Живи!.. Иди!.. (Рекомендованное)

                                                           Т. К.



I.


— Живи!.. Иди!..

                              В тени кедровых рощ,

В глуби ущелий горного Ливана,

Иду — во всерождающую нощь.

На зов? На свет? Иль слепо и незвано?

Идти б и видеть. Видеть и любить.

Любить и верить, и дойти до сути б.

Я — беспристрастный созерцатель судеб,

Что зёрнами нанизаны на нить

Бесчисленных веков, несметных сроков.

Я — память разнополюсных эпох.

Свидетель совершенства и пороков

Великих и ничтожных лжепророков

И праведников родом из пройдох.

Мне клятвою глаголы стали эти:

— Живи!.. Иди!..

                              И я живу. Иду.

Я — летопись. Я — зеркало столетий,

Что не подвластны Вечному Жиду.

Нет тяжелее этого завета:

— Живи!.. Иди!.. — провозгласил Пророк.

Где ж лестница в украшенный чертог?

Порог всепоглощающего света?

Я — тот, кого Пророк из Назарета

Приговорил идти. На жизнь обрёк. 



II.


От бронзовых доспехов суверена

Над Негевом царил кровавый мрак.

Разил мечом Иудино колено

Израйлевых детей коварный враг.

В повстанческих пещерах Иудеи

Народ ждал избавителя. Читал

Писание, вынашивал идеи.

Из пришлых — звездочёты и халдеи

Здесь обращали в золото металл

Легионерских гладиусов римлян.

И я с народом страждущим моим

Стенал и ждал. И был я осчастливлен,

И сладостью отмщения поим,

К великому взывая из великих

Пророков:

                    — Царь Сиона! Припадём

Пред лик Твой мы толпою полудиких

Племён! Будь нам владыкой и вождём!

Се — воинство Твоё, Назаретянин!

Восстань, Пророк, в отечестве Своём!

Мы с арф Давида струны перетянем

На луки! На мечи перекуём

Орала наши! Имя Моисея

Забвенно днесь — мы с именем Твоим

У уст своих умрём, погибель сея!

От римлянина и от фарисея

Освободим священный град Шалим! —

Пророк молчал. Мы приходили внове.

Но что Ему? Ему не прекословь!

Молили мы. О, мы алкали крови!

А Он нам заповедовал любовь.

— Нет власти вам иной, как не от Бога.

Поднявший меч — погибнет от меча.




III.


— Казнят Его!

                            — Туда Ему дорога!

Он нас отверг. Он нас не замечал.


Его казнили, не подозревая,

Что розовая туча грозовая

Могла б их всех смести с лица земли

Карающим мечом протуберанца.

Казнили, как плута и самозванца, —

Секли и на распятье возвели.

Злорадно ликовали фарисеи.

Беззубо ухмылялись ротозеи,

По-за толпой на цыпочки привстав.

Рыдали в голос женщины Шалима,

Когда толпа, хуля неумолимо,

Гнала Его под бременем креста.

Ничто не предвещало катастрофы:

Шёл Человек к подножию Голгофы,

Как многие задолго до Него.

Толпа же, возвеличиваясь во́ сто

Крат, улицей петляла длиннохвосто,

И всадники рысили делово.

Топча безумцев в безотчетном раже,

Стегал коня начальник римской стражи,

Прокладывая путь, и лил из-под

Шелома на чело центуриона,

От взора застив блеск Синедриона

И славу Рима, нестерпимый пот.

Я вспоминаю миг тот ежечасно:

На шествие воззрев небезучастно —

Питая к Назарею неприязнь,

Я ждал у стен отеческого дома

Процессию, что, стражником ведома,

Толкала Осуждённого на казнь.

Он шествовал согбенно, обезноже.

Под тяжестью несоразмерной ноши 

Казался мне придавленным к земле.

Кровь запеклась под сбившимся хитоном,

Уста отверзлись исступлённым стоном,

И язвы багровели на челе.

Гроза ли, зародившаяся где-то,

Приблизилась? Минуя дом соседа,

Готов уж был и мой порог вот-вот

Покорно миновать Царь Иудеи.

Шли вслед Ему иные лиходеи.

Нёс каждый по кресту. Был крестный ход.

Я памяти своей безмолвно внемлю:

Споткнувшись, Он ударился о землю

Лишь в шаге от порога моего.

Крест загремел, низринувшись, о камни…

Случившееся с нами стародавне,

Меня терзает долговеково́.

Он навзничь пал. Но грудь его вздымалась

Дыханием. Помочь — какая малость! —

Упавшему подняться? Верно мне

Давно б уже отверзлись двери рая.

