Дата: 06-07-2011 | 02:01:46
Никакого намёка мне никто не давал
На простое сравненье: время – это подвал.
Не скользящая лента неудач и потерь,
На которой – и «завтра», и «вчера», и «теперь» –
Словно кадры на плёнке чередой пронеслись
Через кинопроектор под названием жизнь,
Не предмета над тенью превосходство, и не
Вертикали над плоским превосходство вдвойне,
Не блестящие грани многомерных пространств,
Не побед над случайным неизменная страсть…
Время – это лишь погреб, на полу в нём лежат:
Кукла детская, компас… и какой-то ушат,
Два набора для шахмат, и один – домино,
Мячик, детский конструктор, позабытый давно.
И ещё – в виде пыли – мысли, мысли одни…
Мне их жалко, поскольку позабыты они,
Или вовсе их нет там? да и быть не должно?
Ведь в подвале хранится, что хотелось мне, но
Не сбылось, не случилось… Даже в памяти нет!
Время это ещё и – в неизбежность билет…
Но, минуя сознанье, пролетают года,
Оседают в подвале,
не оставив следа
На окраине тихой, где стоит некий дом,
На стенах и на крыше, да и в доме самом.
Алексей Борычев, 2011
Сертификат Поэзия.ру: серия 1273 № 88062 от 06.07.2011
0 | 8 | 2714 | 21.12.2024. 11:02:51
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Очень понравилось, Алексей! И само по себе глубокое стихотворение, и лично мне близкое...
У меня тоже как-то само собой родились строки:
Однажды я дверь заперла на засов -
и все для того, чтобы в тихом уюте
постигнуть изделье настенных часов,
вершащих свой подвиг минута к минуте.
Глядела на тонкие стрелки, и вдруг
коварные руки вопрос намарали:
послушай-ка, время, ты враг или друг,
какой исповедуешь принцип морали?!
Стихотворение осталось неоконченным. Спасибо, Вы своими строчками подтолкнули меня к новым раздумьям..И хотя у Вас проблема решается в ином аспекте, все равно спасибо
за поэзию.
С уважением - Маргарита.
С самого начала захватывает сознание:
Никакого намёка мне никто не давал
На простое сравненье: время – это подвал.
Очень понравилось, Алексей!
Философия в единственно правильном понимании этого термина - жизнь! А не ментальные спекуляции интеллектуала, обалдевшего от своей никчёмности...
Кстати, Алексей, не могу не улыбнуться:
*Не предмета над тенью превосходство, и не
Вертикали над плоским превосходство вдвойне, - вполне поэтика ИБ!... :))) (Я вообще думаю, что ноосфера куда больше определяет наше сознание - при его наличии, конечно, - чем кажется на первый взгляд... Ведь поле мыслеобразов - как всякое поле - всеобще.
Время - совершенно неисчерпаемый кладезь метафор! (Вот сделать бы - самому интересно! - подборку стихов с определениями времени! ПолнО уже набралось...)
И немного "провисает"
*На поверхности тихой,
Поскольку это концовка - конструкция силовая, ударная -
может поискать более "вещного" образа?
Ну там
"На окраине тихой" и т.д. и т.п. ??
с теплом
Время, Алексей, скорее всего, - дом, со своими подвалами, чуланами и чердаками!.. Тут есть над чем мозговать!
Стихи - понравились!
С уважением,
Ю.С.
Поскольку на Поэзии.ру я пишу отклик впервые, - позволю себе пару слов, предваряющих комментарий.
Я не стану делать разбор относительно философских категорий, мой комментарий касается поэтической и технической стороны дела. И даже в большей мере - технической. В какой-то мере, стало быть, поэтика в узкоспециальном значении этого слова:
«превращение речи в поэтическое произведение и систему приемов, благодаря которым это превращение совершается».
И тут у меня есть претензии. Сразу оговорюсь: все нижесказанное - МСМ (мое скромное мнение) никого ни к чему не обязывающее.
Никакого намёка мне никто не давал
На простое сравненье: время – это подвал.
Прежде всего, неясно - почему кто бы то ни был должен давать намеки. Не думаю, что мне или другим читателям придет в голову мысль о чьем-то намеке. Это раз.
Удивлен тем, что время, в котором хранятся разные «вещи времен» — кукла, компас, ушат, шахматы, домино,конструктор и пр. — это подвал. Обычно – чердак. Чердак привычнее, что ли, хотя допускаю, что иногда вещи хранят и в подвале. Но все-таки чердак – это всегда старые вещи, навевающие разные воспоминания… А подвал – это старые вина, квашения, соления и прочее… Это два.
