Автор: Владимир Корман
Дата: 08-12-2005 | 18:08:08
АРXИТЕКТОНИКА КОРОНЫ - Modus operandi.
(Венок сонетов из книги "90 закавык").
1
Выстрой четырнадцать строк
традиционным сонетом.
Вывери мерой и светом
каждый период и слог.
Не убегай наутёк.
Раз уже песня запета,
дальше мелодию эту
взбей в многоструйный поток.
Снова четырнадцать раз
выстрой сплетение фраз,
меря сонетным лекалом.
Первый венок-самовяз
станет грядущим финалом,
прочною осью хорала.
2
Прочною осью хорала,
вяжущей дальность и близь,
явится общая мысль -
нужно, чтоб ярко сияла
в вихрях астрального бала
зовом в крылатую высь.
С тем воспари и зажгись
да не гори вполнакала!
Мысль хороша без тенёт.
Строчка от стужи замрёт,
ежели не запорхала.
Свежий сонет на заход
брызнет, как мёд по бокалам,
первым твоим магистралом.
3
Первым твоим магистралом
ляжет сдвоённый септет.
Новые ринутся вслед
чётко отсчитанным валом.
Ровно четырнадцать налом,
в строфах - всё тот же скелет,
в ритмах - щелчки кастаньет,
рифмы - в кружении шалом.
Просто задуманный метод:
из магистральных сонетов
сшит магистральный венок.
Он и начальная смета,
он и маршрутный листок
в хитросплетенье дорог.
4
В хитросплетенье дорог
выручат нюх и сноровка.
Нужно понять обстановку,
либо твой шанс невысок.
Надобно загодя впрок
полную экипировку,
должный запас и страховку
втиснуть в дорожный мешок.
Если ж спроста и неловко,
плохо продумав рифмовку,
выберешь тощий кулёк,
перемени заготовку.
Строй многоцветный венок,
предвосхищая итог.
5
Предвосхищая итог
головоломной работы,
бойся неискренней ноты.
Страшен духовный заскок.
В том и причина тревог,
что на дороге болота.
Замысел требует пота,
гибельно, если убог.
Вырастет строчечный строй.
Ты его зодчий, и твой
долг перед слышащим залом
быть в единенье с мечтой.
Труд свой и в целом, и в малом
выполни с жарким запалом.
6
Выполни с жарким запалом,
щедро расходуя страсть,
каждую новую часть
рукописи и вокала.
Будто бы ты за штурвалом.
Бейся упорно и всласть,
помня, что должен припасть
к прочному кнехту причала.
Можно всегда и во всём
рваться особым путём
с мужеством дерзким и шалым,
Наше геройство в ином:
маршировать к идеалам
следом за первоначалом.
7
Следом за первоначалом,
главным сонетным венком,
часть его в каждом другом
главною темой предстала.
Словно каркас из металла
прочно увязан кольцом,
сходный своим чертежом
с чёткой структурой кристалла.
Вот их в итоге пятнадцать,
боб и четырнадцать братцев.
Каждый вложился в стручок.
Экое взвесим богатство,
вспомнив начальный шажок, -
ёмкий, как поле, урок.
8
Ёмкий, как поле, урок.
Многое множество строчек,
пней, буреломов и кочек,
всюду сбивающих с ног.
Больше трёх тысяч морок,
портящих печень и почерк,
дни и бессонные ночи,
связанные в узелок.
То невезуха, хоть плачь,
то фейерверки удач
в колких обломках плафона.
Что ж, на Пегаса и вскачь,
в путь без узды и попоны!
Вырвись из косной препоны.
9
Вырвись из косной препоны
скудости рифм словаря.
Бросим сачок за моря.
Пусть Дундуки и Додоны
нас педантическим тоном
сушат, своё говоря.
Мы не рабы букваря
и не слепцы у иконы.
Тем, что спешат вперебой
в схватки и споры с судьбой,
дерзко да неугомонно,
тем и не нужен покой.
Тех осеняет Мадонна
к финишу нимбом коронным.
10
К финишу нимбом коронным
пышно пылает закат.
