"Познанье себя - ничего не видать..."

Познанье себя - ничего не видать:
лишь худенький свет да прокуренный воздух.
А что-то узреешь - уйдет благодать,
поднимется кверху и спрячется в звездах.

Уста произносят: "Премудрость, простИ",
хоть правильно "прОсти", и трудно поверить,
что песен не спеть, и обид не снести,
и, семь раз отрезав, один раз отмерить.

Бессонница. Парус. Гомер. Мандельштам.
Откроется терем, и скажет царевна,
что, верно, душа начинается там,
где житель Вифании четырехдневно

пребыть обречен был... Неведеньем тем
нехудо утешиться. Ясность запретна.
Иначе в гармонии четких систем
Везувий пальнет и взбунтуется Этна.

Живи же сокрытым, глубинное "я",
почти не назвавшись, - ни гордым, ни сирым!..
Но как же, скажите, увидеться с миром,
когда мы, по сути, не видим себя?!




Маргарита Мыслякова, 2011

Сертификат Поэзия.ру: серия 1348 № 86294 от 25.03.2011

0 | 4 | 2209 | 20.04.2024. 10:32:29

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Маргарита, мне кажется, дело здесь не в том, что “ясность запретна”. Вы изобразили познавательный тупик. Задача аналогична той, над которой задумалась сороконожка. ЛиГер, находясь в покое, всматривается в статическое состояние внутри себя. Статика ускользает от наблюдения: то, что смотрит, и то, куда смотрят, неразличимы, и внимание наталкивается лишь на пустоту и случайные фрагменты того, чем наполнена память (“семь раз отрезав”, “Бессонница. Гомер”, “Везувий” и т.д.). Пристальный взгляд вызывает сопротивление, даже если человек разглядывает сам себя. Наблюдать в себе можно, вероятно, только действие, процесс, изменение, и только боковым зрением, когда объект и субъект не тождественны.
С уважением, А.М.

Идти или нет, каждый сам пусть решает,
Но мысль посетит за конфеткой и чаем:
Раз путь не идётся, то что-то мешает.
И взгляд от глубин, на асфальт обращаем.
:)

Рита, глубоко вспахано. Мой поклон!

Мне кажется не то, чтобы

*Ясность запретна -

а (нашёл у Альфреда Шнитке):

"...кто не знает, что наше знание относительно. В этом вопросе согласны все - и материалисты, и церковники. Но материалисты более последовательны, ибо под знанием они подразумевают ближайшее, т. е. разумное (...чувственное) знание. Церковники же, понимая, что знание надразумно, внеразумно, - пытаются антропоморфически конструировать Бога на основе ложных и ограниченных разумных понятий.
... - отрыжки оккультизма."
Из его записок конца 70-х.

Конечно это только одна из тем, заявленных в стихотворении, но о других ещё надо размышлять и размышлять, а
"...знание надразумно, внеразумно..."
:))