Автор: Иван Котельников
Дата: 09-06-2012 | 13:28:15
В.М. Гутковскому с признательностью
I
Опустошённый сумчатой Москвой,
Беспочвенный - иначе - кочевой,
Читающийся как легкомоторный,
Космополит из тех, что русопят,
За бабье лето и каштанопад
Я закатился в Киев забугорный.
Вот - Бог, а вот - порог среди дорог.
Напропалую с Богом - мой конёк,
Запавший на степную кобылицу.
Пока бездомен или многолик,
В путь - без костей до Киева, язык!
Наведаемся в щирую столицу.
_______________________
Всю ночь таможня тыкала на «вы».
Всю ночь харчили корюшку с Невы
В сердцах великорусские хохлушки.
Всю ночь ломился паспортный контроль,
И перекатная сопела голь,
И щурилась, как беженцы в теплушке.
Всю ночь роились думы о былом.
Сосед «Мы киевляне всем селом»,
Горилку полируя «Зверобоем»,
То проливал, то хмыкал наугад.
А я, как самородок-азиат,
Остерегался склонности к запоям.
_______________________
Другой сосед по имени Толян,
Из угрофинских евромуромлян,
Отмеченный надрывным заусенцем,
Вослед наряду укропогранцов
Внезапно бросил: «Дети без отцов.
Ле хаим при гевалте западенцам!..»
О бабье лето, осени весна!
В плацкартном даже мухам - не до сна:
Ведь вся ботва - об этночернозёме.
Рассвет за поездами - взапуски.
И на троих мелькают двойники
Заподлицо с фигурами в проёме.
_______________________
Центральный - но единственный вокзал.
Я кавы италийской заказал,
Как истинный ариец-монголоид.
«Варшава-Киев». «Киев-Бухарест».
На выходные нет свободных мест.
Мадьяров «Киев-Ужгород» устроит.
До заселенья - битых три часа.
Таксисты, заливные голоса,
В анфас и профиль - мятые купюры,
Берут то на хапок, то за реглан.
«Крещатик? Тридцать зеленью, братан!
А ножками - вдоль улицы Петлюры»…
II
К заутрене звала заря
Во все литавры.
Стеклопакет монастыря
Сверкал из лавры.
Клубилась публика у врат
И паства тоже.
Путеводитель - нарасхват:
Помилуй, Боже!
________________
Пещерные колокола
Небесным ладом
Просвечивали купола
Каштанопадом.
Душа просилась на постой,
Клонилась выя
У врат обители святой
Во граде Кия.
________________
Под стать паломникам грудным
И старым перцам
Под стать монашествующим
Единоверцам
Вошёл и я в незримый мир
Молитвослова,
Где нарождающийся клир
Рассеян снова.
________________
Монашек - обликом велик -
На вид - в железах -
Втащил под купол Божий лик
На саморезах.
Пускай среди Святых даров -
Песок и щебень,
Под сводами колоколов
Звучит молебен!
________________
Тому свидетельством - в росе
Печерской лавры
Илья из Мурома и все
Единозавры.
Молитва с миром на юру
Не будет лишней.
Метаться духом - не к добру.
Прости, Всевышний!
________________
Прости, Всевышний, за урон
И грех смердящий,
Зане коленопреклонён
Прямоходящий.
Прости за пройденный маршрут
Вдоль по Мазепе,
Зане вершу духовный труд
В народном склепе…
III
О, Киев, зыбкая межа,
Стезя наследства.
Предвосхищенье рубежа
И самоедства.
О, туристический из зол
Крещатик клятый,
Где я, русеющий монгол, -
Москаль пархатый.
________________
О, Незалежности майдан
Жовтоблокитный!
Опустошённый, как Богдан,
И ненасытный.
О, Киев, пращуров залог
Соборной сборной,
Самосознания поток
Нерукотворный!
________________
О, яблочный иконостас
Софии мудрой,
Где самородок-богомаз
Дымится пудрой.
О, Киев, щирый неофит
Из укро-ляхов.
Междоусобный алфавит -
Погонщик страхов.
________________
Метаться духом - изворот:
Родил - не вымер.
Недаром киевский исход -
Весь в мой Владимир.
Когда души моей свеча
Смердит нагаром,
Сплеча недаром - сгоряча
И в путь - недаром.
________________
И я там был, мёд-пиво пил,
Всю память выев.
Когда захочется в распыл -
Дорога в Киев…
О, Киев, ты же чернозём
Привил подзолу!
Всеяднорусский окоём
Есть очи долу.
________________
Тому свидетельством - века,
Земля и небо,
И холокостная мука -
Помимо хлеба.
О, Киев, дряхлый жизнелюб
И величавый,
И благоверный, словно труп
Родной шалавы!..
Иван Котельников, 2012
Сертификат Поэзия.ру: серия 1374 № 93584 от 09.06.2012
0 | 3 | 1871 | 23.11.2024. 02:06:49
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
В этом тексте не всё на уровне посвящения.
Значительная часть - намного выше.
Очень интересен взгляд "с той стороны" - на Киев, как на нечто внеположное русскому миру, поданному в ироничном ключе.
И при этом барочный избыток деталей, рифм, метафор, подтекстов - вполне в духе малороссийского барокко.
Для меня, человека "с другого берега" - выросшего в Киеве, всегда казалось - что Киев и для русского самосознания - свой, а не цель путешествия или паломничества.
Однако нынешний распад и государства, и сознания - уже реальность, и Вы, Олег, в Киеве - почти как чужеземец, который любуется красотами чужого мира.
Киевский исход - Ваш Владимир - Москва-самозванка. Вот вектор перехода от идеала Киевской Руси к азиатскому Московскому княжеству. Но этот вектор, заданный Бердяевым в "Русской идеи", мне кажется ошибочным. Мне ближе интенции Хомякова в его киевском цикле, или интуиции Федотова в его "Трех столицах".
В том-то и была сила и уникальность империи - соединение в целое различных культурно-религиозных векторов, создание мощной равнодействующей силы развития, причем склеивала эти разнонаправленные (конечно, частично) вектора некое общее ощущение миссии, идущее от кирилло-мефодиевского наследия.
Как только произошла подмена этого наследия - сумма стала распадаться, центробежное движение сменилось центростремительным - империя рухнула, но и ее составляющие оказались нежизнеспособными, потому что ничего взамен той традиции единства выработано не было, да и сейчас мы у разбитого корыта.
Тема: Re: Киевский триптих Иван Котельников
Автор Дмитрий Демидов
Дата: 09-06-2012 | 15:07:10
Иван, это круто.
Стих размером Бродского, да и размером - с Бродского... ну, или почти.