Автор: Валерий Пайков
Дата: 13-09-2010 | 14:28:16
"Спокойно спи, убит, обманутый
коварными друзьями. Пройдут
года. Тебя народ поймёт, оценит,
и будет слава вечная твоя".
Надпись на памятнике, установленном
санкт-петербургскими рабочими на могиле
Георгия Апполоновича Гапона
(1870 - 28.03.1906)
Одержим христианской идеей
"Не убий", "Проживи не во зле",
он мечтал не на небе...
Но где ей
отыскать свой Эдем на земле?
От надежд на царя-самодержца
не осталось в душе и следа -
только рана. И некуда деться
от себя, от людей, от Суда...
Там, где Бог, не заведены игры -
не солги ради цели святой.
Отступись только словом, на миг ли -
и подует из окон бедой.
И друзья, как незваные гости,
и в тиши ожидает петля.
И развёрста на дальнем погосте,
чтоб его упокоить, земля...
Ошельмован историей красной
даже канувший в прошлое прах.
Не ищите её понапрасну,
ту Голгофу его, в Озерках*.
*село под Санкт-Петербургом,
ныне - один из районов города
Валерий Пайков, 2010
Сертификат Поэзия.ру: серия 1248 № 82504 от 13.09.2010
0 | 2 | 2072 | 17.11.2024. 15:37:16
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Уважаемый Валерий интересно - и позиция авторская, и неожиданность для меня - появления такого стихотворения, и развернувшаяся дискуссия в комментах к стихотворению.
А у Вас идея ("но где ей") "свой Эдем на земле" отыскивает?
Спасибо.
ИльОль
Тема: Re: Гапон Валерий Пайков
Автор Александр Питиримов
Дата: 13-09-2010 | 17:52:36
Гапон - персонаж, конечно, замечательный, которого можно романтизировать, можно пытаться отмыть от налёта совдеповской историографии: сюжетов из его жизни хватит не то что на 5 четверостиший - на роман. Но лексический ряд Вашего стихотворения говорит о том, что Гапона Вы обожествляете, "причисляете к лику", так сказать: Одержим христианской идеей / "Не убий"; Не ищите [...] Голгофу его. И это представляется странным, поскольку Г. Гапон был (и мог быть) кем угодно - революционером, анархистом, только святым не был - ни в прямом, разумеется, ни в переносном смысле. Убийство его - дело давнее и тёмное. Эсеры сначала открестились от Рутенберга, фактически "повесив" на него повешенного Гапона, а потом, после раскрытия Азефа, признали - и действия Рутенберга согласованными в своё время с ЦК, и то, что Гапон (до и после 9 января) работал на полицию. Пишут, что полиция, действовавшая через Азефа, была заинтересована в убийстве Гапона руками эсеров. Это вряд ли, поскольку, с одной стороны, агентам охранного отделения не представлялось сложным убрать Гапона "без шуму и пыли", поскольку он шёл на контакт, а с другой - и содеянным Рутенбергом с компанией головорезов-рабочих полиция никак не воспользовалась.
Работал Гапон на полицию или только пудрил мозги Рачковскому - так или иначе парень вёл двойную игру (не в смысле, конечно, игры на рулетке в Монте-Карло) и явно был хитрее экзальтированно боготворивших его с присущей безграмотным простотой пролетариев.
Одержим христианской идеей
"Не убий"
Это Гапон-то, ходивший с револьвером в кармане, одержим идеей "не убий"?
"Так отомстим же, братья, проклятому народом царю, всему его змеиному царскому отродью, его министрам и всем грабителям несчастной русской земли! Смерть им всем!" (Священника Георгия Гапона ко всему крестьянскому люду воззвание). Или он сначала был одержим идеей "не убий", а после 9 января стал одержимым идеей "смерть им всем"?
не солги ради целей святой - здесь, наверное, опечатка, и следует читать: "ради цели"?