Автор: Веле Штылвелд
Дата: 04-03-2006 | 17:12:05
На потомков в экзиле скорбно смотрят хачкары –
в зернах каменной были не целимы их раны…
Память предков о жутком истреблении рода –
стонут камни-«армяне» на могилах народа.
Эчмиадзин – хачкаров пересортица крови –
львы с орлиным оскалом и орлы в си-бемоле.
Созерцаются зерна в бледно-розовом туфе –
в монофизме из камня – Бог в апостольской труппе.
Пантеон пантеонов обретает участье
в одиночестве слабых и дарует им счастье.
Эчмиадзин – хачкаров пересортица крови –
это крик истребленных по не собственной воли.
Полтора миллиона никогда не родятся –
только накипь хачкаров – Эчмиадзин – как братство!
…………………………………………………………
А в пустыне Намиб – оргалит на подкорках
и в запястьях кипит песня Гарсии Лорка.
И малайский кинжал – крис – извилист и страшен.
Им пронзают врагов те, кто духом отважен.
Потому что народы Планеты Богов
не умеют прощать повсеместно врагов!
И на камне резьба, и стихов дивный ритм –
не прощают врагов… И планета – болит!
4 марта 2006 г.
КОММЕНТАРИИ:
Хачкары – это мемориальные памятники, или крестные камни, не имеющие в мировом искусстве. Обычно – это крест, чаще всего вырастающий из зерна или круга…Корни возникновения хачкаров лежат в раннем периоде христианской истории Армении, но подлинное развитие и распространение хачкары получают после ухода арабов. Начиная с IX в. они совершенно вытесняют форму мемориальных сооружений, принятую в VI-VII вв., – стелы с изображениями религиозных сцен. Символ процветшего крестом зерна или солнца – вот суть изображения, но с IX по XIII в., постепенно варьируясь, рельеф превращается в сплошной узор, в роскошное каменное кружево, в которое заключен крест, нередко сам теряющий свою четкость, превращаясь в плетеный узор.
Эчмиадзин – скопище хачкаров в столице Армении – Ереване – пантеон памяти жертв армянского этноцида в 1915 г. Полтора миллиона расстрелянных, 600 тысяч сосланы в безводные сирийские пустыни…
Монофизм – признание Иисуса Христа богом, но не богочеловеком…
Крис – плоский волнистый малайский нож-саламандра. Оружие самообороны в Юго-восточной Азии…
Веле Штылвелд, 2006
Сертификат Поэзия.ру: серия 619 № 42624 от 04.03.2006
0 | 1 | 3508 | 17.11.2024. 19:17:31
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: ПАМЯТИ ЭТНОЦИДА АРМЯНСКОГО НАРОДА В 1915 г. Веле Штылвелд
Автор Виталий Айриян
Дата: 04-03-2006 | 20:33:40
Уважаемый Веле. При всем уважении к Вам, как взявшемуся за такую большую и сложную тему, позвольте указать на огромное кол-во неточностей в Вашем достаточно пафосном произведении.
Сам термин этноцид здесь абсолютно неуместен - ряд культ. памятников до сих пор находится в Турции под охраной ЮНЕСКО. Речь идет о Геноциде - физ. истреблении людей по нац. признаку.
Чмиазини ? - не могу понять о чем это итальянское словечко.
Если имеется в виду Эчмиадзин, то это город в 20км от Еревана -столица Св. Престола Арм. Апост.Церкви. Памятник-же жертвам Геноцида (мемориал) находится в самом Ереване, в мест-ке Цицернакаберд.
Непонятны словосочетания: камни-армяне на могилах народа?, хачкаров пересортица крови?, львы с орлиным оскалом?, истребленных не по собственной воле?, накипь хачкаров?, скопище хачкаров? ХачкАр(арм.) - крест-камень - это первоначально надгробный памятник, на нем нет ни изображения Бога, ни тем более апостольской труппы?(выражение Ваше). и т.д. и т.д. и т.д.
Вторую часть Вашего произ-я не буду даже разбирать - по моему она попала в текст случайно.
Еще раз благодарю Вас за непростой и очень благородный труд. Не обижайтесь, Вас оправдывает сложность темы и искренность.
С уважением, ВА
PS Рекомендую Вам прочесть на сайте замечательное стих-е Вашего киевского коллеги-журналиста А.Чернова "Армения" - там глубокое знание предмета сочетается с великолепной поэт. формой