Прибрежные элегии 5772 года

Дата: 26-08-2012 | 09:04:44

-1-

услышать ворчанье позёмки и льда на запястье лимана
продрогнуть до нитки
домой возвратиться с прогулки
глинтвейна с букетом душистого перца и флёром корицы
налить добавляя душицу гвоздику мускатный орех две крупицы
да дольку лимона

покуда песочные ходики снега о чём-то общаются с домом
в потёртое кресло из кож прилуниться поближе к камину
и млея от лени поглаживать пса и смотреть на поленья
смотреть бесконечно на танго с тенями
и лисьими листьями с дымом

когда саламандра танцует всё прочее лишне
настойка смолы и огня на берёзовом звоне очистит
очистит омоет
ни страха ни горя
а словно всевышний
опять дуновеньем дотронулся глины и голем оживший
не зная ещё что он гол и как следствие смертен
бездумно любуется светом и слушает ветер

вишнёвый табак чуть смочить коньяком да из вереска трубку
вдыхать не спеша будто сад
предаваясь теплу и смешным размышленьям
о сути любви о природе свечей или ватт и свечений
с улыбкой заснуть вспоминая свою незабудку
и больше уже не проснуться

- 2 –

в естестве всякой вещи бежать своей сути наружу
даже лужа из круга пытается выплеснуть сталь
душу тянет всё время на море а чаек на сушу
где на нож-волнорез наплывает всей грудью печаль

и коль скоро нет смерти а есть расставанье с прошедшим
что им викингам-волнам отбитые склянки времён
только запах черёмух да сочные платья черешен
на поклон испокон их влекут за чужой окоём

за чертой за чадрой аравийской где прячутся зори
потеряв неказистый свой скарб но запомнив мотив
я возможно найду себе новое синее море
и продолжу мотив ни судьбы ни любви не забыв

- 3 –

в песок погрузилась пена песок отползает в море
где варят варенье волны из водорослей и вулканов
сюда скоротечные реки
уходят сливаться с солью всего что ни есть на свете
сюда есть возможность дважды входить-выходить и больше
«и больше» - сильная доля а слабая доля - «дальше»
всё дальше
от поля
леса
от стражи дворцовых башен
плывёт мой иол бумажный расправив бумажный парус
распахана нынче пашня где рос его перелесок
он больше не ищет бури земля его - день вчерашний

однажды с ночным приливом на берег вернётся эхо
«я тоже тебя любила когда была человеком»
и сбудется семя словом
и сбудется слово лесом
и жизнь повторится снова в бумажных раскрытых веках

морские отливы цедят «утеха твоя – потеха»
в фонемах песочно-пенных скрипя на зубах вселенной
«бессмертье дороже жизни оставь свои песни птаха»
«зачем тебе перемены и рвать на груди рубаху»
«себя всё равно забудешь а лиха хлебнёшь и страха»
«для смеха за иностранца прослыть что ли хочешь птаха»
«зачем выходить на сушу к чему эти танцы-мансы»
мне нечего им ответить на воду смотрю сквозь пальцы
мне нечего им ответить
мне нравится возвращаться

-4-

Кода

Где до слёз слепила глаза нависшая гильотина
(горизонт, готовый отсечь от небес планету),
на трубе сидели порою альфы его и беты,
пропадая потом, словно эльфы с дождём, в низинах.
Где в оливах валунных йодом и облепихой
пахли водоросли и балладу коровью море
исполняло кровью то громче сердца, то тихо -
он пил тёплую водку и смешивал пот с любовью.

Дом у моря.
Песок, похожий на рожь с гречихой.
В дни осенние, когда зябла листва и галька
да оболы будто катала волна-цыганка,
слышно было, как зазывало в воду чужое лихо.
Лиху вторил фагот заходящего с солнцем судна,
устрашая басом - чудищ глубинных, чаек,
яхты, лодки рыбацкие, стаи небесных калик,
что спешили на юг, точно день надвигался судный.

