
1
Льеж промозглый и серый, чужие мысли стекают с лестницы Бёрена
на прохожих, родившихся с зонтами в руках.
Я иду в никуда, как письмо без адреса, которое бросят в мусорный ящик.
Четверть века назад я думал, что навсегда останусь здесь чужим,
теперь город узнаёт мои шаги лучше, чем улицы Улан-Удэ,
но одиночество всё так же следует рядом – не тенью, а проводником,
навязанным сердобольной эмиграцией.
2
Бар прячется между Карре и рекой, как запятая в автобиографии.
Внутри тепло и шумно, бельгийцы смеются, не оглядываясь назад,
бармен протирает бокалы и улыбается своему отражению.
Я ловлю себя на мысли, что давно думаю на чужом языке.
В бочонках стоят лагеры, ламбики, дуббели и трипели –
скучающая компания, ждущая отчаявшегося прохожего,
который пожалуется на жизнь, потерявшую смысл.
3
Когда я вхожу, пиво реагирует раньше людей –
ламбик весь напрягается, как память после инсульта,
гёз недовольно ворчит, услышав мой акцент,
крик краснеет, как девушка, с которой сорвали блузку,
и мне вдруг кажется, что, в сущности,
местному пиву так же одиноко, как и человеку,
у которого старые друзья застряли в воюющей стране,
а новые так и не проросли в чужой почве.
4
Я заказываю пиво, как когда-то выбирал женщин –
не по этикетке, а по интуиции,
пью и рассказываю – не по-французски, просто по-человечески:
про одиночество эмигранта, у которого отняли родину,
про деньги, которые похожи на мираж,
про здоровье, скукоженное до формата рецепта,
про умершую собаку, с которой так было хорошо молчать в парке.
Я плачу, и мои слёзы понятны всем без перевода.
5
Пиво отвечает, каждое на свой манер –
лагер советует быть проще и жить охлаждённым,
витбир предлагает подождать до лета, когда всё само встанет на свои места,
дуббель что-то ворчит о непостижимой славянской душе,
трипель уверяет – будь крепче, не показывай свой осадок,
а гёз говорит, что грусть улетучится, как пузырьки в бокале.
6
Потом берёт слово старый квадрюпель – тёмный, крепкий и мудрый,
говорит медленно, по старинке витиевато,
сообщает, что губит людей не пиво (кто бы мог подумать?),
а потом признаётся: он сразу же принял меня за своего –
мол, я созрел до нужной кондиции, можно разливать по бокалам.
Не слушай этих молодых ламбиков, они нам не ровня,
мы оба – верхнего брожения, прошедшие через чистилище,
и поэтому он считает меня своим другом.
7
Когда я выхожу из бара, дождь уже кончился,
город притворился близким, почти родным.
Я поднимаюсь по лестнице Бёрена, напевая «Лестницу в небо»,
примирённый с тем, что опора оказалась всё той же –
не мифическими скрепами, не деньгами и не рифмами,
а проверенным проводником – одиночеством,
переодевшимся в квадрюпеля.
Здорово, интересные характеристики.