Вся Вселенная – одно большое стихотворение...

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 02-03-2023 16:19:04

В журнале "Дружба народов" (№ 10, 2022 и № 1, 2023) опубликованы дневниковые записи гл. редактора журнала "Арион" Алексея Алехина, которые он вёл с 1968 года.

 Меня эти наблюдения подкупают афористичностью и умной иронией. Их не стоит воспринимать в лоб (хотя некоторые имеют привязку к конкретным событиям и персоналиям), но иметь в виду такой частный (честный - себе не врут) взгляд, на который их автор имел немалые основания, пропустив по роду деятельности через себя за четверть века огромное количество текстов и "выбирая из них стихи", - полезно. Я отобрала лишь часть тех, что мне созвучны.

 

В поэзии разница между ремесленником и творцом простая: первый умело находит слова, второго слова находят сами.

 

Филологическая поэзия – это когда многие знания порождают многие тексты. Беда в том, что их потом печатают.

Поэты не пересказывают жизнь, но передают свое о ней впечатление. В этом смысле они все импрессионисты.

 

Стихи должны быть такими, чтобы в них хотелось возвращаться, как в полюбившийся дом или в меняющуюся по временам года живописную местность.

 

«Слова литературного произведения должны обладать красотой, которой они лишены в словаре» (Рюноскэ Акутагава).

 

Подлинно несчастный человек стихов писать не может: они сами по себе – преодоление несчастья.

 

Вся Вселенная – одно большое стихотворение.

 

Строка должна быть живорожденной, а не высиженной, как в курятнике.

 

Поэзия не многим больше явление языка, чем живопись – явление оптики.

 

Ученик борется с материалом. А зрелый мастер, как Иаков, – с Богом. Т.е. с самим собой.

 

Истинный поэт всегда поднимается над филологией, даже если ею увлечен: образ и чувство на миг опережают слово.

 

Литератор отличается от филолога тем, что второму книга Бахтина о Рабле интереснее самого Рабле. А пушкинистика важнее Пушкина.

 

«…Стихи вовсе не чувства… (чувства достаточно рано проявляются у человека), они – опыт» (Райнер Мария Рильке).

 

По сути концептуализм паразитирует на культурной традиции: на сложившемся представлении о том, что такое литература, музыка, изобразительное искусство. Предоставляя зрителям домыслить и тем заполнить отсутствующее содержание, устроители этих действ уподобляются таксидермисту. Концептуализм как чучело искусства.

 

Прислал свои писания молодой самарский поэт Унылов. Показать бы Кольриджу: безукоризненно расставленные, лучшие в словаре слова. Такая скука.

 

Снисходительно-высокомерный тон нашей газетной критики отдает тем самым русским половым, что выбился в приказчики. Истинная художественная критика всегда — объяснение в любви. Если не к данному произведению, то к поэзии в целом. А тут скорее записка, отсылаемая с лакеем надоевшей любовнице: лишь бы отвязалась.

 

Лучшие стихи те, которые нерасчленимы на образы и смыслы.

 

В России за стихи не только убивают, но и… печатают! Чем иначе объяснить этот вал оттиснутой на спонсорские деньги макулатуры?

 

Наглядное доказательство тому, что не «язык порождает поэзию», обнаруживается в явных различиях между англоязычными поэзиями Британских островов, Америки, Австралии, Индии.

 

Слово «поэт» вытесняет все остальные звания человека: камер-юнкер, камергер, поручик, секретарь союза писателей…

 

Когда тиражи поэтов упали до уровня самодельных сборничков, сделалась возможной вся эта болтовня насчет многообразия «литературных практик». В том смысле, что «ни одна блоха не плоха». Но разница-то между стихами никуда не подевалась!

 

Постмодернизм – это когда все черненькие, все пригают…

 

Все эти искусственные построения, подводящие научную базу под пустоту, вовсе не безвредны: исподволь протаскивается мысль, что стихотворение можно не родить, а «построить» по известным законам. Впрочем, все равно. Как говаривал старина Лир, «из ничего не выйдет ничего».

 Предлагать такие стихи читателю – все равно что подложить курице пинг-понговый шарик.

 

Типичная ошибка – вложить в концовку стихотворения «концентрат» того, что уже в нем сказано. Вроде моральки в басне.

 

Стихотворцы как рыбы в море: кто плавает повыше, кто поближе к дну. Ну а поэт – та рыба, что выпрыгивает из воды. Пусть даже и плюхается потом обратно, в брызгах…

 

Вера, что поэтическая форма может породить поэзию, – чисто авангардистская иллюзия.