Но я не дрогнул, стену подпирая,

Тем зрелищем довольствуясь вполне.

Когда ж Он встал и двинулся ко мне, я,

Душою всей во гневе каменея,

Его ударил. Пал он посреди

Толпы — та отшатнулась многоного.

Тогда в Его очах прозрел я Бога,

И дрогнули уста:

                                — Живи!.. Иди!..



IV.


Немым платаном, громами палимым,

Средь опустелой улицы застыв, 

Того не помнил я, как над Шалимом

Явились взору чёрные кресты в

Лучах скоропостижного заката.

«Живи! Иди! Живи! Иди! Живи!..» —

Терзало слух. Меня влекло куда-то,

Но не на зов, во тьме и в нелюбви!

Взяв серебра, но не собрав поклажи,

Оставил я свой дом. Начальник стражи,

Сообразив, что плата нескудна,

Приветствовал: 

                              — Спокойно ли в Шалиме?

Я отвечал:

                    — Пороками людскими

Он полон. Всё спокойно. Кроме сна.

Пусти к Нему!

                            — Юпитер и Юнона!

Ступай тайком вдоль северного склона,

В обход застав. Возьми ж хоть головню, 

Тьма — глаз коли.

                                  Поднявшись на вершину

Холма — к кресту, к Пророку, к Богу-Сыну, 

Я липкую ощупал древесину

И тронул охладевшую ступню.

Скорбя под белым, помертвелым ликом,

Я думал о Таинственном, Великом:

«Меня Ты проклял или же вину

Мне отпустил? Ты, верно, Ангел-мститель?

Всегда и всем прощавший Исцелитель, 

Ответь же мне, войдя в Свою обитель, —

На большее уже не посягну,

Постигнув — что же истина?»

                                                    Но тотчас 

Я пал, сраженный молниями, корчась

От боли, полумёртвый, но — живой!

Не римские мечи меня разили,

Но всадники небесные рысили,

Кляла природа — воплями Рахили:

— Живи!.. Иди!.. — неслось над головой!

Меня стегали огненные плети!

Мне клятвою глаголы стали эти,

Речённые из чёрных космосфер!

Я — соль Земли. Наследие наследий.

Я проклят Светом света! Верой вер!

Я — летопись. Я — зеркало столетий.

Я — Агасфер.




Александр Питиримов, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 1006 № 173663 от 05.03.2023

Рекомендованное | 6 | 9 | 934 | 21.11.2024. 12:02:53

Произведение оценили (+): ["Слава Баширов", "Алексей Борычев", "Барбара Полонская", "Светлана Ефимова", "Сергей Погодаев"]

Произведение оценили (-): []


Все понимаю, но не приемлю  мести  Агасферу со стороны Бога, проповедующего любовь, скорее это факт религии,
а поэма безупречна - высший пилотаж!
Спасибо Вам!

Спасибо, Светлана.
Вы затронули глубоко философский вопрос — я, когда писал… нет, когда читал литературу по теме, начиная от «Агасфера» Жуковского, тоже об этом задумался. Господь не мстил римлянам-завоевателям, но столь изощренно отомстил своему соплеменнику за, в общем-то, не самый страшный грех — Агасфер не дал отдохнуть Ему у стены своего дома на Крестном пути. Я не богослов и не теолог, чтобы позволить себе интерпретировать Писание, но думаю, что, быть может, Христос всё же таким образом (отправив его странствовать в ожидании Своего возвращения) отвратил от Агасфера карающую десницу Отца? В общем, будем надеется, что ко Второму пришествию Господь его простит :)
Что касается «поэмы» (для поэмы всё же маловат объем?) — она глубоко вторична после массы, написанной за века, литературы на заданную тему. Ничего нового я тут не открыл, скорее закрыл — какой-то собственный гештальт. ))

Круто, Александр! Особенно первая часть! 

Спасибо, Сергей. Самому мне больше нравится 4-ка :)

Александр, в очередной раз порадовали искусностью в написании текстов.

Смутило сокращение названия города до "Шалим".

Поискал, нашёл: "  Шали́м — остров в Ура-Губе, фьорде Баренцева моря".

 

Поискал на иврите прошлые названия Иерусалима, Шалима не обнаружил:

 

לירושלים שמות רבים: על פי המדרש והמסורת היהודית – לעיר שבעים שמות שונים, המבטאים את חשיבותה ומעלותיה. בין הידועים שבהם: יְרוּשָׁלַיִם, שָׁלוֹם, יִרְאֶה, יְבוּס, צִיּוֹן, חֶפְצִיבָהּ, מְשׂוֹשׂ תֵּבֵל, יְרוּשָׁלִַם, יְפֵה נוֹף ,קרית מלך רב וְעִיר דָּוִד

 

Нашёл Шалем (варианты: Шалимму, Шалим, Салим, Салем, Шулману, образовано от корня С-Л-Мивр. ‏שָׁלֶם‏‎) — в западносемитской мифологии боги вечерней зари и благополучия[2]. Брат-близнец Шахара, бога утренней зари[3][4]. Шалем и Шахар —дети Рахмайу (иногда Асират, отождествлявшейся с Анат). Бог иевусеев. Податель счастья и благоденствия, способствовал получению урожая хлеба и вина[1].

