Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 02-03-2023 16:19:04
В журнале "Дружба народов" (№ 10, 2022 и № 1, 2023) опубликованы дневниковые записи гл. редактора журнала "Арион" Алексея Алехина, которые он вёл с 1968 года.
Меня эти наблюдения подкупают афористичностью и умной иронией. Их не стоит воспринимать в лоб (хотя некоторые имеют привязку к конкретным событиям и персоналиям), но иметь в виду такой частный (честный - себе не врут) взгляд, на который их автор имел немалые основания, пропустив по роду деятельности через себя за четверть века огромное количество текстов и "выбирая из них стихи", - полезно. Я отобрала лишь часть тех, что мне созвучны.
В поэзии разница между ремесленником и творцом простая: первый умело находит слова, второго слова находят сами.
Филологическая поэзия – это когда многие знания порождают многие тексты. Беда в том, что их потом печатают.
Поэты не пересказывают жизнь, но передают свое о ней впечатление. В этом смысле они все импрессионисты.
Стихи должны быть такими, чтобы в них хотелось возвращаться, как в полюбившийся дом или в меняющуюся по временам года живописную местность.
«Слова литературного произведения должны обладать красотой, которой они лишены в словаре» (Рюноскэ Акутагава).
Подлинно несчастный человек стихов писать не может: они сами по себе – преодоление несчастья.
Вся Вселенная – одно большое стихотворение.
Строка должна быть живорожденной, а не высиженной, как в курятнике.
Поэзия не многим больше явление языка, чем живопись – явление оптики.
Ученик борется с материалом. А зрелый мастер, как Иаков, – с Богом. Т.е. с самим собой.
Истинный поэт всегда поднимается над филологией, даже если ею увлечен: образ и чувство на миг опережают слово.
Литератор отличается от филолога тем, что второму книга Бахтина о Рабле интереснее самого Рабле. А пушкинистика важнее Пушкина.
«…Стихи вовсе не чувства… (чувства достаточно рано проявляются у человека), они – опыт» (Райнер Мария Рильке).
По сути концептуализм паразитирует на культурной традиции: на сложившемся представлении о том, что такое литература, музыка, изобразительное искусство. Предоставляя зрителям домыслить и тем заполнить отсутствующее содержание, устроители этих действ уподобляются таксидермисту. Концептуализм как чучело искусства.
Прислал свои писания молодой самарский поэт Унылов. Показать бы Кольриджу: безукоризненно расставленные, лучшие в словаре слова. Такая скука.
Снисходительно-высокомерный тон нашей газетной критики отдает тем самым русским половым, что выбился в приказчики. Истинная художественная критика всегда — объяснение в любви. Если не к данному произведению, то к поэзии в целом. А тут скорее записка, отсылаемая с лакеем надоевшей любовнице: лишь бы отвязалась.
Лучшие стихи те, которые нерасчленимы на образы и смыслы.
В России за стихи не
только убивают, но и… печатают! Чем иначе объяснить этот вал оттиснутой на спонсорские
деньги макулатуры?
Наглядное доказательство тому, что не «язык порождает поэзию», обнаруживается в явных различиях между англоязычными поэзиями Британских островов, Америки, Австралии, Индии.
Слово «поэт» вытесняет все остальные звания человека: камер-юнкер, камергер, поручик, секретарь союза писателей…
Когда тиражи поэтов упали до уровня самодельных сборничков, сделалась возможной вся эта болтовня насчет многообразия «литературных практик». В том смысле, что «ни одна блоха не плоха». Но разница-то между стихами никуда не подевалась!
Постмодернизм – это когда все черненькие, все пригают…
Все эти искусственные построения, подводящие научную базу под пустоту, вовсе не безвредны: исподволь протаскивается мысль, что стихотворение можно не родить, а «построить» по известным законам. Впрочем, все равно. Как говаривал старина Лир, «из ничего не выйдет ничего».
Предлагать такие стихи читателю – все равно что подложить курице пинг-понговый шарик.
Типичная ошибка – вложить в концовку стихотворения «концентрат» того, что уже в нем сказано. Вроде моральки в басне.
Стихотворцы как рыбы в море: кто плавает повыше, кто поближе к дну. Ну а поэт – та рыба, что выпрыгивает из воды. Пусть даже и плюхается потом обратно, в брызгах…
Вера, что поэтическая форма может породить поэзию, – чисто авангардистская иллюзия.
Для стихотворца из всего Евангелия важнейшая – притча о Марфе и Марии: избери благую часть и не заботься о литературной кухне.
Уснащать матерщиной стихи это такая наивная пошлость, вроде светящихся красок в живописи. Не зря к ней питают слабость декламаторы на Арбате. В серьезной литературе у мата узенькое место. Ну, как фрагмент языковой реальности – если ту не удалось воспроизвести иными средствами. Хотя все-таки золото голландцы не рисовали золотою краской. Другое дело – Арбат.
