"Сон (Абордажное)" +

Дата: 17-06-2009 | 13:29:10

Волна пошла на абордаж
и стенькой выбросила за борт, -
и налетел гагачий табор,
и чаек бросилась орда

меня выхватывать из волн
клевать и вновь топить в пучине,
и ты не стал искать причины,
чтоб оправдать их произвол.

Твоих речей латунь и медь
не отпугнула стаек звонких,
ты, полон дум, ушёл в сторонку
на волны с берега смотреть.

Когда сомкнулась надо мной
вода и смолкли шум и гомон,
ты снова птиц кормил с парома
вчерашней булкой покупной...




Елена Кабардина, 2009

Сертификат Поэзия.ру: серия 1254 № 70498 от 17.06.2009

0 | 2 | 1852 | 23.05.2022. 20:39:37

http://stihi.ru/2009/05/31/308

Малинина Наталья
««АБОРДАЖНОЕ» или НАНОТЕХНОЛОГИЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ»

(о стеньковщине, Медном Всаднике, высоком предательстве, роли аллюзии и детали в стихотворении Е.Кабардиной)

"О, вопль женщин всех времен: "Мой милый, что тебе я сделала?!" (М.Ц.)

АБОРДАЖНОЕ

«Волна пошла на абордаж
и стенькой выбросила за борт, -
и налетел гагачий табор,
и чаек бросилась орда
меня выхватывать из волн
клевать и вновь топить в пучине,
и ты не стал искать причины,
чтоб оправдать их произвол.
Твоих речей латунь и медь
не отпугнула стаек звонких,
ты, полон дум, ушёл в сторонку
на волны с берега смотреть.
Когда сомкнулась надо мной
вода и смолкли шум и гомон,
ты снова птиц кормил с парома
вчерашней булкой покупной...» (Елена Кабардина)

Долго не решалась приступить к рецензии на это произведение, ибо, несмотря на флёр эзотерики (подзаголовок "сон"), стихотворение имеет недвусмысленный сюжет с четким, неразмазанным мистической многозначностью (и ,оттого, жутко ощущаемым всеми шестью моими чувствами),- абрисом смысла. Любовь напоказ; любовь, как исполнение обряда; обязанности; любовь, выхолощенная до равнодушия! И как итог - до красивого предательства, лукавого, музыкально-колокольного для тех, кто НЕ ПОНИМАЕТ- предательства. Я перечитывала это стихотворение много-много-раз, и каждый раз мне становилось жутко, и руки отказывались от пера, а перо от бумаги, если перефразировать классика.

Мне жутко было писать о таком равнодушии и о таком красивом(!), высоком даже,
предательстве.

Тема "прекрасного предательства" пронзает уже с первых строк реминисценцией к известной поэме о Медном Всаднике и к не менее известной легенде о Стеньке Разине. Эти герои ТАК КРАСИВО ПРЕДАВАЛИ, что народ и по сю пору притягивает эта красота. За каждым застольем каждый представитель мужеска роду, отдаваясь силе влечения к этому виду предательства, видит себя Стенькой.

Каждая подвыпившая дама, подстраиваясь под нескладный хор, воображает себя красавицей-княжной, которую так романтично бросают в набежавшую волну!

ПОДЛО, но прекрасно-то как, а? Поступок! Сгубил - а уввважжжать зато как стали, а? За счёт женщины погубленной - уввважают, блллин!

Не узнаете? Ситуёвину? А вот она же : Герой Михалкова в "Жестоком романсе"(в пьсе Островского он несколько другой)- тоже красиво...В каждом мужчине сидит первобытный охотник: догнать и погубить.

Добиться любви красивой женщины- это престижно. Тот же Вронский в самом начале своего увлечения - гордился перед товарищами по полку своей связью с Анной. Умело или неумело(красиво или не очень) при этом губят - другой вопрос. Вронский погубил обыкновенно: когда Анна была уже за бортом, он просто продолжал "птиц кормить с парома", занимаясь своими делами.

А вот ещё: совсем рядом с нами, уже другие герои, с тем же флёром красивости предающие. Это которые женщину, родившую детей, и отдавшую ему, любимому ,всю себя, тоже бросают "стенькой - за борт", колоколя латунно-медно о святости и необходимости такой жертвы ради...карьеры, будущего детей, ради протокола приёма в различных VIP апартаментах, где хромоножка-жена (по его оплошности сломавшая неудачно голень) будет смотреться неуместно. И вот она живет на скудную пенсию, а он с юной гейшей исполняет посольские протоколы.

