Терракота

Дата: 03-02-2013 | 09:03:21

И глина вилась золотым серпантином
И вдруг поднималась старинным сосудом.

В. Калашников



Надежду с Любовью не путал, но знал обеих.
Любил надеяться, надеялся, что люблю.
Лишь с Верой не повезло. Недвижный берег
отроду чужд истому кораблю.
В юности к морю стремятся все.
Неокрепший разум
ищет свободы извне – и к небесным грозам,
к волнам пустынным зависти полон.
Но к старшим классам
жизни –
такой подход под большим вопросом.

Жил мой приятель у моря –
свободы ради.
Штормом косматым клубились его пряди.
В дудочку дул, нечто черкал в тетради,
да продавал сувениры на эспланаде,
слепленные из праха с искусством тонким.

Он, ювелир терракоты, был предан глине
в смысле не столь печальном, который ныне,
в тех же словах тяготеет к сплошным потёмкам.

Пялясь на девочек ласково и нахально,
как он картинно заныривал – местных глубже! -
и доплывал до мыса, не сбив дыханья.
Я был серьезнее, но я дышал хуже.

Лязгали лезвия наших заумных игр,
философических спаррингов и баталий.
Он заводил:
- Понимаешь ли, друг мой Игорь…
Я отбивался:
- Но видишь ли, брат Виталий…

Были подруги наши как сны прелестны -
пчелы любви собирали свой мед с полыни.
Как сувениры прекрасны и бесполезны
дни наши были - и где-то в пустотах бездны
свет их, наверное, так и летит поныне.

Сделав бутылку игристого посошком,
ибо мыслитель всегда лишь условно трезв,
мы выдвигались на поиски истин пешком,
от Коктебеля до Старого Крыма, срезав
петли пути напрямую, по кущам Рая,
кронами древ и крылами его валькирий
осенены.

Запыхавшись и обдирая
до крови руки о ветви в уборах игл,
я окликал:
- Подожди же меня, Вергилий!
Он отвечал:
- Ты неправильно дышишь, Игорь.

Вроде бы, так и бреду с той поры, отставший,
зелья курящий,
зело умудренный, старший,
горным проселком – по матери нашей глине,
щебень сцепившей в готовой сойти лавине.

Пусть хоть один из нас встретит усмешкой старость.
Близится миг разрешения споров наших.
Но все пытаюсь попасть в этот ритм,
пытаюсь -
вдох на четыре шага и выдох на шесть.

Времени камень неодолимо прочен,
как ни перечим, но все-таки крыть нам нечем -
нежным, податливым, влажным от слез.
А впрочем,
прах после обжига, в сущности, столь же вечен.




Чурдалёв, 2013

Сертификат Поэзия.ру: серия 1329 № 97473 от 03.02.2013

0 | 8 | 2164 | 26.04.2024. 08:34:49

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Тема: Re: Терракота Чурдалёв

Автор Холодова Светлана

Дата: 03-02-2013 | 20:27:24

Оставляю строчки в ответ на твои строчки, Игорь, по той причине, что глубоко ими задета, как, практически, всегда. И ещё по той, что иногда лучше и полнее всего человек выражает себя именно таким образом.


Сотворённый из терракоты – цепкого краснозёма,
охряного праха, земного тела – уйдёшь в него же.
Всепреимнее нет и не будет приюта, дома,
устремляются все к нему, если путь итожат.

И каким бы ты ни был предан пространству, веку,
всех вернее вернёшься к той, что сцепляет щебень,
ляжешь под ноги птице, зверю ли, человеку,
и удержишь лавину, где горы топорщат гребень.

Что от нас остаётся? Останется ли хоть что-то?
Наша лепта Истории – мелочь, безделки, крохи…
…обожженная, прочности камня достигшая терракота,
черепки отболевших судеб, страны, эпохи.

Тема: Re: Терракота Чурдалёв

Автор Анна Александрова

Дата: 04-02-2013 | 04:35:36

Прочла, перечитала, eще перечитала - и отправилась на вашу страничку - наверстывать упущенное. Открыла ваши стихи, упругие, плотные, живые... Настооящие. Поздравила себя с этим открытием.
Спасибо

Тема: Re: Терракота Чурдалёв

Автор Галина Булатова

Дата: 04-02-2013 | 12:05:31

Наверное, "живьём" эти стихи звучат ещё лучше... Думаю, магия голоса сотворила бы в зале нечто невообразимое.
Спасибо за глубину и богатство, Игорь!

Тема: Re: Терракота Чурдалёв

Автор Ася Сапир

Дата: 04-02-2013 | 23:35:49

Здравствуйте, Игорь!
Стихотворение из тех, где слово (звук), мысль и дыхание (размер, мелодика) возникают одномоментно и уже ведут до конца.
На поверхности - два пласта: воспоминания и диалог с другом (даже Виргилием) и переосмысление этого диалога о главном как закон жизни. Сбой дыхания, неверное дыхание, нехватка дыхания - это и в прямом и в переносном смысле разговор о главном. И удивительный рисунок этого дыхания, стремящегося к норме, в рисунке строк - длинных, коротких, словно "прерванных" и снова набирающих силу и ритм.

Радуюсь таланту! Радуюсь разнообразию его проявления!
будьте благополучны.
А.М.

Тема: Re: Терракота Чурдалёв

Автор Геннадий Семенченко

Дата: 18-02-2013 | 23:39:44

Такое читать нужно. 10.

Геннадий

Перечитала со вниманием, и еще раз, и еще раз, а читать это стихотворение хочется снова. И вновь в моих легких крымский воздух, букет этого аромата - йод, можжевельник, нагретый солнцем камень. 
Сначала сбивчивое дыхание у строк, а к концу -  выравнивается. Так незаметно и поймали Вы ритм стихотворного шага, Игорь. )
Заключительную строфу вообще хочется внести в золотой цитатник.
Только маленькое замечание. Вера-то - как раз корабль в житейском море. Но эти строки можно читать двояко.

Тема: Re: Re: Терракота Чурдалёв

Автор Чурдалёв

Дата: 03-12-2018 | 08:12:21

Дорожу Вашим вниманием. Ольга. О вере знаю мало. По мне, она как раз берег - раз пристал и навсегда пришвартовался. А корабль - так его носит по всем морям. Но это очень личное ощущение. Крым мне дорог, я там родился. В Севастополе. Благодарен Вам.

Я не буду Вас разубеждать, Игорь. Только отмечаю, что Вы внимательны к самому себе в этом вопросе - судя по  тому, что нет-нет и промелькнет в Ваших стихах тема если не веры, то отголоска раздумий о ней. Возможно, в эти минуты репортерская ипостась Вашей неординарной личности (я не обижу Вас, если так скажу?) берет верх над поэтической.

Если приставать, то к Небесному берегу. А здесь, на земле, берегом и привязанностью к нему является все земное, косное. В контексте этого человек довольно стабилен и определенным силам (не к ночи буде...) неинтересен, ибо идет по заданному маршруту. И стоит только попытаться пойти на Зов - тут и начинается... Шторма, мотание по волнам с щепкой в руках и пр. Вот что я имела в виду, немного упрощая и метафорируя. 
 Кстати, о метафоре. Почему мне интересно всегда Вас читать? Даже просто пейзаж разнопогодный - это притча, мир аллюзорен, если можно так выразиться. И у настоящего художника есть это проникновение  в первоначальный замысел природы (и человека), даже если он  (художник) только слегка приближается к истине,  понимая, что никогда ее не достигнет. Но ведь приближается! И вот Вы этот замысел (понятно Чей) - очень чувствуете.
 И я Вам тоже благодарна.