Армяне

Армянское нагорье, раскинувшееся на 350 000 кв. км., - колыбель, взрастившая один из древнейших народов мира – армян. Самой высокой точкой нагорья является библейская гора Арарат (5165), к которой когда-то причалил Ковчег Ноя.
Армения, некогда страна от моря до моря, являлась своеобразным мостом между севером и югом, востоком и западом. Здесь проходили все большие торговые пути, в том числе и небезызвестный шёлковый путь.

Начиная с тех времен, когда тюркские племена с дальнего востока и из средней Азии вторглись на территорию Армении и малой Азии, определилась политика геноцида в отношении армянского народа. Геноцид (от греч. genos - род, племя и лат. caedo - убиваю), международное преступление, выражающееся в действиях, совершаемых с целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу. В период формирования Османской империи армяне попали в разряд «гяуров», то есть иноверцев. В течение пяти веков армяне подвергались насилию, преследованиям, грабежам. Осуществление массовой резни (а геноцид армян был возведен в ранг государственной политики в период правления султана Абдула Гамида II) началось с 90-х годов 19 века. 300 000 человек стали жертвами турецкого ятагана, 500 000 лишились крова и средств к существованию, 400 000 остались вдовами и сиротами. Уничтожение армян было запланированной, официальной операцией в целях решения «армянского вопроса», то есть очищения территорий от неугодных армян.
В 1908 году в Османской империи произошел государственный переворот, к власти пришли младотурки («Молодые турки»). Выступая под лозунгами свободы, равенства и братства, они приобрели поддержку народов, исстрадавшихся под султанским игом. Младотурки, едва заполучив власть, перешли к политике пантюркизма и панисламизма (панисламизм – религиозно-политическая идеология, возникшая во второй половине 19 века и получившая широкое распространение в мусульманских странах). Согласно этой идеологии, все граждане Османской империи должны были исповедовать ислам. Иначе – клеймо «гяур», с которым шансов выжить практически нет. В основе пантюркизма лежала идея объединения всех тюркоязычных народов в одно государство во главе с самими турками. Младотурки в своей жестокости и жажде крови превзошли Абдула Гамида II. Для решения национального вопроса они выбрали путь уничтожения иноверных народов. И первым шагом в осуществлении этой идеи была массовая резня армян в городе Адана весной 1909 года. В течение нескольких дней были убиты около 30 000 человек.
Под шумок Первой мировой войны в 1914 году, младотурки смогли осуществить массовую депортацию и истребление армянского населения Западной Армении, Киликии и других областей. Специальный орган «Исполнительный комитет трёх» во главе с Назимом, Бехаэтдином Шакиром и Шюкри, был создан для претворения в жизнь планов полного уничтожения армян. Назим, ссылаясь на войну, прямо заявлял, что столь удобного случая может больше не представиться, что «вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, так как они станут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет решен... Наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых».
В начале Первой мировой войны в турецкую армию были призваны более 60 000 армян от 18 до 45 лет. В феврале 1915 года военный министр Турции Энвер отдал приказ об уничтожении всех армян, служащих в турецкой армии. Инструкция, направленная военному командованию: «Правительство империи издало приказ об истреблении всего армянского народа... всех армян, служащих в войсках империи, не нарушая обычной дисциплины, отделить от своих войсковых частей, вывести в уединенные места, подальше от посторонних глаз, и расстрелять».
Несмотря на то, что геноцид армянского народа продолжался почти 30 лет, 24 апреля 1915 года принято считать датой, символизирующей эту трагедию. В этот день была жесточйшим образом вырезана избранная часть, интеллигенция, западных армян – более 2000 представителей: ученые, писатели, деятели культуры, педагоги, врачи, духовные лица, журналисты, общественные деятели и др. - СИАМАНТО, ДАНИЕЛ ВАРУЖАН, ГРИГОР ЗОГРАП, РУБЕН СЕВАК, ЕРУХАН, РУБЕН ЗАРДАРЯН, ОВАНЕС ТЛКАТИЦИ, ТИРАН КЕЛЕКЯН, ГЕГАМ БАРСЕГЯН, АРТАШЕС АРУТЮНЯН, НАЗАРЕТ ТАГАВАРЯН и многие-многие другие. Среди депортированных находился также великий армянский композитор Комитас, который, не вынеся тяжелих душевных потрясений, лишился рассудка; благодаря влиятельному заступничеству он был переправлен в психиатрическую лечебницу в Константинополе, а затем в Париже, где и скончался. 15 июня 1915 года были повешены двадцать общественных деятелей из партии «Гнчак», боровшихся за предотвращение геноцида армян.
Согласно специальным приказам министра внутренних дел Турции Талаата-паши, с мая 1915 года началась массовая депортация армянского населения в пустыни Сирии и Междуречья. Армяне уничтожались повсеместно – на местах своего проживания, на пути в ссылку, умирали от голода и жажды в пустынях, где были созданы концетрационные лагеря. Бескрайние караваны оборванных, голодных, избитых, раненых армян тянулись к местам ссылки, совершенно непригодных для жизни. По дороге изгнанники подвергались нападениям турецкого сброда и курдских бандформирований, до места назначения доходили лишь некоторые, которые впоследствии находили свою смерть в песках от турецкого ятагана или жажды и голода. Пустыня Дер-эл-зор и река Евфрат – немые свидетели чудовищного преступления, совершенного турками против армянского народа.
Посол США в Турции Г. Моргентау отмечал: «Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации».

