
Спасибо!
Буква "Ж" самая разлапистая, самая "ж"укообразная в нашем алфавите.
Наверное (во всяком случае, я готов с этим согласиться), Алексея Ахматова можно причислить к лику петербургской школы поэзии. Только, с одной стороны, ещё Блок где-то писал, что деление поэзии на школы говорит об упадке последней, а с другой — любые попытки «пристроить» поэта в ту или иную школу, как правило, терпят фиаско. Ведь согласитесь: поставить живого Ахматова в один ряд с покойными Горбовским и Голубевым — всё равно что выдать ему авансом белые тапочки. С другой стороны, что теперь считать школой? Сколько ни вставляй золотых имплантов в шамкающий рот пенсионного фонда петербургской поэзии — и рот от этого шамкать не перестанет, и фонд не сделается золотым: две дюжины литературных пенсионеров, у которых давно уже нет ни поэтического слуха, ни голоса, ни дикции (если только всё это было когда-нибудь). Из живых мастодонтов — Кушнер. Глыба, величина. Кушнероведы ведут его род от акмеистов. Лейкин — тот тоже величина, но совершенно иного склада, иной поэтической речи, другого поэтического языка. Ахматов и лейкинцы (Савушкина, Пугач и наш с вами коллега Коломенский) говорят на разных поэтических языках, и эти языки принадлежат разным языковым группам. Ничего общего между ними. Тогда о какой общности (петербургской поэтической школе) можно вообще говорить? Лейкинцев, например, отличает сложная, просто-таки филигранная техника рифмовки. Максимальная точность и неизбитость рифм вообще свойственна современной поэзии. Давно уже не только глаголы, но и вообще слова одной грамматической группы (существительные в одинаковых падежах) ставить в рифменную пару западло.
А у Ахматова (в стихотворении о графоманах и халтурщиках — sic!) читаем: «Мальчишки — излишни», «толк — пот» (!). Ну ладно еще первое, хотя в слове «излишни» звонкая и мягкая «н» выбивается из рифменной пары просто кричаще. Но «толк — пот» — это ведь вообще, по современным меркам, никуда не годится. Тут почешешь в затылке: то ли поэт, пеняющий халтурщикам, сам глуховат, то ли он так прикалывается?
Ни то ни другое. Я это понял, много читая Ахматова и… Горбовского. Соседи по писательским дачам — говорят, они (при жизни Горбовского) были дружны между собой. Не так уж, наверное, важно, кто с кем дружен, но как тебе тезис (подумал я про себя): Горбовский, Ахматов — «комаровская» школа поэзии?
У того и другого — намеренно упрощенная рифма, нарочито спокойный голос. У того и другого нет и в помине той плотности текста, характерной, к примеру, для Бродского и «бродскистов» (а ведь ещё одна петербургская школа!), насыщенной сложными синтаксическими конструкциями и переносами, квази-сбоями ритма, и, в конечном счете, прозаизацией (здесь это слово употребим в положительной коннотации) поэтической речи. Но ведь и в отрицательном смысле «прозаизации» (где были бы простительны приблизительные рифмы) в поэзии Ахматова, слава Богу, нет.
Добавим бочку мёда в ложку дёгтя. Что же делает поэзию Ахматова такой увлекательной, что я читал Алексея Дмитриевича почти безотрывно, выражаясь типографским языком, «от крышки до крышки», будто мне больше нечего почитать?
То, что в этой искренней, лишенной позерства, почти бытовой естественности речи у Ахматова (вслед за Горбовским) открывается такой широченный, такой неожиданный и настолько ассоциативно точный метафорический ряд, такая тонкая ирония и яркая афористичность финалов его коротких стихов, что сидишь ты здесь и сейчас, и лузгаешь эти стихи как семечки — и спать давно пора, а оторваться не можешь. Краткость — сестра таланта и, по Чехову, мать ограниченности. Вторая часть этого крылатого трюизма, увы, характерна для многих представителей поэтической секции (именно секции, ведь понятие «школа» здесь неуместно); первая — отличает стихи Ахматова. И вот здесь этой «школе» самое место. Да, комаровская школа.
Спасибо, Александр!
Ну вы копнули! Про плотность текста я не соглашусь, но, видимо, мы понимаем под этим термином разные явления.
Относительно рифм, скажу следующее: у меня рифмуется не совсем "толк - пот", а точнее "выйти толк - кровь и пот", т. е. пара заметных согласных (В и Т), а также ряд гласных (Ы, И, О). И если "В" действительно отстоит далеко и слышится очень приглушенно, то "И" - важная опорная гласная в этом квартете созвучий. То есть подобные неточные рифмы могут нравиться или не нравиться, но они существуют и являются даже более менее полными. Мне, например, симпатичны перевороты, когда рифмуется ОТ и ТО, хотя, в веке 19 их вообще за рифмы бы не посчитали.
Блестящий анализ, Александр Владимирович, и очень интересная информация о школах поэзии. Кушнера очень ценю, у него ирония эталонного качества. Слышал я, кстати сказать, и что поэты одно время делились на приверженцев Александра Кушнера и Юрия Кузнецова.
– что называется – приятное с полезным... эвон сколько мы с вами узнали о кумирах прошлых лет...
Живите подольше, Иван Михайлович, - узнаете ещё больше!
– учту, Сергей... ну, а если не получится, утешусь тем, что практически я обо всех и всём, всё знаю... :о))
– Алексей я вас понимаю, о нашем добром лесе вы такое в шутку конечно, но как бы там ни бы в них, наших лесах стали бесследно пропадать живые люди... а вообще, отлично излагаете не в пример, а может даже наоборот именно в пример некоторым скептикам и пессимистам...
ставлю свой плюсик не просто из любви к вам, как к хорошему,
доброму человеку, а отмечаю этим именно ваше
мастерство изложения и именно юмор...
Иван, но можно и просто
Михалыч.
Спасибо за добрую оценку, Иван Михалыч!
Вообще, трудно представить, чтоб в наших лесах вдруг стали бесследно пропадать мертвые люди. Ну а живые пропадают в лесах (не только наших) ровно с тех самых пор, как наши предки покинули саванну. Вот уж 40000 лет как пропадают! Но как раз в наши времена количество пропаж существенно снизилось.
– с моей-то стороны может юморок и не уместный,
но упомянутых мною людей не нашли... вообще не нашли.
короче, на всякий случай я грибы стал в магазе покупать... вот щаз
Моисевна как раз жарит шампиньоны с картошкой...
Свят-свят! Вы, вроде, никого и не упоминали здесь.
А вам грибочки не Ирина Сергеевна жарит?
– токмо Нина Моисевна... она сама признаёт, что ещё от моей матушки постигла это искусство...
a propos, упоминал я и тех и других... всех понемножку, короче...
Особенно понравилось про вёсла, образующие букву "Ж"! У меня при гребле почему-то только буква "К" получается.