Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 12-08-2023 13:46:05
В день 90-летнего юбилея вспомним поэта негромкого, но предельно искреннего голоса.
Одно стихотворение Сергея Дрофенко («Сегодня мне снилась Москва и послевоенные годы…») я прочитала, будучи еще школьницей, в сборнике «Москва лирическая» и ни тогда, ни даже сегодня не могу объяснить себе, почему эти строки врезались в память, почему они до сих пор звучат во мне. Тайна радости узнавания, причастности к некому не поддающемуся определению целому…
Он умер молодым - нелепо, случайно, он не сводил счеты с жизнью (сколько в этой фразе точного!), и в стихах его - именно приятие жизни и нет войны с собой, а печаль есть - в том числе и та, пушкинская... И жил, и писал он из того посыла, что поэт, по сути, - летописец, получил дар, чтобы засвидетельствовать время (безусловно, это свидетельство всегда личное), болеть всей его болью, но не выносить приговор… Время само же и выносит: через память и забвение, через события и судьбы…
«…Знал ли он себя сам? Я читаю стихи, вспоминаю его голос, и передо мной раскрывается жизнь человека, который больше всего ценил в людях бескорыстие.
Да, он знал себя, верил в себя, как бы ни обманывала нас его скромность. В последние годы он ощущал себя истинным поэтом, и это давало ему смелость осуществлять свою судьбу в поэтических строках…
Сергей и жил, как настоящий поэт: был верен в дружбе, благороден в поступках, мужествен в своей работе. Что такое мужество писателя? Иногда эти слова понимают упрощённо, имея в виду лишь собственно гражданскую сторону творчества и деятельности. Но мужество писателя не только в этом. Высшее мужество – писать правду, бороться с сопротивлением белой немоты листа и бояться осквернить эту немоту ложью, пусть и невольной. Мужество писателя в том, чтобы дойти в своём творчестве до того предела искренности, когда кажется, что искусства уже нет и вовсе, а «дышат почва и судьба».
Сергей Дрофенко – поэт мужественный, не позволявший себе унизиться до неправды. Скоропостижная смерть в 37 лет оборвала жизнь, нравственное значение которой мы только сейчас осознаём…»
Евгений Сидоров
Журнал «Кругозор», 1975
* * *
Капель падет на подоконник,
по ржавой жести полоснет.
Забрешут псы. Проскачет конник.
Звезда печальная блеснет.
Дорога озарится светом.
Вздохнет земли набухший пласт.
И вечность станет спорить с веком.
И тяжба ничего не даст.
Но всадник тороплив и молод,
и ночь апрельская бела,
и обречен был зимний холод,
когда еще метель мела.
Тьму половодье подхватило.
Ему конца и края нет.
Гори, далекое светило,
звезда тревожных наших лет!
Влеки, пустынная дорога,
на зов неведомого дня
меня – от моего порога,
ловца удачи – от меня!
Поспешный конь его, как в сказке,
со смехом мчится над рекой.
Я не участник в этой скачке.
Я помашу ему рукой.
Прислушаюсь, усердный школьник,
как, разбивая острый лед,
капель падет на подоконник
и смолкнет всадника полет…
* * *
Снова снятся
и видятся,
грузом горя ложатся на плечи
Маутхаузен, Лидице,
Крематориев дымные печи.
Как все было поставлено
в лагерях на широкую руку!
Сколько было доставлено
человек на убийство и муку!
Из Литвы, Имеретии,
из боев и глубокого тыла.
Это в нашем столетии
производство налажено было.
Из Норвегии, Дании,
из Голландии, Франции, Польши.
Это чаша страдания.
Наполнять ее некуда больше.
Казахстан и Эстония.
Старики и кричащие дети.
Разве только история
то, что было недавно на свете?
Душегубы особые
при теперешних добрых порядках
получают пособия,
огурцы поливают на грядках.
Документальный фильм Кармена
Документальный
фильм Кармена.
Дороги и хлеба в огне.
Я должен вспомнить откровенно,
как вечером случилось мне
сердечный выдержать припадок
при виде старых матерей,
солдат небритых и хрипатых,
огня германских батарей,
детей голодных без жилища,
блокадных скудных похорон,
пожарища и пепелища
и гибели со всех сторон.
Пронзило сердце острой болью
во тьме экрана полотно,
но вместе с верой и любовью
отозвалось во мне оно.
И наступила перемена.
Вздохнул арбатский душный зал
в тот миг, как долгий фильм Кармена
иные кадры показал.
И вновь припомнились солдаты,
немая собственность земли,
которые до майской даты,
до мирной жизни не дошли.
Смешались гордость, гнев и жалость,
безлюдье ночи, гомон дня.
И сердце дрогнуло и сжалось,
забыв невольно про меня.
* * *
Живописец тщедушный с бородкой,
что сулит тебе век твой короткий,
Твой
болезненный мозг?
Вот и встретились наши дороги.
и опять ты стоишь на пороге,
новоявленный Босх.
И жена твоя верная рядом
словно сладким отравлена ядом,
адом обожжена.
Достает из клеенчатой сумки
своего властелина рисунки
хлопотунья жена.
Я к глазам подношу их поближе.
Это все уже было в Париже.
Это делал Сера.
Есть в
запасе и нечто другое.
Только это ведь графика Гойи.
Разобраться пора.
Где твои, живописец, находки?
Независимой гордой походки
слишком мало, мой друг,
для того, кто с улыбкой презренья
захотел бы вовлечь мое зренье
в некий замкнутый круг.
А душа твоя сохнет и чахнет
и так страшно провинцией пахнет
от любого листа.
Но внушает мне девочка с жаром,
что отмечен ты истинным даром.
