Восемь стихотворений (Рекомендованное)

Отдел (рубрика, жанр): Лирика
Дата и время публикации: 13.10.2025, 00:23:12
Сертификат Поэзия.ру: серия 4155 № 192205
 5406663265414678304 121

Фотография Александры Климовой



*  *  *

Что с того, что цену знаю
Я собратьям по перу?
Никогда не обижаю
Их на дружеском пиру!

Их призвали всеблагие
В собеседники ко мне.
Здрасьте, гости дорогие,
Все в капусте и вине!

Кто я, чтоб им портить вечер?
Ведь ни сторож, ни судья.
Им и так прикрыться нечем
Перед тьмой небытия.


 *  *  *

Червь всегда внутри себя пьян и крив.
Гвоздь всегда внутри себя прям, красив.

Как по шляпе не стучит молоток,
Гвоздь внутри себя всегда – молоток!

Что ни делает с ним влага и ржа,
Он внутри себя острее ножа.

Сколько ты червя землей ни корми –
Никого не пустит в свой микромир.

Он всегда внутри себя весельчак,
Весь на пальцах, на бровях, при свечах!

Тех не выпрямить, других не согнуть,
Ведь у каждого свой внутренний путь.

Ничего о том не зная судьба
Все мечтает, грациозно груба,

Делать гвозди бы из этих червей,
Понаделать бы червей из гвоздей.


*  *  *

Она вошла ко мне без стука,
Беззвучно встала у стола
Без приглашенья, без испуга,
Почти в чем мама родила.

Вошла, практически нагая,
Светясь волшебно, как неон,
Но я, иллюзий не питая,
Решил мгновенно – это сон,

И даже хуже – я здесь лишний,
И совершенно не причем –
Сегодня, ночью мне приснившись,
Она впотьмах ошиблась сном!


*  *  *

Бодаясь с ветрами свирепо,
С годами все жестче и злей,
Дуб стойко отстаивал небо,
Настаивая на земле.

Разверстую хлябь с валунами
Сжимая клешнями корней,
Он кроной махал, как крылами.
Таких не учел Карл Линней?

Меж грузным и ветренным небом
И грунтом обветренным он
Служил пуповиной, об этом
Не скажет Линнеевский том.

Когда же он рухнет ветвисто
(Всему есть на свете конец),
И явит на спиле все триста
Своих драгоценных колец,

Ни мачтой тогда, ни поленом,
Он станет субстантом иным…
И «Виды растений» смиренно
Раскроют свой свод перед ним


*  *  *

Человек заходит в лодку
Со снастями по утрам,
Взяв с собой червей щепотку,
Хлеб, и фигу докторам.

Он садится на скамейку,
К солнцу сгорбленной спиной,
По воде узкоколейку
Пролагая за кормой.

Он в туманной дымке тает,
Еле видимый уже.
Весла, взад-вперед летая,
Образуют букву Ж.

С удочкою без заботы
Он часами напролет
Глубины своей высоты
Как спортсмен с шестом берет.

Слушает он рачьи речи,
Пересуды судака,
А когда заварит вечер
В озере, как чай закат,

Снова сядет он за весла
К солнцу сгорбленной спиной
И вернется, словно после
Терапии лучевой.


*  *  *

Бор мрачен и собран, как СОБР,
И ветками целит в упор.
Но я ж не грабитель, будь добр,
Зелёный открой коридор.

Сегодня нужды нет в запасах,
Не манит богатый улов,
Я не претендую на мясо
Твоих плодовитых грибов.

Зачем ты запутал тропинки
И ягоды прячешь спеша?
Ты ж видишь, что я без корзинки,
Ни спичек при мне, ни ножа.

Растяжку задел паутинки,
И лес, что молчал до сих пор
Хрустящим сучком под ботинком
Тугой передёрнул затвор.


*  *  *

Нельзя жалеть плохих поэтов,
К ним проявляя доброту,
И если мы живем по эту
Черту, они пускай по ту.

Не попрекаешь немотою?
Не ставишь глухоту в вину?
Они тебя, как нематоды
Сожрут, лишь явишь слабину.

По доброте позволишь лишку,
И вот уже другим не жить –
Они бездарно, как и пишут
Начнут вершить, судить, журить.

Уже они здесь все решают,
Верша с трибун высоких суд,
Кого-то премии лишают,
Кому-то звания дают.

«Зачем вам рифменные пары,
Силлабо-тоника зачем?»
Они проводят семинары,
Как делать книги без проблем.

Так, в прошлом, нами не обижен,
Придет сегодня графоман
И наплодит вокруг таких же,
По графоманам сделав план!

