Автор: Владимир Корман
Дата: 09-12-2005 | 22:42:59
ПАЛЕНАЯ МАСТЬ
Венок сонетов из книги "90 закавык"
Oderunt poetas
(лат.) Поэтов ненавидят. (Гораций).
1
Не столь важна окраска стрижек.
Будь хна, будь басма. Что нам цвет?
А был бы истинный поэт,
властитель дум дворцов и хижин.
Среди морей чернильной жижи
звучат в душе, впечатав след,
такой припев и тот сонет,
какой милей и сердцу ближе.
Бестрепетный и вольный гений,
чуждаясь модных украшений,
находит важное в простом,
спрягает плески светотени,
и мы по силе песнопений
природный колер вызнаём.
2
Природный колер вызнаём
в хитросплетениях фантазий,
в порывах, в творческом экстазе,
в боренье с косностью и злом.
И лизоблюд, и костолом,
и вероломный плут в лабазе,
и фабрикатор лжи и грязи -
в устах поэта - под судом.
Недаром подлые системы,
где сплошь то тюрьмы, то гаремы,
бренчали звонким серебром,
чтоб только сладкие поэмы
текли, как рислинг и боржом,
родясь под пламенным челом.
3
Родясь под пламенным челом,
могла б целить литература,
как животворная микстура,
не окажись под сапогом.
Две трети века за бугром,
в нерусском далеке от хмурой
давившей души диктатуры
звучали речи о больном.
Обезголосили Неву,
кормили стольную Москву
гнильём капустных кочерыжек,
и кто-то лёг в расстрельном рву...
Но в царстве катов и ярыжек
лишь жарче пыл подпольных книжек.
4
Лишь жарче пыл подпольных книжек.
Стекает благостный елей.
Поэзия, как жар углей,
грызёт фальшивые престижи.
Теперь на воле, без задвижек.
Её читают без затей.
Её не прячут от детей.
Крамола - в Туле и Велиже -
теперь в устах учителей.
Мы все, упрямо, с детских дней,
в сознании на нитку нижем
азы: не гнись и не робей,
как нас ни жмёт когорта выжиг
в краю, кроённом не для рыжих.
5
В краю, кроённом не для рыжих,
надрывной ноты не мягча,
в настрое сольного ключа
пропел от сердца смелый чижик:
несдержанно, почти бесстыже,
звеня, и плача и крича,
стекая жаром, как свеча,
хватая души в пассатижи.
Пробил хрусталь небесной выси,
рассыпал просверкавший бисер
и сник расшибленным крылом.
Так справь поминки по Борисе,
оставившем печальный дом
в стране с музейным кумачом.
6
В стране с музейным кумачом,
где слишком яркий - как нездешний,
скворцам готовили скворечни
и клетки - птичкам с хохолком.
К певцам взывает окоём,
но взаперти они потешней,
и к ним протягивали клешни
Дальстрой, Гулаг и Репертком.
Иной из певчих замухрыжек
храбрился с воплем: "Не унижусь!"-
а век кормился шутовством,
скрывая рыжесть, будто грыжу,
и совесть усмирял хмельком.
Палёных гнали из хором.
7
Палёных гнали из хором,
зато смирившимся и жалким
дарились розы и фиалки
за каждый благостный псалом.
Мартиролог разросся в том.
Для рыжих, вместо погонялки,
брались берёзовые палки,
и шла проверка на излом.
Тупой, что бык, тугой, как пресс,
режим направил литпроцесс:
льстецов, охочих до коврижек,
возвёл на уровень небес,
строптивцев вволю отчекрыжил.
На мерзлоте лишь редкий выжил.
8
На мерзлоте лишь редкий выжил.
Упрямец, будь хоть лыс, хоть сед,
будь выбрит гладенько на нет,
будь слух о нём, что рыж, облыжен,
всё рыж! Итак, востри-ка лыжи.
Плыви. Лети на божий свет.
Беги. Сыщи кабриолет.
Кати на Яве и на Иже.
Умчался прочь за горизонт
шуянин Константин Бальмонт,
не опасаясь - не впервые.
Но вздыбился цензурный фронт,
и он в тенётах ностальгии
над клокотанием стихии.
9
Над клокотанием стихии
просторно мыслям и мечтам.
У края бездны зиждут храм
в честь богоравного мессии,
в честь богоматери Марии.
И благодать пребудет там,
пока, препятствуя громам,
стоят на страже всеблагие.
Должно быть, Осип Мандельштам,
дивясь неласковым горам,
внимая их полифонии,
хотел осмыслить тарарам,
продлившийся ещё с Батыя
в гудящей сварами России.
10
В гудящей сварами России,
раю рябого пахана,
искусного говоруна
ссылали на периферию.
Певец, мечтатель и вития,
ему доподлинно ясна
была дешёвая цена
бесчеловечной тирании.
Не совладав с опасной страстью
вещать наперекор ненастью
(так заповедал Аполлон),
погиб непревзойдённый Мастер.
Такие с храмовых колонн
сияют истостью икон.
11
Сияют истостью икон
прижатые кремлёвским горцем
неистовые ратоборцы
с ордой шакалов и ворон.
Певцы, как крепкий эскадрон
как строй отважных черноморцев,
как рать упрямых миротворцев,
обороняли Геликон.
Свершившие за прошлый век
упорный стайерский забег,
кто первые и кто вторые?
Один - Монблан, другой - Казбек,
воители без эйфории,
своей Голгофою святые.
12
Своей Голгофою святые,
надев страдальческий венец,
певцы для множества сердец -
спасители от истерии,
дозорные и рулевые,
а песня - даже под конец -
глоток кваску и ложка щец,
мощней любой анестезии.
Одна докука и тревога:
бессмертных - горсть, а прочих - много.
Всемастные со всех сторон -
собор, мечеть и синагога.
А кто же нимбом наделён
меж тех, чьё имя легион?
13
Меж тех, чьё имя легион,
затравят яркого в несходстве.
Особо ненавистный Бродский
виновен стал лишь тем, что он
не умерял свободный тон
ни за цукаты, ни за клёцки.
Его подвергли травле скотской,
его изгнали за кордон,
а он без суетных усилий
в стране роскошеств и обилий
ступает на Лонгфеллов трон.
Его охотно поселили
в свой вековечный пантеон
поэты в золоте корон.
14
Поэты в золоте корон -
кометный строй на звёздном небе.
Их выбрал своенравный жребий,
назначив бедствия вдогон.
Царит трагический закон,
и по нему восторг и щебет,
ложась в каком-то счёте в дебет,
в итоге порождают стон.
Зато страдальческий финал
творит высокий пьедестал,
неуязвимый для интрижек.
Вот ветер кудри разметал,
сметает ярь и бронзу лижет.
Не так важна окраска стрижек.
15
Не так важна окраска стрижек.
Природный колер вызнаём.
Родясь под пламенным челом
лишь жарче пыл подпольных книжек,
В краю, кроённом не для рыжих,
в стране с музейным кумачом,
палёных гнали из хором,
на мерзлоте лишь редкий выжил.
Над клокотанием стихии
в гудящей сварами России
сияют истостью икон
своей Голгофою святые
меж тех, чьё имя легион,
поэты в золоте корон.
Март - ноябрь 2002 г.
Владимир Корман, 2005
Сертификат Поэзия.ру: серия 921 № 40100 от 09.12.2005
0 | 0 | 2880 | 25.11.2024. 14:43:33
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.