Начало

Дата: 14-03-2013 | 15:58:06

Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.
А.С.Пушкин



Алел июль и на беду
Плескался в розовой Алоли.
В бинокле цейса – грозный дуб
Стоял среди льняной юдоли,

Как на ладони. И вблизи
Зарницы резали зеницу,
Но цель властителя: вплести
Его листву в свою петлицу –

На расстоянии руки!
Прощёный упередь богами,
Он в воды бурные реки
Втоптал зарницы сапогами.

И цель настиг: он – генерал.
Не страшен штык, не сыщет пуля.
И лён вкруг дуба догорал
Уже не красками июля.

Артиллерийские псалмы
Глушили страхи и упрёки.
В бинокле цейса – плёс Псковы
И лист черёмухи в Черёхе.

Как на ладони – Порхов, Дно,
Лудони, Пушкинские Горы,
И мы на пушкинское «но»
Увы, ещё не слишком скоры.

В бинокле – Псков. Дуб пред стеной –
Зелёной точкою на белом.
В руке не дрогнул наградной
Восьмизарядный парабеллум.

Бил щепу на спор сукин сын
Из дуба и закрытых ставень.
И вот великий властелин
К кресту железному представлен.

И тлел июль, но на виду –
Где на заре Алоль играла,
Пророс в удушливом чаду
Дубок – на гроб для генерала.

Тема: Re: Начало Александр Питиримов

Автор Виктор Калитин

Дата: 14-03-2013 | 16:52:53


КОНЕЦ
Но Русь, воспрянув как всегда,
Гнала так генерала грубо,
Что он отдал все города
И в заключение дал дуба.
:)

Тема: Re: Начало Александр Питиримов

Автор Леонид Малкин

Дата: 14-03-2013 | 18:12:17

Саша, это прямо былина. Стилизация под АС? Я пока не дочитал до пистолета всё думал о Наполеоне речь. Тёмный я. Забыл, что Буонапарт до Пскова не дошёл.

Тема: Re: Начало Александр Питиримов

Автор Ася Сапир

Дата: 14-03-2013 | 18:33:11

Александр!
Стихотворение появилось - как ложка к обеду. Как реплика в обсуждение Вашего интервью, как продолжение его.

Всё, что вы сами определили как главную свою заботу, то, над чем Вы думаете и трудитесь, есть в стихах.
Во-первых, оно всё построено на перекличках, на ассоциациях и на игре слов.
Переклички звуковые (можно даже говорить об аранжировке) :
Алоль, алела, плескался и пр. - один звуковой образ. Надо сказать, что многие местные названия звучат как музыка: Пскова, Великая, Алоль....
Дуб, "грозный", как анчар, "вблизи зарницы резали зеницу"- образный звуковой ряд, противопоставленный первому.
Великолепное обыгрывание образа дуба, обернувшегося дубком, родившимся в "удушливом чаду" войны и ставшим колом в могилу ворога.

Необыкновенная скупость и выразительность эпитетов (метафор). Так, о фашистском нашествии на Псков сказано: "Он в воды бурные реки втоптал зарницы сапогами"
Самому завоевателю уделено больше места - собственно, он - главная фигура в стихотворении, как анчар у Пушкина.

Поединок варвара с многовековой историей вольного города Пскова, вандала с красотой, явленной во множестве поэтических образов: юдоли льна, могучего дуба, красоты озера Алоль, красоты, имеющей глубокие корни.

Сюжет отлично организован мыслью, которая не только не снижает накала чувства, но, мне кажется, именно эта скупость и организация воздействуют на эмоциональность восприятия.

Спасибо!
А.М.

Очень сильные, насыщенные стихи, Александр. О Пскове я знаю понаслышке, из литературы о Пушкине, о ВОВ и др. А тут, словно сам побывал в Пскове. И дуб зелёный на фоне белой стены, и топонимика Псковской земли всё подано так, словно перед глазами кинопанорама. Здорово!
Спасибо!
Вячеслав.