САВРАСОВ

Он шел в кабак, дыша на руки
В мозолях, ссадинах и краске,
И, подтянув душе подпруги,
Входил. Предать себя. Огласке.

Смущенно кашлял. В сердце — кратер...
«Профессор спился, слышь, — художник!»
Стал кроткий Алексей Кондратьич
Своей известности острожник.

Угрел нутро. Убаил мысли.
Душа расстегнутая — дышит...
В каморке два этюда скисли,
А он все пишет, пишет, пишет!

Течет саврасовское небо,
За кроны сосен задевает.
Он недоволен. Волен. Недо-
писал. Да что куда девает?..

Народ, он: «Гы!...» — и пальцем тычет.
Ему бы зрелищ и без хлеба.
Народ — охотник всякой дичи...

Течет саврасовское небо.

Молчат сподвижники заката,
Вдыхая лАвровый веночек:
«Чуть-чуть бы фосфора за хаты...» —
На тишь и гладь из травня* ночек.

«Купецкий сын? Да ты наплюй, брат!
Ты закуси, а мы закажем…» —
И за полтину он малюет
Грачиный выводок с пейзажем.

А кратер жжет... Залить глазищи,
Свести мосты густых надбровин.
Подпруги — прочь! Господь не взыщет!
Кто платит?!!
...................Плачет лишь Коровин...

«Неси ещё!»
.................Подрамник. Остов
Картины, проданной забвенью.
Бежать. Бежать в Лосиный Остров,
К его купели омовенью.

Илb — в Молвитино**, оплакав
Очередное свое чадце,
Найти часовню без окладов
И с каждым гнездышком качаться...
...........................................................
Он, ежась, выложил целковый.
В ночи маячил рваным пледом.
И всё ж — согнул себя подковой,
Прозрел, ослепнув напоследок.
...........................................27.10.2005


*травень — «май» в Малороссии.
**Молвитино — село, где А.К. Саврасов сделал этюд церкви Воскресения к «Грачам»

Ольга, стихи интересные. Мне кажется, женщины в России относятся к пьяницам с повышенным вниманием и сочувствием, как будто на пьяном есть знак избранности свыше. Возможно, на начальной стадии пьянства именно внимание со стороны женщин воспринимается юными мужчинами как зеленый свет. А Муза – женщина. Ваше сочувствие к Саврасову на стадии неумеренных возлияний – той же природы, Вы согласны? Ведь только по привычке и заблуждению можно связывать этого спившегося человека с его прошлым, на самом деле связи уже нет.
Каждый человек, когда он закончился как профессионал и больше ничего не сделает, сам определяет этот момент – и, наверное, имеет для этого основания.
Заходите и к моему пьянице – “Старому другу”.
С уважением, А.М.

*Он шел в кабак, дыша на руки
В мозолях, ссадинах и краске…
Так начинается огромный сериал о жизни, творчестве и смерти великого малознакомого художника Саврасова. Все реалии того времени крупным планом овеществились на полотне экрана: *«Профессор спился, слышь, — художник!»
*В каморке два этюда скисли,
А он все пишет, пишет, пишет!
* Течет саврасовское небо.
* Народ, он: «Гы!...» — и пальцем тычет.
* …за полтину он малюет
Грачиный выводок с пейзажем.
* …ежась, выложил целковый.
В ночи маячил рваным пледом...
«Поэта – далеко заводит речь…» – именно это пронзительное цветаевское вспыхивает после окончания.
* В сердце — кратер...
Поразительная метафора: кратер – не только жерло вулкана, кратер – глубокая чаша для смешивания вина с водой…
А язык подлинный, русский, какой сейчас редко услышишь в городе, а уж прочесть на нём… Разве стилизации модных раскрученых, играющих на невозможности для большинства сравнить с настоящим.
А здесь:
* Угрел нутро. Убаил мысли.
Душа расстегнутая — дышит...
* Залить глазищи,
Свести мосты густых надбровин.
* чадце…
И поразительный афоризм-метафора, переброшенный в настоящее, и кажется, (не дай Бог!) в будущее:
* Народ — охотник всякой дичи.
Знатоки-биографы отметят и скрупулёзное следование дошедшей до нас фактографической стороны жизнеописания Саврасова.
И – концовка. Ведь стихотворение открывает читателя первой строкой и остаётся в поэзии – последней. Последняя строка этого стихоявления художника:
* Прозрел, ослепнув напоследок.
Думаю «Саврасов» останется в русской поэзии в одном ряду с картинами великого мастера русской живописи.