Отнимала воду у дна океанская бездна.
Расставляя следы, брёл неспешно он вслед за отливом
да стихи сочинял своей диве прибрежной на диво,
и казалось, движение жизни - не бесполезно.
Поутру под прилив он читал ей свои посвященья.
Но однажды исчез, словно привкус с погасших поленьев,
неприметно, без слов, не меняя цветов и баланс светотени.
Без него ничего не случилось, как здесь не случалось от века,
лишь листвы полегло... да вот берег пустыннее стал без следов
или, может,
от снега.




Михаил Гофайзен, 2012

Сертификат Поэзия.ру: серия 161 № 94808 от 26.08.2012

0 | 3 | 2187 | 19.04.2024. 07:43:45

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


"вишнёвый табак" фу... гадость какая-то...
я жалею, что когда-то, чё-токурил...
это противоестественно.
вот пить, это да...

:о)bg

PS
Но бороться с этим не буду...
курите на здоровье...
хозяин - барин.

Миша, дорогой, пиши только на тему счастья, хотя оно у тебя
тоже кончается грустью. А про все 4 части можно сказать словами
одного хорошего поэта о другом хорошем поэте, а именно:
то, чему позавидовать можно, но вовек научиться нельзя./ (c)
Будь здрав в своей загранице!

Если честно, Михаил, не убедили ни по одному пункту.
- Смещение ударений в поэтическом тексте должно быть поддержано более серьезной целесообразностью. К примеру, широко известная и очень удачная строка "Идут белые снеги". У Вас же просто перенос ударения для создания рифмы. Да, слух режет. Вслух это вообще звучит как "кАлек", окончательно искажая смысл. Разумеется, в прозе этого бы никто и не заметил.
- "Танцы-шманцы" точнее и по присхождению словосочетания (танцы-шманцы-зажиманцы) и по месту - звукоряд строки, где есть "сушу" это новое "ш" не испортит.
- Как раз там иол с двумя парусами. Дело в том, что напиши Вы:
"плывёт мой кораблик бумажный расправив бумажный парус ", то этот образ был бы абсолютно оправдан с любой точки зрения. Но Вам нужен именно иол, т. образом Вы сами конкретизируете вид парусника. Ради чего? Красоты фонетической? Просто оригинальности? Но этот парусник с двумя парусами. Точный термин искажает абстарагируемый нами образ, как это ни парадоксально.
- В случае с "Кодой" я так и понял. Я про себя даже подумал: "Чувак ставит точки над i". Но, перечитав, убедился, что стилистически такой переход не оправдан. Не "Улисс" же, в самом деле. Я даже подумал - назови автор последнюю часть "Точки над i ", попал бы в самую точку. Кстати, именно эту часть я считаю самой удачной, и не в последнюю очередь из-за наличия в ней знаков препинания, делающих оригинальные контрапункции в Вашем тексте быстро и точно определяемыми. Но в идеале со знаками все стих-е только выиграло бы именно по вышеуказанной причине.
Как это не дико прозвучит, Михаил, но я вообще не считаю, что поэзия имеет право на большие вольности. Это обычно любимое оправдание самых кондовых графоманов. Да, она ближе к науке. Недаром гений писал: "Поверил я алгеброй гармонию". Вдохновение еще должно быть и правильно оформлено, как это ни странно. И здесь разница между строкой и формулой минимальна.
Только не обижайтесь, ради бога. Вы отличный поэт со своим голосом и видением мира. А то мне показалось, что Вас смутил почему-то факт месторасположения моей реплики. Какая разница? Пространство-то у нас общее. Ну не хочу я обязывать авторов на обратный визит вежливости. Криминал? По этой же причине я уже давно не ставлю оценок и прочитываю почти все стих-я инкогнито. Но если Вам это так важно, помещаю комментарий не в "оффтопнике" (не знаю что это такое, но верю Вам на слово, что это плохое место), и оценку ставлю. И даже озвучу +10. Угодил?
Мои комментарии, Михаил, не схоластические. И не казуиcтические. Они инквизиторские ))
С уважением. ВА