Лики высокого или прекрасного предательства - очень непростая тема для лирики. Но у Лены- благодаря бланкетности, аллюзивности - отсылу к другим произведениям (О Стеньке Разине, о "Медном Всаднике" Пушкина) - поле восприятия расширяется, смысл произведения углубляется до марианских впадин. Я сваливаюсь в него и тону.

Ещё об аллюзиях и деталях, выводящих на большую глубину замысла, чем кажется при поверхностном восприятии стиха.

Такие детали , как "латунь и медь" - отсылают и к колоколам и...к "Медным Всадникам", а такая скрытая цитата , как "полон дум" -делает эту отсылку неопровержимой. Так что, кроме Стеньки, здесь ещё один фигурант ВЫСОКОГО предательства присутствует -"Медный Всадник", а в качестве поля для осмысления- и вся поэма Пушкина со всем ужасом героя её перед пьедестально-медным истуканом...И тема наводнения и тема гибели героя Пушкина - всё это в ассоциативной связке со стихотворением. Сколько высоких предательств совершено этим героем(от непонимания собственногго сына до женских линий его судьбы и далее в историю...)Здесь же уже из поэмы -вытекает и тема помешательства. Сумасшествие от отчаяния по поводу недосягаемости для понимания "Латунно-м е д н ы м и" - живых и трепетных.

Где-то видела замету: дескать зачем нужна деталь "покупная булка"- мол, эпитет неудачен. Какая ещё, мол, может быть булка - не самопечная ведь?

Но мне эта деталь кажется ОЧЕНЬ важной.
Если бы не она, не пронзило бы так меня это стихотворение (сон и есть сон, мало ли что нам приснится...)
Только вот эта подробность - ВЧЕРАШНЯЯ ПОКУПНАЯ БУЛКА - она более чем недвусмысленно относит ситуацию к СЕГОДНЯШНЕМУ ДНЮ. Не даёт успокоить себя тем, что это ТОЛЬКО СОН - раз, и что дела давно минувших дней - два...
Фигушки!
Булка заставляет проглотить этот смысл как "актуальнейший", свежеиспеченный". И поперхнуться.
Не знаю, стоило ли, но, раз взялась - пиши всё.
Пишу: это уже дам покоробит. Признайтесь, кто выудил из Лениных волн такой лик предательства?
У Лены даже звук- содержит смысл- шараду, не для всех очевидную, но тем и особенно мне лЮбую.
Слушайте:

"Волна пошла на АБОР(д/т)аж
и стенькой выбросила зАБОРТ"
Я НИЧЕГО НЕ ПРИДУМАЛА. Это ещё один сюжет. Это ещё один лик предательства. Известный , наверняка каждой женщине. Она берёт на себя грех душегубства, а герой,
"полон дум",
ушёл в сторонку
на волны с берега смотреть".

И, наконец, третья аллюзия "твоих РЕЧЕЙ ЛАТУНЬ И МЕДЬ". Латунь: мягкий , легко меняющий форму сплав. А не напоминает ли Вам, Читатель это качество и это слово ещё одного красиво предающего героя? А мне напоминает: критик Латунский - главный , хотя и косвенный убийца булгаковского Мастера. А мотивы - тоже были благородно-латунно-медные - Партия велела,"и... он не стал искать причины"...Появилась предательская по отношению к Мастеру статья.
Этих аллюзивных линий в стихах Лены - считать не пересчитать. Например, я нахожу ещё одну аллюзию - это аллегорический рассказ об отношениях Б.П И М.Ц."Я клавишей стаю кормил с руки.." Но раскрывать её не стану....Оставлю в себе...

Таким образом, перед нами не бытовая зарисовка: это культурологический нанокристалл истории и осмысления такого рода "высоких предательств".
НАНОТЕХНОЛОГИЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ. Это когда в бытовой зарисовке распахана такая пашня аллюзивных полей, то только от культуры читателя зависит сколько и каких цветов взойдёт в его восприятии этого бескрайнего стихотворного пространства.
И что останется в душе от этого букета. Только бытовая зарисовка сна или...магический кристалл, в котором играют и реминисцируют чувства , разум и культура тех, "кто прошёл здесь вчера" - в сегодняшнем преломлении.

А величина кристалла-16 строчек....

Суровый мужчина. До небрежения. Или Вы к нему так суровы? Тем ни менее, не заходите глубоко. В воду. В стихи - можно и нужно.