Автор: Игорь Лукшт
Дата: 20-09-2011 | 23:19:32
Над зеркалом глухого пруда,
мелеющего год от года,
мошки злокозненные гуды,
рябящей оспинами воду,
да порх сердитый диких уток
от люда.
Борщевиков пустые трубки,
полёгшие в пожарах лета,
осыпаны охряной крупкой
средь паутины мелких веток.
На иле высохшем и хрупком -
скорлупки
Побеги узколистой ивы
под небом яростно-бездонным
пронзают, нежны и пугливы,
сухих суков, к земле склонённых,
густоплетёные извивы:
“Мы живы!”
Осоки ус усох и съёжен.
И мутен взгляд в июньском жаре
коряги, в мареве похожей
на голову болотной твари
крадущейся, морщинокожей,
с кормёжек.
Степи и трав, дороги пыльной
полынный запах, ила, тины…
Далёкий стрекот лесопильни,
и высоко в ультрамарине
стремительные птичьи крылья
в плавильне.
Игорь Лукшт, 2011
Сертификат Поэзия.ру: серия 655 № 89378 от 20.09.2011
0 | 4 | 1866 | 18.12.2024. 20:55:45
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Какая звукопись! Да и все остальное выше всяких похвал! Спасибо, Игорь!
Отличные стихи - зримо, размашисто: но показались чуть длинноватыми. На одно четверостишие... Конечно, это личное и не вердикт.
Игорь,
я припозднилась с отзывом - хотелось понять взаимодействие всех пяти картин в пяти строфах, то есть понять, как и чем движется сюжет.
Мне кажется, что сюжет движется единым для всех картин противопоставлением, условно говоря, земного (где живое из последних сил пытается ощущать себя живым) и небесного, ставшего враждебным живому. Это не мифологические Небо и Земля, а вполне реальные, наблюдаемые, вызывающие сочувствие или отторжение. В этом смысле "птичьи крылья" тоже принадлежат земле, а не небу, ставшему для них "плавильней"
Каждая картина продвигает нас в постижении этого конфликта.
И глухой, мелеющий год от года пруд со "злокозненной мошкОй", и высохшие трубки борщевика, и пугливая ива, пронзающая сухие ветви шёпотом "Мы живы", и "ус осоки усохшей", и уже упоминавшиеся птичьи крылья рядом с "плавильней"
Все вместе эти отдельные картины складываются в образ Засухи.
А ещё они объединяются чувством любви и сострадания к мучающимся - иссохшим, мелеющим, полёгшим, склонённым и т.п. По нарастающей идёт и характеристика "пожаров лета" : небо яростно-бездонно, июньский жар, ультрамарин неба, марево и наконец - плавильня.
Каждая картина - законченная новелла о существовании на грани смерти какого-нибудь пейзажа. Особенно впечатляет последняя строфа. "Стремительные птичьи крылья" в ультрамарине неба не кажутся победительными, потому что оказались в опасной близости с солнцем-плавильней и ассоциативно возвращают нас к мифу об Икаре.
В этой же строфе хочется обратить внимание на рифмующиеся слова в 4-х строках (строфа - шестистрочная, из которых 4 строки рифмуются). Рифмуются не просто окончания слов, а слова-образы (пыльной - полынный (внутренняя рифма) - лесопильни - крылья - в плавильне). Рифмуются образы - несущие конструкции всей строфы.
такой же способ рифмовки и в остальных строфах, что придаёт стиху необходимую, "лукштовскую" плотность.
Очень богата и разнообразна рифма - концевая и внутренняя. Она фиксирует внимание на образах стихотворения, которые буквально видишь, осязаешь, чувствуешь.
Спасибо!
А.М.
Тема: Re: Засуха Игорь Лукшт
Автор Баранов Андрей
Дата: 21-09-2011 | 10:05:37
Игорь, привет! Как хорошо, что стихи у тебя идут. Завидую никакой не белой, а натуральной чёрной завистью, поскольку у самого период молчания, а молчание для меня, как для всякого графомана, очень болезненное состояние. Твоё новое стихотворение как всегда держит высокую планку мастера и продолжает развивать узнаваемый лукштовский почерк. Насколько мне позволяют судить мои скудные познания в современной поэзии, сейчас так никто не пишет - и это замечательно, Игорь, что ты не такой как все. Продолжай высекать тексты своим умелым скульпторским резцом. С нетерпением буду ждать новых текстов.