 

Для стихотворца из всего Евангелия важнейшая – притча о Марфе и Марии: избери благую часть и не заботься о литературной кухне.

 

Уснащать матерщиной стихи это такая наивная пошлость, вроде светящихся красок в живописи. Не зря к ней питают слабость декламаторы на Арбате. В серьезной литературе у мата узенькое место. Ну, как фрагмент языковой реальности – если ту не удалось воспроизвести иными средствами. Хотя все-таки золото голландцы не рисовали золотою краской. Другое дело – Арбат.


Поэзия вообще-то вся состоит из ненормативной лексики. Только не в цензурном понимании, а в том, что смысл, придаваемый словам поэтом, сплошь и рядом в стороне от словарной нормы*. Что и делает их поэтическим высказыванием.

 

Поэтическое поприще сродни религиозному – оно бессмысленно, если не держать в уме Град Небесный. Для обитателей которого и пишутся стихи.

 

Редактор должен любить чужие стихи не меньше собственных.

 

Язык в поэзии никогда не равен сам себе. Со словами всегда что-то происходит. Именно потому редки удачи перевода. Смещения в значениях и окраске слов зависят от языка, и когда они в переводе тоже присутствуют, то – иные: пропадает точность. А когда отсутствуют – исчезает поэзия.

 

Как говорил Лукиан, лесть – родная сестра клеветы.

 

Между настоящими романами и этими, на магазинной полке, та же разница, как если женщина шьёт себе или дочери, с любовью выбирая всякий шов, – или работница с утра до вечера строчит в мастерской: быстрее, быстрее…

 

К вопросу о поэтических переводах. То, что у Шеймаса Хини – лес, у Кружкова – горпарк.

 

Рифмовать легко. Трудно поэтически мыслить.

 

Журналы вроде «Воздуха» по-своему полезны. Они вбирают из поэтической атмосферы загрязняющие вещества и вредные испарения. Ну, как пакетики, что кладут в магазине в коробку с обувью, чтобы та не отсырела. На них ещё пишут: «Внимание! Несъедобно!»

 

Журналы в основном состоят из тех стихов, что и печатать не стыдно, и читать незачем.

 

Одно дело «опыты в стихах и прозе», а другое – упражнения в том же. Их надо в школьных тетрадях оставлять, а не в журналах печатать.

 

И все разом принялись писать церковно-приходские стихи.

 

Беда средних стихотворцев: дописывают до конца всё, что ни придёт в голову. А там ведь масса пустяков.

 

В стихах у них вместо крови течёт фразеологический раствор.

 

Хорошее стихотворение то, о котором сам не понимаешь, как оно сделалось.

 

По итогам теоретической конференции филологов-литературоведов выпустили пятисотстраничную монографию «Расчленённая муза».

 

Иные стихи вроде мыльных пузырей – лишь тонкая словесная оболочка, но с тёплым дыханием внутри. И ведь тоже летают и радуют.

 

Стихотворение должно быть слегка разлохмаченным, без бриолина.

 


Читать полностью https://magazines.gorky.media/druzhba/2022/10/proklyatoe-remeslo.html ;

https://magazines.gorky.media/druzhba/2023/1/proklyatoe-remeslo-2.html


* Но не в том смысле, за который распекал Янычар матроса Легкоступова (т.е. не в смысле элементарной грамотности), хотя и подошел к пониманию русской речи близко.)

 Речь именно о лексике.

Тема: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...

Автор: Надежда Буранова

Дата: 02-03-2023 | 18:01:30

Оля, спасибо за интересную публикацию! В ней нашла  много созвучного себе. Сначала думала выписать отдельные фразы автора, а потом скопировала всё. )) Потому что сказанное афористично и подтверждает мои представления о поэзии. А всегда радостно встречать единомышленников.

Тема: Re: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 02-03-2023 | 22:05:28

Да, на цитаты уже растащено... Одна "муза по вызову" чего стоит. )
Емко - в этом и достоинство. В лучших традициях Олеши (имею в виду те зарисовки о Быковском Пастернаке или о Шкляревском, которые остались за скобками в этом посте), верные в своей беспощадности характеристики.

"Провинциализм — это ощущение (или боязнь) своей вторичности. И проявляется пуще всего в боязни отстать от моды. И нет большего провинциала, чем современный столичный «авангардист», всё косящий глазом: не обошли ли его на повороте?

