Магия народного детского творчества. Предисловие. Вступление.

О себе: мать троих детей; родилась и живу в г. Воронеже, в 1998 г закончила экономический факультет Воронежского Государственного университета, с 2002 г. работаю в отделе маркетинга филиала крупнейшей европейской фирмы.


Предисловие.

Когда я была совсем маленькой и «деревья были большими», я твёрдо знала, что в мире нет ничего недоступного моему пониманию. На самые сложные вопросы я находила ответы, порой незамысловатые, но они меня вполне устраивали. Всё, что меня окружало, блестело, играло яркими красками, предметы не имели определённых очертаний, плавно перетекая друг в друга. А темнота переливалась всеми цветами радуги. Шли годы, я видела и чувствовала, как блекнет и «твердеет» окружающий мир, становится мёртвым и косным. Наконец, к годам шести-семи, я стала обыкновенной девочкой, коих миллионы на нашей планете. С вечными вопросами «почему» и боящимися темноты.
Что же произошло? ..Те же самые детские стихи, которые в младенчестве читала моя прабабушка, я стала воспринимать «по взрослому», восторгаясь только сюжетом и игрой слов. Мир оказался приземлённым убежищем взрослых, в котором чудо существовало только в легендах и мифах или в бреду галлюцинаций. А тот прекрасный мир, обитель мудрости, в котором я была «всезнайкой», казался наивной детской выдумкой, забытым сном. Уже будучи взрослой, я переворошила десятки книг, пытаясь обрести потерянное знание, но убедилась, что только магические техники, несмотря на многовековые гонения на магов, способны приблизить меня к тому, что мы называем чудом.
Как не прозвучит странным, народное детское творчество – один из проводников к утраченному человечеством мировосприятию, когда человек воспринимает окружающую действительность без ложных интерпретаций, игр разума, во всей её красе, не обременяя себя словами и поиском смысла. Вспомните, эти магические псевдозаклинания «Эники-бэники, ели вареники…» Они не несут никакой смысловой нагрузки для современников, но если их часто повторять, можно добиться ни с чем не сравнимой ясности осознания, когда в речитативе бессмысленных слов останавливается внутренний диалог человека с самим с собой. И тогда наступившее «безмыслие» приближает нас к тем дням, когда мы, покачиваясь в люльках, не зная слов, предметов и понятий, были частичкой Великой и Всемогущей Силы, которые богословы называют Богом, а учёные Великим Разумом. Но эта безличностная Сила не нуждается в наших интерпретациях. Она просто есть. Она сущая. Она даёт нам жизнь. И она забирает наши жизни. «Этот мир придуман не нами» – поётся в одной некогда популярной песне. Как верны эти слова для описания нашего мира! С детства нас пичкают словами, заставляют смотреть на мир, как это делают взрослые. Две грани Непостижимого называют Добром и Злом, Светом и Темнотой. Даже наша логика основана на дискретности мышления, впрочем, как и наши электронные вычислительные машины. Нужно избавиться от шор, навешанных на наших глазах. Нужно верить в чудеса и самим творить чудеса.
А для этого нужно сесть на на поезд и доехать до станции «Детство». Когда-то там давно мы опоздали на «Паровозик из Ромашково» и сели в ржавый прокуренный вагон, который был отогнан в заброшенный тупик на краю цивилизации.
Магия народного детского творчества поможет нам взглянуть на себя и на всё, что мы делаем, с другой стороны. И, быть может, изменит нашу жизнь.

С уважением,
Настя Доброта.

Вступление

Народное детское поэтическое творчество, или «детский фольклор» существует уже не одну сотню лет, но серьёзное его изучения было предпринято только в ХХ веке. Я не упоминаю здесь предпринятые Жуковским попытки собрать воедино перлы народной детской мудрости, а подразумеваю научный и систематический подход к данной проблеме. Основоположником детской фольклористики по праву считается Георгий Семенович Виноградов, известный педагог и врач-педиатр, живший в Санкт-Петербурге в начале прошлого века. Он ознакомился с первыми записями детского фольклора, предпринятыми доктором медицины Е.А.Покровским, путешествующим по Сибири в 1870 гг, продолжил эстафету и развил народное детское творчество в самостоятельную этнографическую отрасль. Дело Виноградова не забыто. В последние годы в разных регионах России проводятся традиционные Виноградовские чтения, где каждый, и ребёнок, и взрослый, может ознакомиться с лучшими образцами детского фольклора.
Выходят замечательные книги. Из достойных внимания авторов хочу упомянуть Софью Михайловну Лойтер, профессора Карельского государственного педагогического университета ("Русский детский фольклор и детская мифология", издательство КГПУ) и Георгия Марковича Науменко, известного этнографа, фольклориста и музыковеда, члена Российского Литфонда и Союза композиторов России, написавшего не один десяток книг (около 70), посвященных фольклору, и не только детскому. Всю свою жизнь этот уникальный человек собирал по крупицам народную мудрость в разных уголках нашей необъятной Родины. В качестве иллюстрации и примеров я буду использовать материалы его книги «Народное детское поэтическое творчество» (издательство «Центрполиграф» 2001).

В первой статье я решила познакомить вас, дорогие читатели, со считалочками, попытаться классифицировать их и показать их скрытые возможности.




Настя Доброта., 2004

Сертификат Поэзия.ру: серия 728 № 25837 от 15.07.2004

0 | 0 | 2610 | 28.03.2024. 13:28:45

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.