Полуночная лира (Из стихов начала 1980-х гг.)

Дата: 29-08-2009 | 00:14:16

1. Полуночная лира

Всё иду со временем не в ногу;
Говорят – от жизни отстаю:
Мол – ряжусь в классическую тогу,
Мол – не в ту заносит колею...

Только не с руки мне эти руки –
В кулаках – над топотом толпы,
С жадным жаром круговой поруки:
Ярых истин – толпы и столпы.

...Что она – полуночная лира –
Миру в этой гонке круговой?
От Парнаса до стремнин Памира –
Лишь пройти, качая головой.

Словно встал на перекрестке голым –
Тычут братья пальцем в наготу;
По спине струится звездный холод,
Под ногами – чую пустоту.

– Дайте хоть тряпицу, зверя шкуру,
На снегу шершавое тепло! –
Посудачат, погалдят, покурят;
Скажут: пусть стоит – пока куда ни шло...

Только б не мешался под ногами,
Не скрипел таинственно пером –
Есть еще такие между нами...
Ничего – учтем, перекуем!

И тогда, согрет лишь слова дрожью,
Обреченный в слове мыкать век, –
Побреду опять по бездорожью,
Славя этот холод, даль и снег...

1980
(редакция 1983)




2. “Мост вздохов”

Дайте вздохнуть – хоть на миг,
хоть на самую малость:
тысячи слов –
словно тысячи вздохов
усталость;
словно рабом веницейским
на мост ненавистный вступаю
и над лагуной гнилою –
вздыхаю, вздыхаю, вздыхаю...

Давит в груди – не пойму:
то ли страх, то ли попросту скука –
что беспощадней отныне,
и что беззащитнее – звука?
Хочется пить, и воды
жарко-соленой отрава –
к рабьей ли рыбьей крови? –
незаменима приправа!

1980



3. Автопортрет с зеркалом

Сквозь сумрак - в зеркало вхожу:
Знакомым призраком - в прозрачность,
Переступив через межу
Всех однозначностей - в двузначность!

Покорных отражений жрец,
Неотвратимо выплыв в раме,
Недосягаем наконец -
Плыву по лживой амальгаме.

Всё запредельнее звеня
И всё желанней холодея,
Струится вне и сквозь меня
Единств двуликих эмпирея.

И рук даря просторный жест
Их слепку в зЕркальной поруке,
Я раздвигаю даль окрест,
Застыв - как Шива многорукий.

С самим собою во главе, -
Равно не чуждых самозванства, -
Мирю два мира, меры две -
Во мне разъятого пространства.

И связан - с тем и с этим “мной”,
Смиряя времени разрывы,
Восходит образ мой двойной -
На отраженные обрывы.

...Блаженной ложью покорён -
Так сам себя творит художник,
Своим же ликом упоён,
Своих же призраков заложник.

Но озаренья краток миг,
И вновь огонь покорен глине:
Земных пластов мгновенный сдвиг -
Я раздвоенью вновь повинен.

Лишь леденея за стеклом,
Но всё ища кого-то рядом,
Вмерзает в зеркала проем -
То, что недавно было взглядом.

И вновь ко мне вдвойне влеком
Теней лишь холод двуединый:
Одной - застывшей у стремнины,
Другой - застывшей за стеклом...

Январь 1982


4. Твердь

Взор уснет, затихнут волны слуха,
И наступит только тишина –
Только то, что слепо или глухо,
Только то, что снится тенью сна.

И душа, как мертвая царевна,
Став былиной в благостном гробу,
Станет ждать – как тот, четверодневный, –
Воскрешенья – на чужом горбу!

Разве был я другом или братом –
На горе Сиявшему, как снег?
Разве был хоть кем-нибудь когда-то,
Зарываясь в жизни жаркий мех?

Только ждал беды и откровенья,
Непомерных смертному уму,
В сумраке густом стихотворенья
Слов цедя полночную сурьму;

Только плыл столетьями в тумане –
С допотопной верой в берега,
Чтоб меня – как Ноя в океане –
Речи твердь влекла и берегла;

Чтоб в конце, в последнем повороте,
Только веря голубю вдали –
Вдруг услышать шорох крыл в полете,
Чудный зов щебечущей земли!

1980
(редакция 1983)











Диакон Георгий Малков, 2009

Сертификат Поэзия.ру: серия 1258 № 72182 от 29.08.2009

0 | 1 | 2282 | 29.03.2024. 13:02:47

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Удивляюсь отсутствию ком. -видимо все готовили детей к школе... Бедные дети!.. Но вот
*С жадным жаром круговой поруки
*По спине струится звёздный холод
*что беспощадней отныне,
и что беззащитнее – звука?
*к рабьей ли рыбьей крови?
*Знакомым призраком – в прозрачность
*И вновь огонь покорен глине (невольно выплывает японское "волны гасят ветер")
*Слов цедя полночную сурьму
*С допотопной верой в берега (даже в этом столбце !!!)

(*зйркальной) -не понял -м.б. просто очипятка?

- этим столбиком рецензент своё внимание, вкус и эрудицыю показать хочут.
А по стихам - счастливо удалось передать, что "не мог от них уклониться." В чём, наверное, и состоит некорыстная радость всякого пишущего...