А глядя на него мальчишки,
Из коих мог бы выйти толк,
Смекают быстро, что излишни
Бессонный поиск, кровь и пот.

В стихах одни стереотипы,
Штамп в тексте, как на лбу печать,
Верлибры всюду, как полипы
Свободно не дают дышать.

Не позволяй хвалить халтуру,
Не дай им плакать в твой жилет,
И если жаль литературу –
Плохих поэтов не жалей.

*  *  *

Лес в строительных лесах,
Словно храм на капремонте,
Сквозняки на этажах,
Краны аж до горизонта.

Всюду стропы, балки, взвесь
Пыли солнечной в палатах.
Принимают с юга всех
Гастарбайтеров крылатых.

Зеленушка, королек,
Горихвостка, дрозд рябинник,
Гаичка, лесной конек,
Зяблик, пеночка, крапивник.

Не один стучит теперь
Перфоратор дятла в елях,
Вновь войдет в резную дверь
Май из ризницы апреля.

Значит это знак и нам
Продвигаться к лесу, к лету.
Все пути приводят в храм,
Храм вести обязан к свету.




Сертификат Поэзия.ру: серия 4155 № 192205 от 13.10.2025
Рекомендованное | 19 | 13 | 417 | 05.12.2025. 08:45:00
Произведение оценили (+): ["Ицхак Скородинский", "О. Бедный-Горький", "Корди Наталия", "Елена Орлова/Хлопкина", "Слава Баширов", "Сергей Шестаков", "Сергей Погодаев", "Надежда Буранова", "Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °", "Виктор Гаврилин", "Сергей Красиков", "Аркадий Шляпинтох", "Александр Питиримов", "Алёна Алексеева", "Пахомов Сергей Станиславович", "Владимир Старшов", "Светлана Ефимова", "Моргунова Елена", "Евгений Иванов"]
Произведение оценили (-): []


Дата и время: 14.10.2025, 03:03:16

Особенно понравилось про вёсла, образующие букву "Ж"! У меня при гребле почему-то только буква "К" получается.

Дата и время: 16.10.2025, 11:46:53

Спасибо!
Буква "Ж" самая разлапистая, самая "ж"укообразная в нашем алфавите.

Наверное (во всяком случае, я готов с этим согласиться), Алексея Ахматова можно причислить к лику петербургской школы поэзии. Только, с одной стороны, ещё Блок где-то писал, что деление поэзии на школы говорит об упадке последней, а с другой — любые попытки «пристроить» поэта в ту или иную школу, как правило, терпят фиаско. Ведь согласитесь: поставить живого Ахматова в один ряд с покойными Горбовским и Голубевым — всё равно что выдать ему авансом белые тапочки. С другой стороны, что теперь считать школой? Сколько ни вставляй золотых имплантов в шамкающий рот пенсионного фонда петербургской поэзии — и рот от этого шамкать не перестанет, и фонд не сделается золотым: две дюжины литературных пенсионеров, у которых давно уже нет ни поэтического слуха, ни голоса, ни дикции (если только всё это было когда-нибудь). Из живых мастодонтов — Кушнер. Глыба, величина. Кушнероведы ведут его род от акмеистов. Лейкин — тот тоже величина, но совершенно иного склада, иной поэтической речи, другого поэтического языка. Ахматов и лейкинцы (Савушкина, Пугач и наш с вами коллега Коломенский) говорят на разных поэтических языках, и эти языки принадлежат разным языковым группам. Ничего общего между ними. Тогда о какой общности (петербургской поэтической школе) можно вообще говорить? Лейкинцев, например, отличает сложная, просто-таки филигранная техника рифмовки. Максимальная точность и неизбитость рифм вообще свойственна современной поэзии. Давно уже не только глаголы, но и вообще слова одной грамматической группы (существительные в одинаковых падежах) ставить в рифменную пару западло.


А у Ахматова (в стихотворении о графоманах и халтурщиках — sic!) читаем: «Мальчишки — излишни», «толк — пот» (!). Ну ладно еще первое, хотя в слове «излишни» звонкая и мягкая «н» выбивается из рифменной пары просто кричаще. Но «толк — пот» — это ведь вообще, по современным меркам, никуда не годится. Тут почешешь в затылке: то ли поэт, пеняющий халтурщикам, сам глуховат, то ли он так прикалывается?


Ни то ни другое. Я это понял, много читая Ахматова и… Горбовского. Соседи по писательским дачам — говорят, они (при жизни Горбовского) были дружны между собой. Не так уж, наверное, важно, кто с кем дружен, но как тебе тезис (подумал я про себя): Горбовский, Ахматов — «комаровская» школа поэзии?