С лучшим пейзажем навряд
встретится ширь небосклона.
В нежно багряных знамёнах
полчища белых громад.
Тысячи грядок и гряд,
вспененных и оперённых.
Ярко светящийся полог
тянется с вьющихся холок
скачущих в даль табунов.
Катится жаркое Коло.
Грудится дивный покров
чудо-тиарой из снов.
11
Чудо-тиарой из снов
венчан при чувстве успеха -
то-то отменная веха! -
день завершенья трудов.
Столько наломано дров.
Столько досадных огрехов,
Ан торжество и утеха -
перл мирозданья готов!
Чем же ты впрямь подивил:
юмором в луже чернил,
лирикой вздохов и стонов,
плачем над полем могил,
либо пустой из бидонов
цепью в пятнадцать трезвонов?
12
Цепью в пятнадцать трезвонов,
как ни звучна кутерьма,
а без большого ума
ты не сплотишь легионов,
не пробудишь миллионов,
не потрясёшь терема.
Дай бог, услышат кума
с парой-другой охламонов.
Нынче не ценятся перья.
Кроме соседской Лукерьи
да скоморошьих кружков,
вряд ли в ком вспыхнет доверье,
если послышится зов
бьющих в виски бубенцов.
13
Бьющих в виски бубенцов
много гремело пребойко
вдаль из поддужья на тройках,
мчавших былых молодцов.
Уйма в покоях дворцов
при кутежах и попойках
звоном звенела, не молкла
с шапок затейных шутов.
По рифмотворческим школам
игры с небесным глаголом -
то же, что праздничный плов.
Может быть, пиром весёлым,
блюдом наперченных слов
станет гирлянда венков.
14
Станет гирлянда венков
ляпсусом или удачей.
Важно ли? Эта задача
для бескорыстных трудов.
Строфы спешат из оков
и, фонтанируя чачей,
спорят, с какой наипаче
сдружится хор чудаков.
Ценность своих самоделок
сам самочинно и смело
смерь без шкалы на глазок.
Так уж фортуна велела.
Ну-ка, встряхни погремок.
Выстрой четырнадцать строк.
15
Выстрой четырнадцать строк
прочною осью хорала,
первым твоим магистралом
в хитросплетенье дорог.
Предвосхищая итог,
выполни с жарким запалом
следом за первоначалом
ёмкий, как поле, урок.
Вырвись из косной препоны.
К финишу нимбом коронным,
чудо-тиарой из снов,
цепью в пятнадцать трезвонов
бьющих в виски бубенцов
станет гирлянда венков.
Сентябрь 2001 г. - ноябрь 2004 г.
Игра и баловство
(Прогулка по чужому маршруту).
"Венок сонетов.
Венок сонетов - признак мастерства,
когда подвластны нам и образы и звуки,
когда изучены словесные науки,
а стихотворство - дело ремесла.
Там не найти живого естества,
стихи становятся прибежищем от скуки,
они - продукт игры и баловства,
в них не найти следа душевной муки.
Коль есть сноровка - чувства и не надо.
Сонеты завиваются в венок,
который очень мил, но неглубок.
Они сердцам не принесут отрады.
Как сделать, чтоб уменье и искусство
не погубили искренности чувства ?".
(Из сборника стихотворений Ю.В.А. "Открытое пространство".
2012 г., тираж 1000 экз.).
1
Венок сонетов - признак мастерства;
вот то, что внушено премудрой Музой
разумнице, придавленной обузой
вести Поэзию к вершинам торжества.
Не зря шепнула Муза те слова
на ухо не матроне толстопузой,
и не особе с памятью кургузой.
Обычно Муза в выборе трезва.
Венки сонетов - увлеченье многих,
бывает, что взыскательных к стиху
и не плодящих дичь и чепуху;
бывает, легкомысленно нестрогих.
Венки творятся от Алтая до Кентукки,
сбирая всюду образы и звуки.
2
Когда подвластны образы и звуки,
поэт крылат, ему пределов нет;
и одаряет мыслями весь свет:
мозг шевелится, прытко пишут руки.