ТЕЛЕГРАММА МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ТУРЦИИ ТАЛААТА-ПАШИ В ПРЕФЕКТУРУ АЛЕППО, 29 сентября 1915 года:
«Предварительно сообщалось, что по приказу Джемирета правительство решило истребить всех живущих в Турции армян. Те, кто не подчинится этому решению, должны быть отстранены от руководства. Без зазрения совести, не гнушаясь никакими средствами, не исключая женщин, детей и больных, ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИСТРЕБЛЕНЫ».

В конце 19 – в начале 20 вв. иностранными благотворительными и миссионерскими организациями на территории Турции были открыты около 20 сиротских приютов для армянских детей. В результате геноцида армян 1915-1923 гг. численность сирот достигла 200 000. Около 5000 сирот-армян спаслись в приютах, организованных швецарским миссионером Якобом Кюнцлером и его супругой, а также датскими миссионерами Марией Якобсен, Карен Питерсон, Карен Эффе и Крафтом Бонаром. Тысячи детей спаслись благодаря арабским, курдским, греческим, турецким и др. семьям, которые объявили приемышей своими собственными детьми. Сейчас из выживших свидетелей резни остались лишь единицы, долгожители, которые с содроганием сердца вспоминают произошедшее. Или молчат... Пережить прошлое даже в воспоминаниях – подобно смерти. Некоторые армянские дети, исламизированные, выросшие в турецких обычаях только перед смертью открывали свое происхождение собственным детям, которые с рождения считали себя турками. Многие дети, попав в чужие семьи, жили на правах рабов, передавались из рук в руки, подвергались унижениям и насилию...

Термин «геноцид» был впервые введен в обиход в начале 30-х гг. XX века польским юристом, евреем по происхождению Рафаэлем Лемкиным, а после второй мировой войны получил международный правовой статус, как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества. Р Лемкин под Геноцидом подразумевал резню армян в Турции в годы первой мировой войны (1914 - 18), а затем истребление евреев в фашистской Германии в период, предшествовавший второй мировой войне, и в оккупированных гитлеровцами странах Европы в годы войны.

В советстское время не принято было говорить о ПЕРВОМ ГЕНОЦИДЕ 20 ВЕКА, что позволило туркам подретушировать свою историю, немного обелиться. Благо, свидетельства остались у очевидцев, представителей других стран, которые находились по разным причинам на территории Турции во время геноцида. Это и документы, и доклады, и фотографии, и просто дневниковые записи...

К Геноциду армян следует отнести и массовые убийства армянского населения в Восточной Армении и в Закавказье в целом, совершенные турками, вторгшимися в Закавказье в 1918 г., и кемалистами во время агрессии против Армянской Республики в сентябре - декабре 1920 г., а также организованные мусаватистами погромы армян в Баку и Шуши в 1918 и 1920 гг. соответственно. С учётом погибших вследствие чинившихся турецкими властями периодических погромов армян, начиная с конца XIX в., число жертв Геноцида армян превышает 2 млн., а по некоторым сведениям доходит до 3 млн.
Актами геноцида являются массовые убийства, избиения, истязания, изнасилования армян в Сумгаите в феврале 1988 г. и в Баку в январе 1990 г., совершенные бандами азербайджанских шовинистов при полном попустительстве властей и правоохранительных органов Азербайджана. Эти акты полностью подпадают под первые три пункта второй статьи Конвенции ООН 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Поэтому вдохновители, подстрекатели, организаторы и исполнители этих актов в Сумгаите и Баку, в т.ч. лидеры тогда ещё неформального Народного Фронта Азербайджана, должны привлекаться к уголовной ответственности как международные преступники.
Имеются сходства между Геноцидом армян в 1915-23 гг. в Османской империи и 1988-90 гг. в Азербайджанской ССР. В обоих случаях Геноцид был применен в качестве ответа на стремление армян самоопределиться на своей земле, вернуть себе право на свою национальную территорию и воссоединить свою разобщённую родину. В обоих случаях имели место действия, разные по масштабам, но одинаковые по характеру, определяемые Конвенцией 1948 г. как акты Геноцида, в том числе и насильственная депортация армянского населения.

