Это будет забытое имя

Дата: 06-11-2007 | 06:37:53

* * * *


Полусонной, сгоревшею спичкой
пахнет дырочка в нотном листе.
Я открою скрипичной отмычкой
инкерманское алиготе.

Вы услышите клекот грифона,
и с похмелья привидится вам:
запятую латунь саксофона
афро-ангел подносит к губам.

Это будет приморский поселок -
на солдатский обмылок похож.
Это будет поэту под сорок,
это будет прокрустова ложь.

Разминая мучное колено
пэтэушницы из Фермопил…
…помню виолончельное сено,
на котором ее полюбил.

Это будет забытое имя
и сольфеджио грубый помол.
Вот - ее виноградное вымя,
комсомольский значок уколол.

Вот - читаю молчанье о полку,
разрешаю подстричься стрижу,
и в субботу молю кофемолку
и на сельскую церковь гляжу.

Чья секундная стрелка спешила
приговор принести на хвосте?
Это - я, это - пятка Ахилла,
это - дырочка в нотном листе.

"разрешаю подстричься стрижу"
- спасибо Вам, Александр, от благодарных стрижей:)

Саша, в каждой строфе есть находки и ломающие привычные представления метафоры. Читать интересно. Пахнет свежестью как виноградная грудь - виноградная гроздь. Геннадий

Ваша скрипичная отмычка враз откупорила интерес к стихотворению. Какая щедрая россыпь метафор! В то же время все они обьединены развёрнутой метафорой... Всё это настоено на звонких аллитерациях... И на юморе,Право же, это здорово! Поневоле моя обычная сдержанность получила пробоину.

Высокий класс! «Скрипичная отмычка», «молчанье о полку», «молю кофемолку», «прокрустова ложь», Фермопилы, из которых проглядывает «ферма» и даже тянет навозом, «запятая латунь саксофона» (как естественно существительное стало прилагательным!)… Восторгаюсь вашими вывернутыми наизнанку словами, «наоборотными» метафорами, подражать бессмысленно, потому что они у вас удивительно органичны. Зримые, предметные детали: «приморский поселок на солдатский обмылок похож»; «вот – ее виноградное вымя, комсомольский значок уколол» (от «вымени» я, правда, поморщился, но это вкусовое, а вот нужна ли здесь запятая?)
Блестящая, по-моему, строфа:
Вы услышите клекот грифона,
и с похмелья привидится вам:
запятую латунь саксофона
афро-ангел подносит к губам.
Строфа, на мой взгляд, была бы еще лучше, если бы уйти от «грифона-саксофона», поискать вместо иноязычного «грифона» что-то другое - роднее и проще (хотя, впрочем, может быть и "клекот грифона" - бульканье графина). Развернутость в ст-нии «нотной» метафоры конечно же, вынуждает автора следовать правилам игры – отсюда (опять-таки, по-моему) некоторые нарушения чувства меры, напр.- «виолончельное сено» (ах, как красиво! – но на рояле, по мнению поручика Ржевского, удобнее, чем на виолончели), «сольфеджио грубый помол» (да, соль, я понимаю, но – переизбыток музыковедения). Еще один нюанс: поэт, которому под сорок, - с юной пэтэушницей? Поверьте, что-то тут сомнительное: не с точки зрения «правды жизни» (чего по пьяни не бывает!), и не с точки зрения «общественной морали», а с какой-то более высокой точки.
Эти беглые замечания никоим образом не опровергают то, с чего я начал: класс! Наслаждался. Спасибо, Александр.

Каждый стих удивителен. Снова
Ты устроил нам праздник души.
Наслаждаясь кабановским словом,
Я прошу тебя: "Саня, пиши!"

Замечание Ивантера вполне справедливо. Вообще.

Но к этому стихотворению оно, на мой взгляд, не относится.

Это шедевр, пусть и локальный.
Это - Кабанов, которого хочется видеть всегда.
А от еще лучшего - тоже не откажемся.

Саша, слушал его на твоём Вечере, но с листа можно ощутить иную лёгкую и удивительную "материальность" слова...

Жму руку
Твой Леонид