Поэзия вообще-то вся состоит из ненормативной лексики. Только не в цензурном понимании, а в том, что смысл, придаваемый словам поэтом, сплошь и рядом в стороне от словарной нормы*. Что и делает их поэтическим высказыванием.
Поэтическое поприще сродни религиозному – оно бессмысленно, если не держать в уме Град Небесный. Для обитателей которого и пишутся стихи.
Редактор должен любить чужие стихи не меньше собственных.
Язык в поэзии никогда не равен сам себе. Со словами всегда что-то происходит. Именно потому редки удачи перевода. Смещения в значениях и окраске слов зависят от языка, и когда они в переводе тоже присутствуют, то – иные: пропадает точность. А когда отсутствуют – исчезает поэзия.
Как говорил Лукиан, лесть – родная сестра клеветы.
Между настоящими романами и этими, на магазинной полке, та же разница, как если женщина шьёт себе или дочери, с любовью выбирая всякий шов, – или работница с утра до вечера строчит в мастерской: быстрее, быстрее…
К вопросу о поэтических переводах. То, что у Шеймаса Хини – лес, у Кружкова – горпарк.
Рифмовать легко. Трудно поэтически мыслить.
Журналы вроде «Воздуха» по-своему полезны. Они вбирают из поэтической атмосферы загрязняющие вещества и вредные испарения. Ну, как пакетики, что кладут в магазине в коробку с обувью, чтобы та не отсырела. На них ещё пишут: «Внимание! Несъедобно!»
Журналы в основном состоят из тех стихов, что и печатать не стыдно, и читать незачем.
Одно дело «опыты в стихах и прозе», а другое – упражнения в том же. Их надо в школьных тетрадях оставлять, а не в журналах печатать.
И все разом принялись писать церковно-приходские стихи.
Беда средних стихотворцев: дописывают до конца всё, что ни придёт в голову. А там ведь масса пустяков.
В стихах у них вместо крови течёт фразеологический раствор.
Хорошее стихотворение то, о котором сам не понимаешь, как оно сделалось.
По итогам теоретической конференции филологов-литературоведов выпустили пятисотстраничную монографию «Расчленённая муза».
Иные стихи вроде мыльных пузырей – лишь тонкая словесная оболочка, но с тёплым дыханием внутри. И ведь тоже летают и радуют.
Стихотворение должно быть слегка разлохмаченным, без бриолина.
Читать полностью https://magazines.gorky.media/druzhba/2022/10/proklyatoe-remeslo.html ;
https://magazines.gorky.media/druzhba/2023/1/proklyatoe-remeslo-2.html
* Но не в том смысле, за который распекал Янычар матроса Легкоступова (т.е. не в смысле элементарной грамотности), хотя и подошел к пониманию русской речи близко.)
Речь именно о лексике.
Тема: Re: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 02-03-2023 | 22:05:28
Да, на цитаты уже растащено... Одна "муза по вызову" чего стоит. )
Емко - в этом и достоинство. В лучших традициях Олеши (имею в виду те зарисовки о Быковском Пастернаке или о Шкляревском, которые остались за скобками в этом посте), верные в своей беспощадности характеристики.
"Провинциализм — это ощущение (или боязнь) своей вторичности. И проявляется пуще всего в боязни отстать от моды. И нет большего провинциала, чем современный столичный «авангардист», всё косящий глазом: не обошли ли его на повороте?
Не случайно у нас обычно говорят «нулевые», а не «двухтысячные»: подсознательно чуют, что начали с нуля. А не продолжают двухтысячелетнюю историю..."
Меткий глаз.
Мне не просто созвучно, я так же вижу, но выразить не умею. Единомышленники, которые стараются не закрывать в некоем благодушии глаза на острые проблемы культуры, мне особенно дороги.
Спасибо, Надя!
Тема: Re: Re: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...
Автор: Надежда Буранова
Дата: 02-03-2023 | 22:34:18
Оля, мне весьма интересно было прочесть о Шкляревском, не хватало для полноты образа этого поэта, которого читала с юности в ж-ле Юность. )
Тема: Re: Re: Re: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 02-03-2023 | 22:52:49
Здесь у А.А. портрет поэта и человека так же объемен, как портрет Шаляпина у Константина Коровина. Живой человек, без лакировки.
Незаслуженно забытый настоящий поэт, которого оценил Дмитрий Сергеевич Лихачев, а он-то разбирался в подлинном искусстве.
Я у Шкляревского вот это стихотворение очень люблю:
* * *
В клуб не придёт Ярослав Смеляков,
Вечная вышла ему отлучка.
Только звёздочки над стихом
Взошли, как лагерная колючка.
Десять лет он в бараке мёрз,
Двадцать лет согревался водкой.
Чёрные скулы, орлиный нос
Долу язык повисает плёткой.
Око ищет – кого стегануть.
Хамство плебея и холод вельможи
Поочерёдно корчили рожи,
Силясь прикрыть беззащитную суть.
Славил заводы, парады, планы,
Бил в пионерские барабаны,
Утром премией утешался,
Вдруг затравленно озирался.