Ее совесть чиста…
Страница в рубрике "Память" https://poezia.ru/memory/users/22
Тема: Re: Re: 90 лет со дня рождения Сергея Дрофенко. 12 августа 1933 - 10 сентября 1970
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 12-08-2023 | 23:33:33
Да, Александр, именно честные и плотные, без "неправды и пустот" - как один автор здесь когда-то написал в отклике. И у них естественное дыхание.
По отношению к жизни и миру эти стихи мне напоминают поэзию тоже ушедшего молодым Александра Тихомирова https://poezia.ru/memory/users/54
Такие хорошие были ребята, талантливые, простите, что я так о них говорю.
Настоящие, которые не смогут предать...
Спасибо, Александр!
Тема: Re: 90 лет со дня рождения Сергея Дрофенко. 12 августа 1933 - 10 сентября 1970
Автор: Надежда Буранова
Дата: 12-08-2023 | 22:11:43
Спасибо, Оля! Всегда радуюсь встрече с настоящими, добротными, если так можно сказать, стихами. Светлая память талантливому поэту.
Тема: Re: Re: 90 лет со дня рождения Сергея Дрофенко. 12 августа 1933 - 10 сентября 1970
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 12-08-2023 | 23:44:14
Дети войны - поэты особенные. Они мягче своих предшественников, но тоже опаленные...
В этих стихи только вчитаться, а там очень непростой метафорический ряд.
Потому что поэты этого поколения много знали и учились не по верхам, знали русскую культуру (народную в т.ч.), владели родным языком и поэтическим интрументарием, но это все не те слова...
Такое чувство, что Сергей Дрофенко свои стихи не писал, а что называется, только успевал записывать, они просто выдохнуты, причем без провалов.
Вот сегодня перечитала, и еще открылось нечто из подтекстов. А на первый взгляд - такие простые строки...
Мой поклон, Надя, за отклик!
Тема: Re: Re: Re: 90 лет со дня рождения Сергея Дрофенко. 12 августа 1933 - 10 сентября 1970
Автор: Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 13-08-2023 | 23:18:52
"Такое чувство, что Сергей Дрофенко свои стихи не писал, а что называется, только успевал записывать, они просто выдохнуты, причем без провалов." - Ольга, это поверхностное ощущение. Лёгкость слога, точность фраз, гармония формы и содержания - это результат огромной работы сознания и подсознания, перебор множества вариантов. Просто у поэтов это происходит быстрее, и результат лучше (хотя и не про них "ни дня без строчки"). А графомана всегда устраивает именно быстрый результат: два стиша до обеда, один - после. И как получится. :о)
Тема: Re: Re: Re: Re: 90 лет со дня рождения Сергея Дрофенко. 12 августа 1933 - 10 сентября 1970
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 14-08-2023 | 11:10:28
Сергей, соглашусь, что работа
над иным текстом при всей видимости легкого результата остается за кадром. Но
нередко стихи рождаются сразу и почти без правки, и для автора это всегда чудо,
тайна, и первоначальный импульс темы вдруг поворачивается совсем новой гранью.
Природа творчества таинственна, поэтому хороший автор с опытом понимает, что не он
тут главный, что дар - это некий аванс.. Искусственно генерировать
вдохновение нельзя, можно вернуться в то творческое пространство, чтобы
припасть к источникам, сохраняя способность слышать, воспринимать. Вот
тут и нужны усилия - оставлять канал чистым. А стихи
сделанные - всегда видны (мне), они чисто авторские, эти стихи автор с твердым
убеждением может приписать себе, своему умению, наблюдательности и
рассудительности.
Внутри поэта обязательно есть графоман - это та
его ипостась, когда он именно "работает", пишет на заказ - а этот
заказ бывает и заказом самому себе, когда пишет по инерции вместо того, чтобы честно пережить период молчания.. )
Но это все общие рассуждения - из личных
восприятия и опыта, а чтобы о чем-то говорить, нужно прежде определиться с
понятийным аппаратом.
Тема: Re: 90 лет со дня рождения Сергея Дрофенко. 12 августа 1933 - 10 сентября 1970
Автор: Константин Еремеев
Дата: 14-08-2023 | 06:59:59
Очень светлая, добрая и пронзительная поэзия.
Вот это зацепило особенно:
О чем печалюсь я – навеселе?
Идут года, не оставляя следа.
И есть ли это сердце на земле,
для сердца не жалеющее света?
Гремят ключи в замках жилых систем.
Над трубами восходят кольца дыма.
Как одиноко в мире наших стен
и как их немота необходима!
Но выбор сделан. Кончена игра.
Настало время жить, не отвлекаясь.
Пусть боль мне входит в сердце, как игла.
Так и должно быть. Я ни в чем не каюсь…
Спасибо Вам огромное, Ольга! Одной близкой душой больше стало. Радуюсь. И благодарю
С признательностью,
К.Ъ.
Тема: Re: Re: 90 лет со дня рождения Сергея Дрофенко. 12 августа 1933 - 10 сентября 1970
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 14-08-2023 | 11:49:26
Искренне радуюсь, Константин, что близкие души находят друг друга.
"Мы здесь поодиночке смотрели в небеса, мы скоро соберемся воедино...", - как пел Юрий Иосифович.
Поодиночке, но смотрим в одном направлении...
И Вам моя благодарность за отклик, за родство душ!
Тема: Re: 90 лет со дня рождения Сергея Дрофенко. 12 августа 1933 - 10 сентября 1970
Автор: Александр Закуренко
Дата: 12-08-2023 | 21:06:02
Замечательные стихи. Честные, плотные. Спасибо, Ольга!