несмотря на затянутость, повторы, многословие его поэмы, убедителен в том, как трудно прийти к познанию самого себя, абстрагироваться от своей природной сущности. Как всё-таки тяжела и в какой-то мере неподъёмна истина - не только её суть , но и сам путь к ней, путь познания и веры.
Спасибо Вам большое: Вы вновь возвращаете человека к понятиям, кажущимся нам хорошо известными, но предлагаете посмотреть на это, давно открытое и, к сожалению, почти забытое, под несколько другим углом зрения.
Да, хотела спросить, насколько достоверен факт, что Агасфер сначала , будучи сторонником Христа, признав его как Спасителя, разочаровался в его целях и возможностях , даже проникся презрением к этому страдающему человеку.
Тема: Re: Живи!.. Иди!.. Александр Питиримов
Автор Светлана Ефимова
Дата: 06-03-2023 | 07:34:36
Все понимаю, но не приемлю мести Агасферу со стороны Бога, проповедующего любовь, скорее это факт религии,
а поэма безупречна - высший пилотаж!
Спасибо Вам!