“Турецкая Республика была основана на геноциде армян”

В Турции в преддверии 95-летия геноцида армян все громче говорят о черных страницах истории.


Прошли времена, когда Танер Акчам являл собой уникальный феномен турецкого интеллигента, во всеуслышание заявившего о геноциде армян. Сегодня нам известны десятки имен его соотечественников, способных бросить вызов официальной пропаганде Анкары. Среди них — писатель Кемаль Ялчин, издатель, автор множества статей и исследований по армянской и греческой культурам Осман Кокер, известный турецкий адвокат, член Адвокатской палаты Анкары, один из инициаторов кампании “Извинений перед армянами” Бендал Джалиль Эзман, рискнувший обратиться в суд с требованием квалифицировать события начала прошлого века как геноцид. Список “смельчаков” разрастается день ото дня...

Журналист Эроль Озкорай, известный своими публикациями об армянском терроризме (АСАЛА) против Турции, недавно на страницах прессы задался вопросом — “Почему геноцид армян продолжает оставаться табу?” “Если Турецкая Республика создана на основе отказа от Османской империи, так почему же вина за геноцид не возлагается на османцев? Почему Турецкая Республика берет на себя ответственность за это чудовищное событие, которое является первым преступлением против человечества и первым геноцидом ХХ века?” — рассуждает журналист. Он считает себя вправе затрагивать эту больную для турецкого общества тему: “Все, что я говорю в связи с геноцидом, является выводом, к которому я пришел после 35 лет изучения этого вопроса и после неоднократного пересмотра своей позиции”. В числе его выводов и мысль о том, что Анкара “переживает” за прошлое, не открещивается от кровавого наследия оттоманцев главным образом по той причине, что “среди основателей Турецкой Республики были убийцы, которые участвовали в геноциде армян и привели в исполнение это чудовищное преступление”.

“Есть еще одна нить преемственности между османами и Республикой — это денежные средства и имущество, конфискованные у армян и сыгравшие важную роль в финансировании войны за независимость, — отмечает он. — ...Убийцы, участвовавшие в геноциде (я говорю о людях, чьи руки в крови), составили часть политической и административной элиты нового республиканского режима”. Именно поэтому Озкорай считает, что проблему нельзя решить, возложив вину на оттоманцев. “Сегодня, когда мы говорим о признании геноцида армян, нужно поставить на стол практически все: Республику, кемализм, государство, государственную идеологию, тех, кто основал и управлял Республикой, режим Турции, политическую систему страны, ее армию, университеты, образовательные программы, прессу, элиту, ее бизнесменов, суды, политические партии и т.д. Само собой разумеется, что никто не может выдержать такую очную ставку. Особенно в крипто-фашистском и крипто-тоталитарном режиме, в котором мы живем. Очень трудно, если вообще возможно, заплатить по этим счетам...” По мнению автора, весьма призрачна и судьба армяно-турецких протоколов, поскольку турецкое государство с его нынешней структурой будет отвергать любой конструктивизм. “Проблема может быть решена лишь в стране, государственные деятели которой обладают высочайшими интеллектуальными способностями и проникнуты культурой демократии”, — пишет Эроль Озкорай.

Аналитик популярной в Турции газеты “Taraf” Неше Дюзелин также проявила изрядную долю смелости, взяв интервью у известного турецкого историка Селима Дерингиля. На вопрос, совершались ли в Анатолии массовые убийства армян до младотурков, историк отвечает: “Да, совершались, однако разница между Абдул Гамидом и младотурками была в том, что у младотурков была цель полностью уничтожить армянское население, а у Абдул Гамида такой цели не было: он хотел избавиться от некоторого количества армян, уменьшить их роль в экономике и вместо армян сформировать мусульманскую буржуазию. В эпоху Абдул Гамида в разные районы отправлялись провокаторы в одеждах моллы, которые во время пятничного намаза организовывали провокации, заявляя, что армяне напали на мусульман. Во многих местах армяне составляли меньшинство, и как они могли напасть на мусульман во время пятничного намаза? ...В любом городе Анатолии были армяне: в Орду, Токате, Трабзоне, Амасии, Урфе, Сивасе — везде жили армяне. Их массово убивали в разных городах. Нынешняя официальная историография указывает на то, что происходило это вследствие восстаний армян, однако трудно утверждать, что мятежи были повсеместны”. Историк заявляет в интервью, что после 1915 года примерно 300 тыс. армянских детей было усыновлено. Предпочтение отдавалось малолетним. ...Сегодня из тех 300 тыс. детей и их потомков в Турции осталось примерно 60 тыс. армян. “В эпоху Турецкой Республики против армян и других христиан поднялась вторая волна истребления. Под истреблением необязательно понимать, что их убивали, однако их ставили в такое безвыходное положение, что они были вынуждены эмигрировать за рубеж. Если в период Османской империи армяне могли достичь самых высоких постов, то в эпоху республики их не принимали на работу даже в качестве простого сторожа. Сделанное на днях премьер-министром Эрдоганом заявление: “Вы не можете заставить нас сказать, что наши деды совершили геноцид” — вызывает где-то в отдаленном уголке нашего сознания вопрос — а может, они все же совершили... Младотурки старались истребить армян. И теперь как вы это назовете — геноцидом, резней или?.. — говорит Селим Дерингиль. — А турецкие историки хотят продвинуть официальную точку зрения. Стараются доказать, что утверждения армян не имеют оснований. Некоторые ссылаются на взаимные убийства, но ведь для этого должны быть равные возможности, чего у армян, конечно же, не было”.

...”Почему тема массовых убийств через десятилетия становится открытой для исследований? Есть мнение, что “пирог уже остыл, и его можно есть, не боясь обжечься”, так как непосредственных исполнителей этих акций уже нет в живых. Правильна ли такая трактовка?” — эта фраза принадлежит Танеру Акчаму. Известный турецкий историк далее объяснял, что дело не в пироге, который к тому же не остыл настолько, чтобы быть абсолютно безопасным. “Непосредственные виновники геноцида давно отошли в мир иной, но остаются потенциальные преступники...” К ним ученый причисляет своих коллег и всех тех, кто занимается отрицанием и прикрытием не имеющего срока давности преступления против человечества. Не отходя от Акчама, следует признать, что в Турции число “потенциальных преступников” за последние годы упорно снижается.




Елена Шуваева-Петросян, 2010

Сертификат Поэзия.ру: серия 295 № 79130 от 11.04.2010

0 | 2 | 1837 | 18.12.2024. 20:45:12

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Лена, прочитал. Убийство - это всегда преступление (исключение: самозащита, когда убийство предотвращает первичное и неизбежное преступление).

Геннадий