Имеет место и национально-культурный геноцид (мероприятия и действия, направленные против национальной культуры какой-либо группы населения или народа). Неоспоримые факты подтверждают, что в годы массовой резни и депортации армян младотурки стремились уничтожить также и материальные свидетельства существования армянской цивилизации. Понимая роль и значение церкви в жизни армянского народа (армяне одни из первых приняли христианство в 301 году), целенаправленно истреблялось армянское духовенство, уничтожались церкви и монастыри, рукописные книги, церковная утварь и пр. Инструкция Талаата гласила: «...всячески стараться уничтожить само название «Армения» в Турции». В 1914 году общее число церковных сооружений на территории Османской империи и Западной Армении составляло 2549. По данным ЮНЕСКО за 1974 год из оставшихся после 1923 года 913 сооружений 464 – полностью исчезли, 252 – представляют собой руины, 197 – нуждаются в капитальном восстановлении. Множество церквей превращены в мечети, загоны для скота и конюшни. То же самое происходит и с армянскими историческими памятниками и храмами на оккупированных Азербайджаном территориях. Армения взывала к миру о помощи, когда Азербайджан планомерно уничтожал хачкары (резные кресты-камни) старинного армянского кладбища под названием Старая Джуга. Так вот, Старой Джуги больше нет, к вашему сведению. Тысячи хачкаров, представляющих собой историческую ценность, полностью уничтожены, кладбище сровняли с землей. И тем больше вызывает уважение армянский народ, что на тех территориях, где некогда мирно проживали и мусульмане и христиане, голубеют мечети, уносясь минаретами в небеса, сохранены и мусульманские кладбища, о чем я лично могу свидетельствовать, ибо видела это собственными глазами летом 2006 года.
Национально-культурный геноцид армянского народа продолжается и по сей день в современной Турции (около армянской церкви в Стамбуле дежурит патруль, дискриминируется система школьного образования армянской общины, запрещено преподавание армянской истории, географии и армянской литературы и пр.). Разрекламированное восстановление армянской церкви Сурб Хач – лишь подхалимское виляние хвостом Турции перед Европейским Союзом. Типа, «ну, посмотрите, какие мы, даже армянские церкви восстанавливаем, а вы нам в упрёк - геноцид!!!» А вот крест водрузить на церковь – это исключено. Восстановленная церковь получила статус Музея «какой-то» культуры, не имеющей названия, ибо во время открытия так и не было произнесено определения – «армянская». Азербайджанцы грузинские и армянские церкви, не превращенные в мечети или конюшни, называют албанскими, стирая надписи, турки же никак не называют.


Газета «Таймс» от 24 августа 1877 г.:
«Положение армян в стране, по которой прошла армия Исмаила-паши, крайне бедственное. Из 122 деревень Алашкертской равнины все, за исключением девяти, полностью разрушены. Те немногие христиане, которые не воспользовались покровительством России при отступлении Тер-Гукасова, варварски убиты, целый ряд деревень сожжен дотла. В Мушском округе некоторые деревни были разрушены, а многие жители вырезаны. Город Баязет и окрестные селения удостоились той же участи. В большинстве этих мест мужчины, женщины и дети были убиты самыми жестоким образом...»

Из депеши Российского посла Нелидова министру иностранных дел Гирсу от 22 ноября 1890 г.:
«Беспрестанные аресты армян, подозрения и преследования всей их общины создали мало-помалу для главных членов оной почти невыносимое положение...»

Из донесения русского генерального консула в Эрзруме В.Максимова послу в Константинополе Нелидову от 20 октября 1894 г.:
«По полученным в последнее время сведениям, турки истребили в Сасуне около 4000 армян... Турки свирепствовали в течение 25 дней и разрушили 30 деревень...»

Из донесения русского генерального консула в Эрзруме В.Максимова советнику Посольства в Константинополе Жадовскому от 26 ноября 1894 г.:
«...Христианское население было уничтожено самыми беспощадным и варварским образом в 32 армянских деревнях...
...они (турки) убивали младенцев; удовлетворив свои животные наклонности, беспощадно уничтожали девушек и женщин...»

