Смотрели и не моргали...

Дата: 22-09-2012 | 18:37:37

Смотрели и не моргали,
и видели свет и боль,
так режут по амальгаме
своё отраженье вдоль

и делают поперечный
контрольный святой разрез,
и волчьей и птичьей речью
напичкан кирпичный лес.

Да кто я, стихи диктуя
себе самому впотьмах?
Так первого поцелуя
боится последний страх.

Так плавится мозг наш костный,
на крик раздирая рот,
так правится високосный,
вконец окосевший год.

Так ночью безлунно-сиплой,
когда не видать стиха,
бесшумно на землю сыплет
небесная требуха.

По скользкому патефону
скребётся игла зимы.
И в зеркале потихоньку
опять проступаем мы.




Константин Комаров, 2012

Сертификат Поэзия.ру: серия 1425 № 95251 от 22.09.2012

0 | 2 | 1724 | 27.04.2024. 03:12:56

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Здравствуйте, Константин.
Стихи мне с одной стороны видятся мастерскими, и в то же время - метод поэтический лежит на поверхности, узнаваем. Хочу Вас предостеречь от эксплуатации одного и того же приема, поскольку метод - не цель. Как только даже не искушенный читатель «раскусывает» - как это сделано, чудо поэзии кончается. Автор и сам не должен о чем-то догадываться – он всего лишь толмач с горнего на земной. Когда (с трезвой от похвал и пр. головой) автор вдруг напишет стихи и сам поражается этому чуду, в котором он только что принял участие, его охватывает детский восторг. Потом, чуть остыв, он видит погрешности, и на какой-то едва уловимой эманации от того состояния, в котором он вдохновенно писал стихотворение (озарение недолгое, но воспоминание о нем еще витает), начинает щадяще править текст. Как Вы понимаете, я говорю о своем представлении о таинственной области творчества, удел графомана (это к Вам, по счастью, не относится) - это вечный экспромт на заданную тему. Это касается и т.н. гражданских стихов, где художественное полотно заменяется репортажным снимком. Этим я не отрицаю возвращение к черновикам и наброскам. Но тут требуется не только усилие воли, чтобы «вернуть» себя в место и время существования стихотворения (не написания), но и кинематографическая, стереоскопическая и разножанровая фантазия, без какой нет художника.
Это стихотворение мне понравилось более других: и образной системой, и композицией. Но вот эта строфа:
Да кто я, стихи диктуя
себе самому впотьмах?
Так первого поцелуя
боится последний страх

- невнятна. Во-первых, деепричастный оборот не поддержан, предложение оборвано и несогласованно (классический пример: «выходя из дома, с меня слетела шляпа»). При замене оборота причастным, все встает на свои места: «Да кто я, стихи диктующий себе самому впотьмах?»..
Во-вторых, на вопрос «Кто я?» - ответа не последовало, не возникло той смысловой связки, позволяющей объединить последующие, развернутые на строфы, сравнения.
Композиция стихотворения крайне важна, сквозная мысль, образ, незримые тяжи тропов. С поэтическим опытом приходит концентрация внимания на внутреннем импульсе к написанию: это очень глубокое переживание, осмысление его и провиденье неких законов бытия. И в этом смысле ответственность художника велика.
Надеюсь, мои соображения Вы воспримете как пожелание добра и удачи, мне, кажется, что Вам открыто главное, что поэзия прежде всего – искусство, и только наличие таланта, требовательного к себе, должно подвигать автора к творческому поиску.

ps. Константин, это интерактивный ресурс для многих участников, по здешним правилам появление на ленте новых стихотворений возможно только после того, как они уходят с ленты, т.е. не более двух (при приеме трех). А у Вас сейчас на ленте 10 (!) стихотворений). Звездочки в названии тоже не приветствуются. Можно озаглавить первой строкой.

С интересом прочитал все три стихотворения. Рука крепка. Но для диагноза пока мало материала. Буду следить за новым автором.
Кстати, Ольга, по-моему, Шехтман прав.