Последняя скрипка Паганини

Дата: 01-04-2013 | 09:21:41

Где, генуэзец, "Гварнери" Дель Джезу?
Может быть, в лёгких, а может, во сне?..
Солон, саднящ, словно корка пореза –
Мир задрожал на единой струне...

Где твоя скрипка? Ворчанья и лая
Не удержать в воспалённой груди –
Кашляют домики, дворики рая;
Токи небесные вьюн запрудил...

Солнце и Генуя; хрип и мокрота;
С тазом сияющим юная мать...
В маленьком доме большая забота
Ждёт и не хочет никак умирать.

Только и грозди свисают, налиты –
"Срежь меня, съешь меня!" – дымным вином.
Мальчик мой, лозы, как струны, завиты,
Мальчик мой, полно, – да это ль твой дом?..

Посох скрипит – мимо окна и двери.
Юн проводник твой, увенчан листвой.
Кашляет утро. Дель Джезу. Гварнери.
Белые гроздья плывут над тобой.


*На скрипке Гварнери «Il Cannone Guarnerius» играл Никколо Паганини.

Стихи-посвящения, наверное, из самых сложных жанров:
кому-то запало в память о герое одно, кому-то - совсем другое...
Как выбрать САМОЕ?..
Но в остальном - требования поэзии остаются ведь теми же:
образность, эмоциональность, музыкальность.

Стихи о музыкантах - понятно, быть может должны быть музыкальны вдвойне... (? имхо. Хочется вспомнить М.Ц.:
"Есть в стихах нечто, что важнее их смысла: их звучание".)

*Где, генуэзец, "Гварнери" Дель Джезу? - кому как, а мне в фонетике аллитераций фразы "эз"-"не"-"дель"-"джезу" - слышится скрипичная струна под смычком...

*Мир задрожал на единой струне... - Модильяни заметил, что "...человек - это мир, который иногда стоит любых миров..." Здесь же и известнейший случай, когда струны были подрезаны завистниками и пришлось играть на одной...

*Только и грозди свисают, налиты –
"Срежь меня, съешь меня!" – дымным вином.
Мальчик мой, лозы, как струны, завиты, - !!!

*Белые гроздья плывут над тобой.

В общем, Владимир, безусловная удача (имхо, разумеется).

И это столь же замечательное, Володя. Противоборство смерти и музыки, мир, дрожащий на последней струне, жизнь как последний немыслимый, виртуозный пассаж. Куда бы он ни ушёл за своим чудесным проводником, Генуя теперь навеки полна им, потому что там осталась его душа, его «Гварнери».
У тебя в последних, «генуэзских» стихах музыкой внешней, обусловленной самой темой, великолепно подчёркивается, усиливается музыка твоя собственная, внутренняя, по которой всегда можно узнать твои строки.