Автор: Гаэлина
Дата: 29-04-2011 | 12:55:19
Я наблюдаю, как из пустяка
В стеклянной колбе времени река
Неумолимо набирает мощь.
Во сне моём идёт песочный дождь...
Став легковесной горсткой прошлых дней,
Вхожу в поток... Пластом лежу на дне -
Прислушиваясь, как издалека,
Из самых недр зыбучего песка,
Вещает на гортанном языке иная жизнь,
сокрытая в реке.
Стремится видеть недоступный свет,
выпячивая каменный хребет
Руин дворцовых, башен крепостных,
В чьих узких лабиринтах век затих,
Где в амфорах закупорен покой,
И убаюкан времени рекой сон мертвецов -
Вассалов и царей...
Бессменный страж, священный скарабей
Пересекает медные тиски
таящей бездну гибельной реки.
Песчинку на закрылках - часть меня -
Возносит к небу из небытия.
Дождём песочным полнится река,
Я становлюсь крупицею песка...
***
Последний луч заката догорел,
Рой мошкары у лампочек подъездных,
Притихший мир – угрюм и пустотел,
И голуби уснули под навесом,
Лишь капель перестук… Такая тишь,
Что слышно, как по веткам бродят соки,
Журчит вода по ржавым водостокам.
И ты, причастен таинству, молчишь,
Осознавая – промысел вершится,
Проклюнулся на вешний свет росток
Сквозь влажную апреля плащаницу.
И смерти нет… И час зимы истёк.
***
В глубинах - прорастание весны,
Но город спит, на тень и свет разъятый.
Безвременье... Дождю уже тесны
пределы неба... Глухо и невнятно
Бормочет гром в разливе тишины -
Наполненной, и влажно-маслянистой.
В проёмах окон белые горнисты
Глазами в облака устремлены.
Они всё ждут зари,
что "нежным цветом окрасит стены"...
Волглая земля
Вобрать лучи готова, и горят
В последнюю предутреннюю смену
В пустынном парке пятна фонарей,
И освещают контуры людей,
Поднявших горны перед первым вздохом...
Сквозь гипсовые трещины - эпоха
Глядит в тоннели дремлющих аллей.
***
Чеканная огранка октября –
Заката багровеющие домны.
Там из руды небесной, невесомой,
Рождается вечерняя заря.
Листвы мятежной пламя высоко –
Нероновых пожарищ отголосок,
Таит, всепоглощающая, осень,
В вершинах крон и гребнях облаков.
Но примеси беды грядущей нет,
Кленовые холмы белёсо тлеют,
Качается в тумане над аллеей
Огней фонарных приглушённый свет,
Вне времени, вне мира, вне земли.
И долог след, и век за веком длится,
Меняется не облик, только лица.
И странствует по ветру павший лист…
Гаэлина, 2011
Сертификат Поэзия.ру: серия 1351 № 86843 от 29.04.2011
0 | 3 | 1975 | 22.12.2024. 09:13:13
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Элина!
Эти четыре стихотворения, объединённые в цикл "Наедине со временем" - несомненная удача. Вы справились с двумя сложнейшими и обязывающими формами : с циклом и принадлежностью цикла к философской лирике.
Диалог со временем дан как бы с четырёх точек зрения, но через восприятие внимательного наблюдателя, то идентифицирующего себя с крупицей песка, то растворённого в той самой природе, в том самом времени, за которым он наблюдает. То есть наблюдает изнутри, потому и оказывается приобщён к движению времени и вовлечён в него.
Очень сложное построение, но Вы с ним справились.
И цикл несомненно получился : каждое стихотворение - какая-то грань времени, а вместе они рисуют дви жение времени, обновляющего не облик, а лица.
На этом фоне удач несколько сбоев и неточностей. Они не снижают общего впечатления, но лучше бы их не было.
Во-первых, обзначилась тенденция к усложнению собственно выразительности.
Вот, например, это место :
Проклюнулся на вешний свет росток
Сквозь влажную апреля плащаницу.
И смерти нет ... И час зимы истёк.
Образ плащаницы имеет прочные и устойчивые коннотации.
Он требует очень осторожного и вдумчивого использования.
Я понимаю, что вы хотели показать противоборство жизни (росток) и смерти (плащаница), но, с моей точки зрения, сделали это не вполне корректно.
Не вполне корректным мне кажется и использование образа домны. не потому, что он использован неверно, а потому, что сравнение оказывается случайным, потому что далее он не развит, а, напротив, возникают образы из совсем другой сферы - сумерки сравниваются с молоком. Такой разнобой в образных средствах излишний.
В нескольких случаях строка воспроизведена таким образом, что рифма оказывается внутри строки, а концевой рифмы как бы и нет, хотя это не так.
И наконец, снова нарушение связи слов в словосочетаниях.
В цитированных строках неточно употреблён предлог "на".
А в первом стихотворении неудачно словосочетание "ложусь на дне" надо бы "лежу на дне".
Пожалуйста, уберите за ненадобностью запятую между однородными определениями "наполненной и влажно-маслянистой", соединёнными одиночным союзом И.
С уважением
А.М.
Асе Михайловне в зоркости и конкретике - не откажешь, замечательные замечания.
А цикл этот твой, Элин, я уже душевно присвоила, размах внушает, думаю, ты со своей дотошностью ещё не раз ещё его пересмотришь, но по мне - такие хорошие стихи...
Тема: Re: Со временем наедине Гаэлина
Автор Владимир В. Пучков
Дата: 30-04-2011 | 02:25:08
Великолепная, волнующая мистика стихов. Удивительный и тревожный мир лепится из небесной глины образов. Отдельные поэтические находки не довлеют, они подчинены целому. Стихи стоят, как цветущие деревья в саду.Элина, замечательно!