Из донесения португальского консула в Алеппо итальянскому послу в Константинополе: «Армянская церковь, где укрывалось более 2500 человек, главным образом женщин, детей и стариков, была облита керосином и подожжена. За исключением пятидесяти лиц, которым удалось вовремя выбраться на крышу, все остальные погибли. В подвалах церкви задохнулось 400 человек».

Джеймс Брайс (1838-1922), английский государственный деятель, председатель англо-армянского общества:
«Это не была вспышка ярости мусульман против армян-христиан. Все произошло по воле правительства». 1915 г.

Армин Вегнер (1886-1978), немецкий писатель, офицер турецкой армии:
«...армяне стали жертвой этой войны. Когда весной 1915 года турецкое правительство предприняло осуществление чудовищного плана уничтожения двух миллионов армян, никто не воспрепятствовал турецким мракобесам привести в исполнение страшные истязания, которые можно сравнить только с действиями сумасшедшего преступника. ...они (армяне) умирали всеми земными смертями, смертями всех времен...» 1915 г.

Иоганнес Лепсиус (1858-1926), теолог, председатель германо-армянского общества:
«...депортация полутора миллиона жителей, рассеянных по всей империи, никак нельзя оправдать военными соображениями. Единственное объяснение, которое не позволяет видеть в этом правительственном мероприятии какой-то противоестественный акт, это то, что речь шла о каком-то плане внутренней политики, целью которого было заранее обдуманным и хладнокровно расчитанным способом истребить армянский этнический элемент». 1915 г.

Анатоль Франс (1844-1924), французский писатель, лауреат Нобелевской премии:
«Армения испускает дух, но она возродится. Та небольшая доля крови, которую она еще сохранила, - драгоценная кровь, из которой родится героическое потомство. Народ, который не хочет умереть, не умрет никогда!» 1916 г.

Фритьоф Нансен (1861-1930), норвежский гуманист, путешественник, друг армянского народа:
«Начавшиеся в 1915 году эти ужасы не имели себе равных в истории... Погромы Абдул Гамида кажутся пустяками по сравнению с резней, осущесвленной современными турками». 1916 г.

Валерий Брюсов (1873-1924), русский писатель, литературовед, переводчик:
«Турки продолжали свою прежнюю политику, не останавливаясь перед такими грандиозными погромами, на которые не отважился и Ленгтимур». 1916 г.

Территория нынешней Армении составляет 29 800 кв. км., что является менее 1/10 части исторической родины армянского народа.
В результате геноцида армяне потеряли большую часть своей родины и рассеялись по всему миру. Сегодня в 105 странах мира живут около 9,5 миллиона армян. И только чуть более 3 миллионов имеют возможность жить на родине, на том маленьком кусочке, который остался армянам после кровавых событий конца 19 – начала 20 вв. И Арарат, исконно армянская гора, возлежит на нынешней территории Турции, у границы с Арменией, своим ликом, самой живописной стороной, повернувшиь к стране Айка.

В память о жертвах геноцида армян, мучеников, которые остались без захоронения, без могилы и надгробия, в различных странах мира воздвигнуты памятники как доказательства возрождения армянского народа и несгибаемой воли в борьбе с забвением во имя сохранения памяти.

Германия признала совершенный над евреями холокост, не перебрасывая постыдно вину на фашистскую Германию. Турция всячески пытается отрицать совершённое ей преступление, то сваливая вину на Османскую империю, то доказывая абсолютное отсутствие такого прецедента, всячески изворачиваясь и ухищряясь перед Евросоюзом, но ЕС нужно помнить турецкую поговорку: «Целуй ту руку, которую не можешь отрубить. Целуй до тех пор, пока не отрубишь»...

Полнятся армянские глаза иконной печалью... И вопрос «отчего» неуместен...


Надгробный слышен плач над братской и великой
Могилою армян и погребальный звон...
Стыдитесь! Жалок смех вражды и злобы дикой
В благоговейный час народных похорон.
(В. Немирович-Данченко, «За что?»)




Елена Шуваева-Петросян, 2007

Сертификат Поэзия.ру: серия 295 № 57376 от 05.12.2007

0 | 3 | 2520 | 17.11.2024. 18:33:01

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Как жутко. Как грустно. Как горько...

Очень трагична история, судьба армянского народа.
Хорошо, что он (народ) помнит её.

Да, двадцатый век во всей красе.
А есть ли что-нибудь серьезное на русском языке о генициде армян?
Хотелось бы почитать, но не знаю что.