Оля, спор уже вроде завершился, но я только сейчас прочёл.
И буду краток: от этого спесивого полушаризма учёного мужа попахивает этаким фашизмом, как будто физики - высшая раса, а лирики - низшая. Противно.
Я понимаю, что об алкоголизме говорить легче и проще, чем о божьей искре художника, но непонятно, зачем в чужой монастырь со своим аршинным уставом?
Завтра докажут все теоремы и соорудят искусственный интеллект. Ну и что? Перестанут рождаться саврасовы и левитаны? Глупо!

Я с Вами, Оля и Дима.
Им

Благодарю!
Как-то, истерзанный, вырвался в Пензу, под ласточкино небо и в неожиданно морской говор рассудительных "провинциалов". Там есть "Музей одной картины" - зал... сто диапроекторов, заранее заряженных... на сцене занавеска, закрывающая картину. Час мы входили в жизнь Саврасова; погас последний проектор и, жмурясь от яркого света мы спустились к сцене. Стояли и видели не картину, а живого - здесь и сейчас - САВРАСОВА.
Помню!...

Тема: Re: САВРАСОВ Ольга Пахомова-Скрипалёва

Автор Анс

Дата: 09-06-2006 | 21:25:18

у Гофайзена тут на сайте давно опубликован странный, почти мистический стих http://poezia.ru/article.php?sid=1321 который на меня экое воздействие оказывает... тут, конечно, попроще будет, но тоже НАШЕ ВСЕ
:))

Ольга, сначала я прочел подборку в Евтерпе у Марговского, а теперь пришел сюда, к Вашему «Саврасову".
Чудесные стихи, прочел с волнением. Очень хорошо там Корвин появляется.

А помните вот это, у Давида Самойлова:
"ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ"
Стояли они у картины:
Саврасов. "Грачи прилетели".
Там было простое, родное.
Никак уходить не хотели.

Случайно разговорились,
Поскольку случилась причина.
-- Саврасов. "Грачи прилетели" -
Хорошая это картина.--

Мужчина был плохо одетый.
Видать, одинокий. Из пьющих.
Она -- из не больно красивых
И личного счастья не ждущих.

Ее проводил он до дома.
На улице было морозно.
Она бы его пригласила,
Но в комнате хаос, и поздно.

Он сам напросился к ней в гости
Во вторник на чашечку чаю.
-- У нас с вами общие вкусы
В картинах, как я замечаю...

Два дня она драила, терла
Свой угол для скромного пира.
Пошла, на последние деньги
Сиреневый тортик купила.

Под вечер осталось одеться,
А также открытку повесить --
"Грачи прилетели". Оделась.
Семь, восемь. И девять. И десять.

Семь, восемь. И девять. И десять.
Поглядывала из-за шторки.
Всплакнула. И полюбовалась
Коричневой розой на торте.

Себя она не пожалела.
А про неудавшийся ужин
Подумала: "Бедненький тортик,
Ведь вот никому ты не нужен!.."

"Наверно, забыл. Или занят.
Известное дело -- мужчина..."
А все же "Грачи прилетели" --
Хорошая очень картина.

Простите, зашла по ссылке из лит салона. О Художнике хотели написать, наверное, а написали сюжетец...

Оля, прочла стихи, все диалоги под ними... Скажу одно. У меня на полке стоит книга воспоминаний Константина Коровина. Когда я читала о Саврасове, я плакала над судьбой замечательного русского художника. И сейчас те же чувства... Спасибо Вам.

Очень понравилось стих-е. Точные выпуклые детали, - Мармеладов даже померещился в каком-то месте стиха.
Спасибо.

У меня есть миниатюра о нём - хотел спросить, насколько она соответствует образу художника (сам я знаю немного - из книги про Левитана).

Саврасов

земля в проталинах
уставшие грачи
сидят не развязав своих котомок
как вены вскрытые зашелестят ручьи

кондратич
голос разума негромок

Простите за самоцитату.

В стихотворении виден человек. Это главное.
А.М.