У того и другого — намеренно упрощенная рифма, нарочито спокойный голос. У того и другого нет и в помине той плотности текста, характерной, к примеру, для Бродского и «бродскистов» (а ведь ещё одна петербургская школа!), насыщенной сложными синтаксическими конструкциями и переносами, квази-сбоями ритма, и, в конечном счете, прозаизацией (здесь это слово употребим в положительной коннотации) поэтической речи. Но ведь и в отрицательном смысле «прозаизации» (где были бы простительны приблизительные рифмы) в поэзии Ахматова, слава Богу, нет.


Добавим бочку мёда в ложку дёгтя.  Что же делает поэзию Ахматова такой увлекательной, что я читал Алексея Дмитриевича почти безотрывно, выражаясь типографским языком, «от крышки до крышки», будто мне больше нечего почитать?


То, что в этой искренней, лишенной позерства, почти бытовой естественности речи у Ахматова (вслед за Горбовским) открывается такой широченный, такой неожиданный и настолько ассоциативно точный метафорический ряд, такая тонкая ирония и яркая афористичность финалов его коротких стихов, что сидишь ты здесь и сейчас, и лузгаешь эти стихи как семечки — и спать давно пора, а оторваться не можешь. Краткость — сестра таланта и, по Чехову, мать ограниченности. Вторая часть этого крылатого трюизма, увы, характерна для многих представителей поэтической секции (именно секции, ведь понятие «школа» здесь неуместно); первая — отличает стихи Ахматова. И вот здесь этой «школе» самое место. Да, комаровская школа.

Дата и время: 16.10.2025, 03:03:53

Спасибо, Александр!
Ну вы копнули! Про плотность текста я не соглашусь, но, видимо, мы понимаем под этим термином разные явления.
Относительно рифм, скажу следующее: у меня рифмуется не совсем "толк - пот", а точнее "выйти толк - кровь и пот", т. е. пара заметных согласных (В и Т), а также ряд гласных (Ы, И, О). И если "В" действительно отстоит далеко и слышится очень приглушенно, то "И" - важная опорная гласная в этом квартете созвучий. То есть подобные неточные рифмы могут нравиться или не нравиться, но они существуют и являются даже более менее полными. Мне, например, симпатичны перевороты, когда рифмуется ОТ и ТО, хотя, в веке 19 их вообще за рифмы бы не посчитали.

А в целом - спасибо. И "комаровская школа" мне тоже, как термин, приглянулась.

Дата и время: 16.10.2025, 12:15:54

Блестящий анализ, Александр Владимирович, и очень интересная информация о школах поэзии. Кушнера очень ценю, у него ирония эталонного качества. Слышал я, кстати сказать, и что поэты одно время делились на приверженцев Александра Кушнера и Юрия Кузнецова.

– что называется – приятное с полезным... эвон сколько мы с вами узнали о кумирах прошлых лет...

Живите подольше, Иван Михайлович, - узнаете ещё больше!

– учту, Сергей... ну, а если не получится, утешусь тем, что практически я обо всех и всём, всё знаю... :о))

Дата и время: 16.10.2025, 11:11:43

– Алексей я вас понимаю, о нашем добром лесе вы такое в шутку конечно, но как бы там ни бы в них, наших лесах стали бесследно пропадать живые люди... а вообще, отлично излагаете не в пример, а может даже наоборот именно в пример некоторым скептикам и пессимистам...
ставлю свой плюсик не просто из любви к вам, как к хорошему,
доброму человеку, а отмечаю этим именно ваше
мастерство изложения и именно юмор...
Иван, но можно и просто
Михалыч.

Дата и время: 16.10.2025, 11:45:17

Спасибо за добрую оценку, Иван Михалыч!
Вообще, трудно представить, чтоб в наших лесах вдруг стали бесследно пропадать мертвые люди. Ну а живые пропадают в лесах (не только наших) ровно с тех самых пор, как наши предки покинули саванну. Вот уж 40000 лет как пропадают! Но как раз в наши времена количество пропаж существенно снизилось.

– с моей-то стороны может юморок и не уместный,
но упомянутых мною людей не нашли... вообще не нашли.
короче, на всякий случай я грибы стал в магазе покупать... вот щаз
Моисевна как раз жарит шампиньоны с картошкой...

Свят-свят! Вы, вроде, никого и не упоминали здесь.
А вам грибочки не Ирина Сергеевна жарит?

– токмо Нина Моисевна... она сама признаёт, что ещё от моей матушки постигла это искусство...
a propos, упоминал я и тех и других... всех понемножку, короче...