 

Не случайно у нас обычно говорят «нулевые», а не «двухтысячные»: подсознательно чуют, что начали с нуля. А не продолжают двухтысячелетнюю историю..."


 Меткий глаз.

Мне не просто созвучно, я так же вижу, но выразить не умею. Единомышленники, которые стараются не закрывать в некоем  благодушии глаза на  острые проблемы культуры, мне особенно дороги. 

Спасибо, Надя!


Тема: Re: Re: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...

Автор: Надежда Буранова

Дата: 02-03-2023 | 22:34:18

Оля, мне весьма интересно было прочесть о Шкляревском, не хватало для полноты образа этого поэта, которого читала с юности в ж-ле Юность. )

Тема: Re: Re: Re: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 02-03-2023 | 22:52:49

Здесь у А.А. портрет поэта и человека так же объемен, как портрет Шаляпина у Константина Коровина. Живой человек, без лакировки.
 Незаслуженно забытый настоящий поэт, которого оценил Дмитрий Сергеевич Лихачев, а он-то разбирался в подлинном искусстве.

 Я у Шкляревского вот это стихотворение очень люблю:

* * * 

В клуб не придёт Ярослав Смеляков,

Вечная вышла ему отлучка.

Только звёздочки над стихом

Взошли, как лагерная колючка.

 

Десять лет он в бараке мёрз,

Двадцать лет согревался водкой.

Чёрные скулы, орлиный нос

Долу язык повисает плёткой.

 

Око ищет – кого стегануть.

Хамство плебея и холод вельможи

Поочерёдно корчили рожи,

Силясь прикрыть беззащитную суть.

 

Славил заводы, парады, планы,

Бил в пионерские барабаны,

Утром премией утешался,

Вдруг затравленно озирался.

 

Шёл, на пальто нацепив медаль.

Кажется, в Рим опоздал на судно.

Тускло процеживал вечную даль.

Думал тайком, одиноко, трудно,

 

Одолевая слабость и злость.

Гений корил и душа огрызалась.

Кинули к старости жирную кость,

Но опоздали – зубов не осталось.

 

Игорь – князь между двух берёз,

А Ярослав – как струна со стоном –

Между свободою и законом

Ночью сердце разорвалось.


 И приняла его стылая твердь,

Наших падений и взлётов основа.

Тяжкая жизнь и лёгкая смерть

Время, раба твоего – Смелякова.



 По одним тропам ходим, Надя!

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...

Автор: Надежда Буранова

Дата: 03-03-2023 | 16:20:33

Оля, Национальная академия наук Беларуси издала в 2019 году Антологию современной русскоязычной поэзии "Поэзия русского слова", в которой наряду с другими поэтами есть  Игорь Шкляревский. А я помню ещё со школьных лет его стихи, которые  всегда возвращают меня в юность:

Сумасшедший автобус,
Две кривых колеи.
Могилёвская область –
Область первой любви.

Снег летает со звоном.
Снегопад, снегопад.
Над кирпичным заводом
Догорает закат.

И моя незнакомка
Ловит первый снежок.
Унизительно долго
Поправляю шнурок.

Мне шнурок этот жалкий
Нужно так завязать,
Чтоб не шлёпать, не шаркать
И башмак не терять.

Знаю, всё бесполезно,
Он расхлябан, разбит.
Очень ей интересно.
Не уходит, молчит.

Вьётся снег золотистый,
Ненавистный, сухой,
Ослепительно чистый
И чуть-чуть голубой.

Я встаю, извиняюсь,
Хохочу, как дурак,
И, как будто катаюсь,
Прижимаю башмак.

Снег летает со звоном,
Вьётся с треском сухим
Над кирпичным заводом,
Над костёлом пустым.

Всё в снегу потонуло,
Мир оглох и ослеп.
Ночь. Фонарь. Переулок,
В репродукторе снег.

И торжественно-тихо,
Будто ангел ночной,
Снег вещает нам диктор,
Старичок областной.

Лютый холод пророчит
И метели, чудак.
Но, оскалясь, хохочет
Мой разбитый башмак.

И моя незнакомка
Вся в сиянье стоит.
О, как чётко и звонко
Моё сердце стучит!

Написала по памяти, поэтому могла где-то допустить неточность, простите за это. )

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...

Автор: Косиченко Бр

Дата: 03-03-2023 | 17:21:40

Тут никакой критики не надо:
стихи - они и в Африке стихи... 