Шёл, на пальто нацепив медаль.
Кажется, в Рим опоздал на судно.
Тускло процеживал вечную даль.
Думал тайком, одиноко, трудно,
Одолевая слабость и злость.
Гений корил и душа огрызалась.
Кинули к старости жирную кость,
Но опоздали – зубов не осталось.
Игорь – князь между двух берёз,
А Ярослав – как струна со стоном –
Между свободою и законом
Ночью сердце разорвалось.
И приняла его стылая твердь,
Наших падений и взлётов основа.
Тяжкая жизнь и лёгкая смерть
Время, раба твоего – Смелякова.
По одним тропам ходим, Надя!
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...
Автор: Надежда Буранова
Дата: 03-03-2023 | 16:20:33
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...
Автор: Косиченко Бр
Дата: 03-03-2023 | 17:21:40
Тут никакой критики не надо:
стихи - они и в Африке стихи...
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 03-03-2023 | 21:23:38
Как хорошо! Спасибо, Надя!
И я со школьных лет - наизусть знаю многие стихи. У нас были дома сборнички "Поезд", альманах "Поэзия", "Москва лирическая" (последнюю отец подарил - там было одно его ст-е). И вот мне лет 12 и я среди этого тусклого казенного оптимизма вдруг натыкаюсь на "Сегодня мне снилась Москва и послевоенные годы, когда мне без всякой охоты вдруг выпало стать москвичом..." (Дрофенко), "Ах ты милочка моя, не печалься, Лидка!" (Тихомиров) - живое сверкнуло, мгновенно впиталось, потом библиотечка "Огонек" - тоненькие, рассыпающиеся, на газетной бумаге - Самойлов, Липкин, ранний сборник Владимира Соколова, в котором уже дышало: "Ну надо ж быть такой судьбине! Под ливня скрученную плеть на родине, как на чужбине, тоской по родине болеть..."
Вот именно - с детства! Для рубрики многие имена и не искала, они были рядом - в памяти и сердце. Поэзия (что - прав Александр - и в Африке поэзия) пробьется сквозь любую толщу времени, всегда найдется человек, что выудит из тоскливого вранья и унылого эпигонства и оттиснет с десяток полуслепых экземпляров настоящего и живого. И сейчас эти поэты - не мертвые, как их тут называли, живые - звучат, да как ко времени! Мертвее мертвечина безнадежного самоупоения и банальности десятой свежести иных живущих.
"Стихи должны быть такими, чтобы в них хотелось возвращаться, как в полюбившийся дом или в меняющуюся по временам года живописную местность..." - просто в своей очевидности и жизнью подтверждается.
А страничку Шкляревского обязательно сделаем. И Николая Шипилова, и Чухонцева, и Шенгели ... столько драгоценных имен...
И наших сайтовских помянем, как и задумано, Игоря, Петра и Володю - в этом году. Счастье было их читать и общаться с ними, поскольку и поэты замечательные, и люди достойные. Светлая всем память.
Тема: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...
Автор: Владимир Белозерский
Дата: 02-03-2023 | 18:42:38
Настоящий «Футурологический конгресс» )
Спасибо, Ольга!
Тема: Re: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 02-03-2023 | 22:21:50
И Вам мой поклон, Владимир!
Ссылка на Лема (?) не работает. )
Предвидения писателей оправдываются порой настолько, что Оруэлла, проживи он дольше, обвинили бы в связях с... нанотехнологами будущего путем спиритизма. :) А Пера Валё судили бы за раскрытие тонких технологий НЛП *, но Валё тоже (как мрачно, но с любовью шутил еще один писатель) вовремя умер и не прогадал...
Я, конечно, утрирую. )
* "Гибель 31-го отдела"
Тема: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...
Автор: Александр Владимирович Флоря
Дата: 02-03-2023 | 22:28:01
Тема: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...
Автор: О. Бедный-Горький
Дата: 05-03-2023 | 17:32:23
- настоящих поэтов мало, а должно быть ещё меньше...
PS
- a propos, обозначать нынешнее время понятием "двухтысячные" - это просто неинформативно... не говоря уже о том, что 2000 лет для истории мгновение...
Тема: Re: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 05-03-2023 | 19:03:19
настоящих поэтов мало, а должно быть ещё меньше...
К тому всё и идет, Иван. При уточнении критериев, которое так или иначе происходит.
О нулевых. Кто понял, тому информативно. Имеется в виду 2000 лет от Рождества Христова. И речь не обо всех, а о тех, кто живет так, словно этой истории не было. )
Адресат конкретен.
Впрочем, эти высказывания тоже рассчитаны на конкретную аудиторию.
Тема: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...
Автор: Надежда Буранова
Дата: 02-03-2023 | 18:01:30
Оля, спасибо за интересную публикацию! В ней нашла много созвучного себе. Сначала думала выписать отдельные фразы автора, а потом скопировала всё. )) Потому что сказанное афористично и подтверждает мои представления о поэзии. А всегда радостно встречать единомышленников.