Поэт смелеет и готов на трюки.
Не признаёт повозок и карет.
Когда Пегас подставит свой хребет,
седок не поглядит, целы ли вьюки.
Поэты - провозвестники свободы,
самозабвенные в лихой борьбе,
громчайшие певцы во всей гудьбе,
вернейшие радетели природы.
Легко поймут секрет в любом кундштюке
и знают все словесные науки.
3
Когда ясны словесные науки,
тогда и мысль становится ясней,
и чувства словом выразишь точней.
Слова слышней, чем сбой в сердечном стуке.
От нежных слов смягчатся даже злюки.
Умело объяснишь - поймут верней,
хоть способ извлечения корней.
Людская правда - в слове, а не в хрюке.
В стихах есть увлекающий рассказ;
в стихах есть ободряющая шутка;
доходчивые доводы рассудка
и хитрое сплетенье ловких фраз.
Пусть даже мысль не слишком-то нова,
сноровка - то, что ценится сперва.
4
Сноровка - то, что ценится сперва.
Но поэтесса с Музой в спор вступила.
Она в венках не видит должной силы;
честит венки, хоть ценит их молва;
бранит переводящих зря чернила.
Увидела в венках лишь черева,
набитые изжёванною дрянью;
сочла дурным товаром ремесла;
и все почти венки сожгла б до тла
и призвала творцов их к покаянью,
сыскав места, причём не раз, не два,
когда там нет живого естества.
5
Когда там нет живого естества,
поверишь в то, что пишет критикесса, -
в венках, без запахов лугов и леса,
ручьи не плещут, высохла трава
и на токах молчат тетерева.
Когда в венках не отразились мессы
и к Гойе никакого интереса,
и впрямь - их суть безжизненно мертва.
Но вот, как бусы, сцеплены в венок
один живой сонет с другим сонетом -
неуж их жизнь теряется при этом ?
В какие щёлки вытечет меж строк ?
Как связка строф, безжизненных в разлуке,
венок предстанет лишь продуктом скуки.
6
Венок предстанет лишь продуктом скуки,
в том случае, когда поэт раскис;
скучал - и зародился в нём каприз:
решил связать единой цепью глюки,
чтоб приобщались Геки или Чуки,
а, может быть, чахоточная мисс,
и вникли в смысл, как в некий вокализ.
Притом писал на странном волапюке.
У критикессы вывод прост и прям,
и не осталось никаких сомнений:
венки сонетов - безусловный спам
на фоне милых сердцу сочинений.
Но ведь венки - не травка-мурава:
Венки - не для игры и баловства.
7
Венки - не для игры и баловства,
как вдруг про них решила критиканка.
Ей кажется, что в форме их обманка,
и скачка строчек чересчур резва,
а рифмы - как опавшая листва,
Хотя венок - как скатерть самобранка
и мыслей в нём немалая вязанка,
а ей скучна столь ёмкая канва.
Вот прежде многие венки хвалила,
когда сплетали их её дружки.
Теперь, былым сужденьям вопреки,
ввела другое строгое мерило.
Не верует в скептической докуке
в венок как синтез радости и муки.
8
Венок - единый сплав любви и муки !
В частушках, несомненно что-то есть.
И стансы воздают тем чувствам честь,
а вот в венках их, верно, съели щуки.
Подружка скажет: "Роза хороша !
Пион получит - восхитится цветом.
Не дай Бог друг придёт с большим букетом -
проявится его холодная душа.
их не сыскать, как яблок на бамбуке.
Смотри в простых сонетах - их не счесть.
В венках пропали. А куда ? Бог весть.
Бегут, как мыши от кота-мяуки.
Подруга скажет: "Роза хороша !"
Пион получит - восхитится цветом.
Не дай Бог - друг придёт с большим букетом:
блеснёт его холодная душа.
творцы венков честятся без пощады,
теперь уже кричат: венков не надо !
.
9
Теперь уже кричат: венков не надо.
Совет простой - да только ни к чему.
Смелее будь, когда охоч к письму:
твори романс, венок или балладу,
сажай на лист катрены, как рассаду.
