Памяти М. Таривердиева

Дата: 19-08-2006 | 13:38:52

Семь нот всего у Музыканта.
И алфавит – у подлеца,
Что телеграмму дал с Почтамта
От иностранного лица.

И разрастаясь, и смелея,
Вползает в окруженье слух,
Что музыка Франсиса Лея...
Французский в ней замечен дух.

...Семь нот всего. И нет защиты
От подлости. Ты сделал шаг –
И словно пулями, прошиты
Насквозь и сердце, и душа.

Жива цианистая зависть,
Ей нипочем убить талант.
Семь нот мелодией остались
В миру. Прости нас, Музыкант…


Информация к размышлению:
_________________________

"Сразу же после выхода фильма поползли слухи, что музыка к песне «Я прошу, хоть ненадолго...» подозрительно напоминает «Историю любви» Франсиса Лея. И вот спустя месяц после премьеры телеграмма: «Москва. Союз композиторов СССР. Хренникову. Поздравляю успехом моей музыки вашем фильме. Франсис Лей». Эта телеграмма подтверждала, что Таривердиев использовал мелодию известного французского композитора. Проще говоря, украл ее. У композитора начались проблемы: коллеги перестали с ним общаться, его музыку отказывались транслировать по радио и телевидению. Поговаривали, что советское правительство было вынуждено заплатить Франции 100 000 долларов компенсации. Отстаивая свое имя, Таривердиев вышел на самого Франсиса Лея, тот искренне удивился звонку и назвал историю с телеграммой провокацией"
_________________________

15 августа Микаэлу Таривердиеву исполнилось бы 75 лет...

Надя. Интересно. Понравилось. Геннадий

Остался нот ярчайший подчерк,
с душой он чудеса творит,
в ней оставляя не подстрочник,
а мост к "Истории любви"

Да, интересно, никогда не возникало таких ассоциаций
с известной песней. Впрочем, любую известную мелодию
можно легко подогнать под какую-нибудь другую и
этим приемом часто пользуются музыкальные пародисты.
А диск я тоже купил. Спасибо за толчок :)

Здравствуйте, Надежда! Простите, что лишь сейчас прочел Ваше стихотворение! М.Таривердиев был одним из моих любимых композиторов студенческой поры: тогда, в 70-е, его музыка была для меня и моих друзей буквально глотком озона и окном в мир подлинного, а не соцреалистического, искусства. Мы удивлялись, как ему, жевущему в эпоху Брежнева, удается соединить недопустимое: песенный жанр и высокий интеллектуализм, совершенно "неэстрадную" глубину и потрясающе "несоветское" благородство музыкального строя, непременно сочетающегося с требовательнейшим отбором стихов. И всю эту грязную историю с плагиатом мы подспудно воспринимали как попытку властей, не нашедших формальных оснований для репрессий против Мастера, сломить его волю, усмирить, укротить, запугать его "криминалом": заметьте, Таривердиев не написал ни единой песни о партии, Ленине, ни единого подобострастно-"высокоидейного" опуса о советских "вождях" - согласитесь, что такой "тихий саботаж" в те годы тоже был формой вызова всевластным парторганам. И "органы" не замедлили отреагировать... И вот Вам смерть в 62 года, ранняя как для человека кавказских кровей, не в последнюю очередь "обязанная" истраченной нервной энергии на ту псевдоплагиатскую фальшивку (для сравнения: "высокоидейный" и громогласный, всемерно обласканный советской властью, но прочно забытый ныне Серафим Туликов прожил 90 лет и в последние годы беспрестанно сетовал на "отсутствие песен о подвиге")!
А музыка к "Королю-оленю", "С легким паром", "17 мгновениям" - вечна!
P.s. К слову, М.Таривердиев проявил себя не только в песенном жанре: у него есть весьма добротная "авангардная" вокальная лирика (частично записана на пластинку Зарой Долухановой).