В Палестине Шалимму считался, по-видимому, основателем и покровителем (наряду с Эльоном  (англ.)рус., возможно, являвшимся ипостасью ИлуИерусалима (на иврите Йерушалем, «основанный Шалимом»

    

Простите мне, Семён, эту вольность в названии города - я это где-то подсмотрел, в одном из источников для своего текста. Вполне возможно, что было бы правильнее сократить как Салим или Салем (с ударением, возможно, на первом слоге; на иврите я не читаю - только в русских переводах). Я подозревал, что на эту вольность внимание обратит кто-то из израильтян, вот Вы обратили. Наверное, Ваше замечание справедливо. Мой текст не самостоятелен - это всего лишь поэтическое изложение прочитанного материала по теме - и поэтических, и прозаических произведений разных авторов из разных стран и эпох. Конечно, я что-то добавил от себя, но как-то особенно фантазировать на общеизвестную тему не хотелось.

Неизменно благодарен Вам за прочтение и высокую оценку.

Александр, правильное ударение на последнем слоге, КМК. Иерушалайм легко прочитывается в Шалим, но мне стало итересно, поэтому "отправился на поиски".
P.S.

Несмотря на мой искренний интерес к Вашим текстам, ещё с первых опубликованных Вами когда-то, если какой ни будь,  из размещённых мной, покажется  Вам нарушающим правила сайта, удаляйте его "с лёгким сердцем".


Ладно, договорились :)

Тема: Re: Живи!.. Иди!.. Александр Питиримов

Автор Вера Тугова

Дата: 14-04-2023 | 23:48:44

Здравствуйте , Александр Владимирович! Никак не могу  пройти мимо Ваших текстов: всегда оставляют они у меня зарубки в памяти. Постигаю вместе с Вами , возможно, недопонятое  ранее. Хоть Вы и пишете,  что этим произведением закрыли свой гештальт, который Вас, вероятно, тревожил, но у меня создалось впечатление, что точку поставили не окончательно, хотя тема всем знакомая и популярная, но слишком глубока и многослойна.

Дело даже не в библейских « картинах», которые Вы изобразили с присущим Вам мастерством, но, нмв,  в том особенном взгляде на Агасфера, саму ситуацию  «столкновения» с Назаретянином, которая определила последующие события и судьбу главного героя. По форме выражения ( от первого лица) Вы как бы  «примерили» мысли, поступки библейского героя на себя, своего современника,  (это мне особенно понравилось) и , по- моему, удачно и убедительно закольцевали свой стройный и цельный цикл этими символическими словами: « Живи!...Иди!...».

По- моему, это самая главная Ваша удача. Но всё-таки остаётся впечатление некоторой недоговорённости. Возможно, Вы хотели этим жестом дать простор воображению читателя?

А насчёт мести? Если мыслить категориями того времени, самой личности Христа , противника всякого насилия, назидательности, показательных эффектов и пр., то его слова вполне согласуются с его сущностью. Это не месть, это оставление человека, нравственно заблудшего,  наедине  с миром, с собой, со своей совестью, и процесс этот длительный- на столетия. По- моему Христос, доверял Человеку и считал, что каждый сам должен прийти к осознанию свершённого им. Не стоит воспринимать Христа этаким всепрощающим  безликим существом.

 В этом смысле « Агасфер» В. А. Жуковского, поэта в высшей степени религиозного и высоконравственного, несмотря на затянутость, повторы, многословие его поэмы, убедителен в том, как трудно прийти к познанию самого себя,  абстрагироваться от своей природной сущности. Как всё-таки тяжела и в какой-то мере неподъёмна истина - не только её суть , но и сам путь к ней, путь познания и веры.

Спасибо Вам большое: Вы вновь возвращаете человека к понятиям, кажущимся нам хорошо известными, но предлагаете посмотреть на это, давно открытое и, к сожалению, почти забытое, под несколько другим углом зрения.

Да, хотела спросить, насколько достоверен факт, что Агасфер сначала , будучи сторонником Христа, признав его как Спасителя, разочаровался в  его целях и  возможностях , даже  проникся презрением к этому страдающему человеку.