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 03-03-2023 | 21:23:38

Как хорошо! Спасибо, Надя!
И я со школьных лет - наизусть знаю многие стихи. У нас были дома сборнички "Поезд", альманах "Поэзия", "Москва лирическая" (последнюю отец подарил - там было одно его ст-е). И вот мне лет 12  и я среди этого тусклого казенного оптимизма вдруг натыкаюсь на "Сегодня мне снилась Москва и послевоенные годы, когда мне без всякой охоты вдруг выпало стать москвичом..." (Дрофенко), "Ах ты милочка моя, не печалься, Лидка!" (Тихомиров) - живое сверкнуло, мгновенно впиталось, потом библиотечка "Огонек" - тоненькие, рассыпающиеся, на газетной бумаге - Самойлов, Липкин, ранний сборник Владимира Соколова, в котором уже дышало: "Ну надо ж быть такой судьбине! Под ливня скрученную плеть на родине, как на чужбине, тоской по родине болеть..."

 Вот именно - с детства! Для рубрики многие имена и не искала, они были рядом - в памяти и сердце. Поэзия (что - прав Александр - и в Африке поэзия) пробьется сквозь любую толщу времени, всегда найдется человек, что выудит из тоскливого вранья и унылого эпигонства и оттиснет с десяток полуслепых экземпляров настоящего и живого. И сейчас эти поэты - не мертвые, как их тут называли,  живые - звучат, да как ко времени! Мертвее мертвечина безнадежного самоупоения и банальности десятой свежести иных живущих.
"Стихи должны быть такими, чтобы в них хотелось возвращаться, как в полюбившийся дом или в меняющуюся по временам года живописную местность..." - просто в своей очевидности и жизнью подтверждается.
 А страничку Шкляревского обязательно сделаем.  И Николая Шипилова, и Чухонцева, и Шенгели ... столько драгоценных имен...
 И наших сайтовских помянем, как и задумано, Игоря, Петра и Володю - в этом году. Счастье было их читать и общаться с ними, поскольку и поэты замечательные, и люди достойные. Светлая всем память.

Тема: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...

Автор: Владимир Белозерский

Дата: 02-03-2023 | 18:42:38

Тема: Re: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 02-03-2023 | 22:21:50

И Вам мой поклон, Владимир!
 Ссылка на Лема (?) не работает. )
 Предвидения писателей  оправдываются порой настолько, что Оруэлла, проживи он дольше, обвинили бы в связях с... нанотехнологами будущего путем спиритизма. :) А Пера Валё судили бы за раскрытие тонких технологий НЛП *, но Валё тоже (как мрачно, но с любовью шутил еще один писатель) вовремя умер и не прогадал...
 Я, конечно, утрирую. ) 

* "Гибель 31-го отдела" 

Тема: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...

Автор: Александр Владимирович Флоря

Дата: 02-03-2023 | 22:28:01

Не случайно у нас обычно говорят «нулевые», а не «двухтысячные»: подсознательно чуют, что начали с нуля. А не продолжают двухтысячелетнюю историю..."
Конец цитаты
Про 90-е и нулевые:
"те самые годы, в которые мужчинам положено пахать до седьмого пота, воевать и творить — или хотя бы погибнуть. Ненужные, бросовые годы, которые можно описать все, описав один день. (…) Он предал страну, в которой собирался любить и растить своего ребенка, — тем, что не ввязался в драку, не имел смелости хотя бы попробовать сделать по-своему. Остановить то, что мерзко. И когда ему сказали: “Будет так”, скривился и молча ушел в угол" и т. д.
Д. Гуцко. Без пути-следа (2004)

Тема: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 05-03-2023 | 17:32:23

 
- настоящих поэтов  мало, а должно быть ещё меньше...

PS
- a propos, обозначать нынешнее время понятием "двухтысячные" - это просто неинформативно... не говоря уже о том, что 2000 лет для истории мгновение...

Тема: Re: Re: Вся Вселенная – одно большое стихотворение...

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 05-03-2023 | 19:03:19

настоящих поэтов мало, а должно быть ещё меньше...

 
К тому всё и идет, Иван. При уточнении критериев, которое так или иначе происходит.

 О нулевых. Кто понял, тому информативно. Имеется в виду 2000 лет от Рождества Христова. И речь не обо всех, а о тех, кто живет так, словно этой истории не было. )
 Адресат конкретен. 

 Впрочем, эти высказывания тоже рассчитаны на конкретную аудиторию.