
Посвящение русскому поэту Владимиру Маяковскому (1893 – 1930)
Из литературно-образовательного цикла "ЛЕПЕСТКИ"
«Мой стих трудом громаду лет прорвёт...»
Владимир Маяковский
Сто сорок солнц дарю тебе, поэт,
Сто сорок солнц – подарков бесполезных.
Мне очень жаль, но искренности нет
В твоих стихах, увесисто-железных.
Прорвёт громаду… Вот он, пьедестал!
Зачем – тебе? Пророком ты не стал.
Всё ведомо поэтам и пророкам.
Ты раздавил свой солнечный кристалл
И сделал показательным уроком.
...Немножко нежно – драма напоказ.
Немножко больно – боль невыносима!
...«Чернорабочий» и рабочий класс –
Явился нам «весомо, грубо, зримо»;
Явился – и остался – как плакат,
«Пощёчина общественному вкусу».
Пройдет сто сорок лет – придёт твой брат –
Сведёт урок не к минусу, а к плюсу.
* * *
Заманчиво трибуну получить,
Когда перед тобой – толпа живая.
Оратор, погоди! Зачем спешить,
Скользнув по кривизне своей души?
...Гипербола – опасная кривая.
23 февраля 2010 г., в редакции 2025 г.
*Курсивом – цитаты из произведений Владимира Маяковского
– к предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманила им очи...
Жить хорошо хотят все, но хорошее дорогого стоит.
"Делать жизнь с товарища Дзержинского"? Всем, некоторым, редким единицам? Да, писал и другие строки. Но диссонанс прослеживается. Нежная и трогательная лирика - как оправдание - перед самим собой. Так мне кажется...
"Делать жизнь с товарища Дзержинского"? Всем, некоторым, редким
единицам? Да, писал и другие строки. Но диссонанс прослеживается. Нежная
и трогательная лирика - как оправдание - перед самим собой. Так мне
кажется...
Я думаю, что искренность была и в стихах плакатных, и в плакатах стихотворных. Ну а про лирику Владимира Владимировича я ничего, кроме восторга и восхищения сказать не могу. Вообще, я бы и врагу не пожелала такую судьбу. Но ноктюрн на флейтах водосточных труб он исполнил. Да и звёзды его зажигаются над крышами каждый вечер.
Талант можно потратить по-разному. О флейтах водосточных труб спорить нечего, зато многое другое... Да, было бы, что сказать. Сказал. Убедил. Перечеркнул. Себя?
Думаю, что он всегда был собой. А убеждать кого-то... сомневаюсь, что нужно. Он был такой, каким он был.
Возможно, Вы правы. Никто ни на кого не похож. Индивидуальность прослеживается, что важно. Спасибо за неравнодушное отношение к творчеству.
Знаете, Людмила, я помню как на поэму Маяковского ставили мы пантомима. Было очень интересно смотреть. Да, трибун революции и всё такое, но какой напор в этих "ни былин, ни эпосов, ни эпопеей, телеграммой лети строка, воспалённой губой припади и попей из реки по имени факт..." По-моему, прекрасно. И шестнадцати-семнадцатилетние мальчики и девочки с таким воодушевлением работали, а ведь они слушали тогда не Песняров и не Кобзона, а Назарет и т.п. Но что-то их цепляло в "Хорошо", в "Стихах о советском паспорте". Я думаю, что это искренность написанного Маяковским. Спасибо за диалог.
И всё-таки, завершая тему. Гипербола в математике и в литературе – эти понятия-термины идентичны. Для кого-то Маяковский – спорная фигура, для меня – почти бесспорная. Наши уроки литературы тоже проходили под эгидой советских убеждений. Учили и прославляли Маяковского, а Хлебникова даже не вспоминали, превозносили Горького, а Замятина никто не знал, и так дальше… Время диктовало, идеология давила, а жизнь требовала своё. Делать выбор сложно всегда. Сочувствую поэту. Уважаю Вас за стойкость.
Тоже терпеть не могла Маяковского, но потом в руки попал трёхтомник его стихов. А там же почти всё. И лирика тоже. И тогда я прокляла тех, кто составлял школьную программу, потому что они тщательно скрыли его потрясающе нежную и трогательную лирику от тех, кому она была необходима как воздух подростковом возрасте, а не дубликаты бесценного груза с банями.