«Через кинопроектор» тавтологическая вставка, т.к. и без того ясно, что раз кадры пронеслись, то речь идет о фильме «под названием жизнь». Это три.
(Кстати, хорошая поэтическая максима: «превосходство предмета над тенью» (несмотря на то, что вполне можно бы утверждать и обратное – «превосходство тени над предметом». И даже доказать это :-)).
А вот в выражении «превосходство вертикали над плоским» есть явная неточность и может быть даже ошибочность: вертикаль тоже вполне может быть плоской, то бишь плоскость может быть и вертикальной. Т.о., если было бы сказано превосходство вертикали над горизонталью – вопросы бы не возникали. Это четыре.
А выражение «неизменная страсть побед над случайным» шаткое, неустойчивое, малоопределённое, м.б., размытое. Это пять.
Далее:
Время – это лишь погреб, на полу в нём лежат:
Здесь совершенно лишнее уточнение «на полу». Оно ничему не помогает, ничего не подчеркивает, является вполне случайным наполнителем заданного размера. То же можно сказать о вставке «какой-то» (ушат); ушат – он ушат и есть. Неопределенное определение :-) «какой-то» - совершенно лишнее. То же – относительно пары «некий дом». «Некий» - ни о чем (ни о чем, помогающем теме) не говорящее определение. Это шесть.
Следующее соображение:
Но, минуя сознанье, пролетают года,
Оседают в подвале,
не оставив следа
Тут неважная компоновка. Помехи восприятию. Лучше было бы сделать перестановку слов, как-нибудь эдак:
Но, минуя сознанье, не оставив следа
Оседают в подвале,
пролетают года
Я понимаю, что в таком варианте получается неувязка со следующими строками, но стоит поразмыслить, тем более, что «некий дом» грешен еще и острым дефицитом ударений, звучит как «некийдОм». Я понимаю, что многие авторы в таких случаях ссылаются кто на пиррихий, кто на спондей (чаще всего – невпопад), но совсем не важна в данном случае поэтическая терминология, словосочетания такого рода всегда тяжеловесны, неблагозвучны, убийственны. Это семь.
Не постесняюсь сказать, хрестоматийный пушкинский спондей «швед, русский колет, рубит, режет» звучит ужасно. «шведрУсский», несмотря на то, что без ударения осталоось односложное слово (что очень немаловажно, ибо в других случаях подобный спондей способствует выразительности, сообщает энергию). Ну и что же, что Пушкин?! Сотворяя кумиров, не стоит возводить их в абсолют. Ведь и кумиры не роботы, а живые люди. А живым людям свойственны ошибки, ляпы, просчеты. :-) Кстати, сюда же относится и «чтохотЕлосьмне, нО». Тоже стоит присмотреться.
Вот и все, что, по моим соображениям, может быть полезным для автора, буде ему захочется повысить качество произведения.
Хорошего творчества, Алексей!
Я внимательно просмотрел все отзывы, особенно – Вик Стрельца. Согласен с ним только в одном: погреб – не совсем то, даже, скорее, совсем не то определение для времени. Я предлагаю взять за образ – кладовку. Это будет куда ближе к подвалу, чем погреб, т.к. они могут быть тождественны (подвал = кладовка), а погреб всё-таки в земле роют.
Поэтому предлагаю такой вариант:
Время – это кладовка, там на полках лежат
Кукла старая, компас… и какой-то ушат,
Два набора для шахмат, и один – домино,
Мячик, детский конструктор, позабытый давно…
И ещё – в виде пыли – мысли, мысли одни…
Мне их жалко, поскольку потускнели они,
Что касается, как отметил Стрелец, якобы сращения «некийдОм», то и тут можно исправить, заменив «некий» на «этот»:
Но, минуя сознанье, пролетают года,
Оседают в подвале,
не оставив следа
На окраине тихой, где стоит этот дом,
На стенах и на крыше, да и в доме самом.
Таково, Алексей, моё видение. Но решать тебе. Ты автор.
...в погребах, да в подвалах капусту квашеную хранят
а все вышеперечисленное-то, бывало
на чердаке хоронилось...
:о)bg
Поэтому, и по ряду др. причин
в "десятке" вынужден
отказать...
Тема: Re: Подвал Алексей Борычев
Автор Петър Иванов Калинов
Дата: 06-07-2011 | 12:34:31
Понравилось! Великая философия часто заключается в мелких деталях...