Цеди туда хоть мёд, хоть сулему.
Устрой своё камланье на дому,
Бессвестно зажги хоть пламя ада.
Грешней ли всех сонетные венки ?
Сердечнее ли всякие куплеты,
что тысячами писаны и спеты ?
Душевней ли поэты-остряки ?
Неуж лишь в самый каверзный часок
сонеты завиваются в венок ?
10
Сонеты завиваются в венок.
Поэт свершает клятвопреступленье.
Он, вместо канареечного пенья,
вставляет в рот охотничий манок.
И всяческий народ, сбиваясь с ног,
бежит к поэту в жажде приобщенья,
чтоб вместе безобразить без стесненья.
Как только терпит благодушный Бог ?
Особо вредной кажется сноровка,
учёное плетенье хитрых пут,
с которым виршеплёт легко и ловко
обманывает легковерный люд,
крутя венок, который всем не в прок,
"который очень мил, но неглубок".
11
Венок, который мил, но неглубок...
Возьмём роман, рассказ - творенья мысли.
Но под рукой - не Чехов и не Пристли.
Возьмём стихи - не Лермонтов, не Блок,
не Гумилёв, не Тэффи, не Парнок.
Как взяли наугад - мозги закисли
Бренчат пустым ведром на коромысле.
Всё чаще вздор, хоть выбор и широк.
Добрым добра выходит наша дама.
Клеймя венки, находит, что милы.
На деле ж и меж них немало хлама:
то не халва, не горы пастилы.
От многих из венков не жди услады.
"Они сердцам не принесут отрады".
12
Венки сердцам не принесут отрады ?
Конечно, нелюбителям кантат
милей споёт весёлый детский сад.
Не нравятся военные парады -
смотрите цирковые эскапады.
А если вас романы тяготят,
так анекдоты выйдут в аккурат.
К чему балет любителям ламбады ?
Сниму в любом из зрелищ свой картуз.
Не отвергаю никакие формы.
Готов почтить и соблюдать все нормы
и не хочу навязывать свой вкус.
Кому морковка, а кому капуста,
и каждому из нас - своё искусство.
13
Что ж сделать, чтоб уменье и искусство
не взяли верх над трезвостью ума ?
Не забывай, где нос и где корма.
Не будь похож на пращура Прокруста.
Не думай, что ты мудр, как Заратустра,
когда ты прав в сужденьях не весьма.
И почестей не требуй задарма,
и ради всякой лжи не лезь на бруствер.
В трудах, в стихах добейся высших вех,
и пусть в твоей душе всё будет ясно:
из всяческих венков не все прекрасны,
зато по лучшим судят обо всех.
Стремись, чтобы убийственные дусты
не погубили искренности чувства.
14
Для выраженья искренности чувства
не важно, как стихи твои длинны.
Пусть будут радостью напоены,
и пусть в них будет горечь, если грустно.
Пусть блещет слог, пусть будут безыскусны,
лишь были бы ничем не стеснены.
Пусть отражают жизнь, мечты и сны.
Пусть будут в книгах, пусть звучат изустно.
Пусть след останется в больших венках,
пусть в мадригалах, рондо и канцонах.
Отбрось своё смущение и страх.
Излейся в песнях и счастливых стонах.
Слагай свои стихи, как кружева.
Венок сонетов - признак мастерства.
15
Венок сонетов - признак мастерства,
когда подвластны образы и звуки.
Когда ясны словесные науки,
сноровка - то, что ценится сперва.
Когда там нет живого естества,
венок предстанет лишь продуктом скуки.
Венки ж - не для игры и баловства.
Венок - единый сплав любви и муки !
Теперь уже твердят: венков не надо !
Сонеты завиваются в венок.
Но если он игрив и не глубок,
тогда сердцам не принесёт отрады.
Что ж сделать, чтоб уменье и искусство
не помешали искренности чувства ?
Октябрь 2015 г. !"
Владимир Корман, 2005
Сертификат Поэзия.ру: серия 921 № 40055 от 08.12.2005
0 | 0 | 2851 | 25.11.2024. 14:44:00
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.