Сезанн.

Дата: 03-10-2011 | 08:32:37

Изгнаннику никто не возвестит -
как может он постигнуть сердцевину,
горы. И слышно как звучит
холста ещё не начатой картины -

безмолвие. Один лишь белый цвет -
мучительный удел, и завершенность.
Надежда на единственный ответ
создавшего такую удалённость

от старой и раскидистой сосны,
и виадука напряжённых арок.
И пашни вдруг дождавшейся весны.
И как всё это кистью, без помарок

соединить? На чёрный камертон,
лишь изредка косясь, и растирая
зелёный Веронезе, - в унисон
с ультрамарином нанося? Не зная -

что долго продолжающийся шум
от магмы под нагретою землей,
вдруг станет ритмом, как самум
в пустыне аравийской. И судьбой

ему назначено войти в Эстак,
где улицы спускаются с обрыва.
Чтоб переплавить в кобальт и краплак,
далёкую когда-то перспективу,

для бегства подходящую от бед.
И вывести из длительного плена
вершину затемнённую. На свет
слепящий, чтоб не знала тлена!

Так контуры стираются вещей,-
не мёртвых, а лишь только спящих.
Cеанс окончен. Этот холст - ничей.
Он будущее сделал настоящим.

И кажется всем верящим в покой,
что, попирая правила движения
по ровно установленной прямой,
к взаимному стремятся притяжению

оставленные здесь на полотне -
сосна и пашня на исходе лета.
Гора над ними. Снова быть весне?
Вопросы остаются без ответа.

А он вернулся к тёмной синеве.
И снова над небесным бельэтажем
в коляске катит по сухой траве,
к еще не дорисованным пейзажам.

2009


Константин, у Вас опечатка:


далёкую когда то перспективу, КОГДА-ТО.

И, по-моему, "Пленэр окончен. Этот холст - ничей" - пленэр как-то резко выбивается из общего семантического и фонетического единства слов в Вашем тексте.

В остальном, очень интересный и вполне в Вашем нынешнем направлении взгляд - не столько описывающий или чувствующий, сколько анализирующий и пытающийся понять.

Мне близок такой взгляд на Сезанна, - я тут чуть-чуть чувствую Рильке - с его описанием Родена.
Это очень сложная задача - передать живописное напряжение, холст и краски на нем в слове. И мне кажется, что Вы нащупываете новые хода, как и в Вашем Ньютоне, и в Таблицах.
Тут обычная поэтика уже не подходит, если под обычностью понимать силлабо-тонику золотого и серебряного веков.
Тут всматривание и вдумывание вынуждено использует опыт метафизической поэзии Европы и США - от Рильке и Йейтса до Паунда и Фроста.
Такой сплав может оказаться очень инересным и плодотворным.
И не случайно некоторые поэты - те же Тавров или Кравцов, Седакова или Драгомощенко - работают над прививкой европейской розы русскому дичку.
Мне пока сложно сформулировать, чем такой взгляд отличается от традиционного - открытой и в этой открытости как раз поставленной под вопрос - рациональностью, синкопами: усечениями и наращением стоп, дольниками как заменой метрической решетки - на регулярном уровне, самой точкой, откуда происходит взгляд на предмет, личность, явление. Но то, что отличается - уже чувствуется и видится.
Будем думать...

Тема: Re: Сезанн. Константин Латыфич

Автор Галина Булатова

Дата: 04-10-2011 | 14:30:55

Здорово, Константин, просто подсаживаешься на звучание каждой строки, ускользающей в другую, догоняешь мысль и получаешь при этом огромное удовольствие.