Автор: Семён Эпштейн
Дата: 08-08-2006 | 10:05:34
из сборника"Осень"
Не верю я твоим словам…
В них ни любви, ни исцеленья,
Им тонким ароматом тленья
Всегда сопутствует обман.
Не верю я твоим словам…
В них жало жалости и мщенья,
Презренье позднего прозренья
И снисхождение с ума.
Не верю я твоим словам…
Ложь чем святее, тем священней,
Но горькой правды ощущений
Неисчерпаема сума.
И как изнанка откровенья –
Улыбка скорби по губам.
***
Я Вам уже всё это объяснял,
Но искушенье – сладкий яд признанья.
Так тешат зрителей публичные рыданья,
Так властвует над сценой тёмный зал.
Я, право, повторяться бы не стал,
Ведь исповедью душу не утешить,
Но видеть Вас – я этой мыслью грешен,
Как оторопью чистого листа.
Привычные, устали лгать уста,
А правда не спасёт и не поможет.
Увидеть Вас. И хватит сил, быть может,
Не каяться по снятии с креста.
***
Как будто больше нечего сказать,
И расставанье расставляет точки,
Но прячется под строчками подстрочник,
Как прячется за веками слеза.
А время сводит образ к образам.
Боль всё слабее, хоть упорно точит,
И как всегда она сильнее к ночи,
Когда у лиц теряются глаза.
Всё пройдено, и нет пути назад.
Зажившей раны след не кровоточит,
Воспоминанья реже и короче,
И угасает радости азарт.
Как ни прекрасен осени базар,
Он зимы предстоящие пророчит...
***
из сборника "Эпикриз"
Любить тебя – привычная беда...
Страданье превращается в познанье.
Я добровольно выбрал наказананье -
Быть тенью за кулисами всегда.
Упало небо в зеркало пруда…
Природа грусти и проста, и зрима:
Ждёт за порогом жребий пилигрима -
Дорога ниоткуда в никуда.
А за годами тянутся года…
И за грехи расплата полной мерой.
Надежды нет, но не иссякла вера.
Любить тебя – привычная беда.
Как выписка вселенского архива:
«Страданья переносит терпеливо».
***
Полунамёк улыбки сладок…
Её хозяйке невдомек,
Как далеко мечты увлёк
Урок разгадывания складок.
Печальный опыт не забыт,
В загадке – суть очарованья.
Произнесённому признанью
Забвенье скорое грозит.
Вы не давали мне зарок.
Я не был с Вами откровенен.
На сцене занавеса в срок
Друг друга не коснулись тени…
Воспоминанья, створки строк,
Фантазия (кузина лени).
Семён Эпштейн, 2006
Сертификат Поэзия.ру: серия 987 № 46708 от 08.08.2006
0 | 2 | 2790 | 17.11.2024. 19:19:18
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Ну что же, не премину вставить пару-троку строк на этоу животрепещущую тему, заодно и себе напомню:
Тема: Re: Сонеты Семён Эпштейн
Автор Александр Питиримов
Дата: 08-08-2006 | 21:40:52
Отступление от канонического 5-стопного ямба в написании сонетов теперь, конечно, допустимо. А вот ранее - применять 6-стопный ямб разрешалось практически на равных с пятистопником, но относительно 4-стопного, коим писаны "Не верю я твоим словам" и "Полунамёк улыбки сладок", сонетологи спорили: сонеты ли сии четырнадцатистишия? В конце концов, споры перестали быть актуальными, и отступления от канонов не строго осуждались.
Как и новые варианты рифмовок, чем отличаются и Ваши сонеты.
"Не верю я твоим словам" - красавец. Мало того, что "сплошной", т.е. построенный на двух общих созвучиях, к тому же он содержит строфическую анафору. Сонет ли? Учитывая 4-стопник (метрическое нарушение), и анафору (стилистическое нарушение - канон запрещал повтор слов), и - главное - нарушение канонизированных типов рифмовок терцетов, я бы сказал - нет, не сонет. Ни в коем случае не соглашайтесь со мной! Из меня сонетолог, как...
"Я Вам уже..." - точно не сонет. Этакая поэтическая вольность. В нём три катрена и нет терцетов.
Это стихотворение не подходит ни под один из известных науке "аномальных" вариантов сонета.
"Так тешат зрителей публичные рыданья" имеет одну лишнюю (шестую) стопу.
"Устали лгать уста" - красивая звукопись.
"И хватит сил, быть может, Не каяться по снятии с креста" - подобное вызывает неприязнь религиозных подвижников: автор-де видит себя в некоей роли - на кресте. Впрочем, крест никем не запатентован.
"Как будто больше нечего сказать" - пятистопный ямб, сплошной сонет - замечательная вещь. И не столь его портит вольная рифмовка терцетов, сколь лишняя стопа в строке "Воспоминания всё реже и короче". Ведь должно звучать: "ВоспоминанЬя - реже и короче". Разумеется, Вам как автору виднее, как оно должно звучать. Но если речь идёт о сонете, то лишняя стопа - метрическая погрешность. Если, конечно, мы не говорим о "хромом" сонете, но в нём удлиняются (равно, как и укорачиваются) на стопу четвёртые строки катренов, так что о "хромом" мы не говорим.
"Любить тебя..." - почти английский сонет, ибо в английском рифмовка трёх катренов перекрёстная, а в Вашем сонете (или почти сонете?) - охватная.
Полунамёк" ...на сонет. Извините за фривольность. Замечательное стихотворение с великолепной кодой, в которой и аллитерационное "створки строк", и афористичное "Фантазия (кузина лени)" - из логической цепочки: "опыт (сын ошибок трудных)", "гений (парадоксов друг)", "краткость (сестра таланта)".
Я извиняюсь, Семён, что написал тут так много. Критику мою ... нет, "критику" (в кавычках) серьёзно не воспринимайте. Композиционно Ваши стихи весьма похожи на сонеты и я, наверное, напрасно усомнился. Надеюсь, что не позволил себе излишней придирчивости. Не хотелось бы.
С искренним уважением и любовью к Вашим стихам,
Саша