
Девочки, девушки, женщины, бабы…
Сквозь годы смотрю в жаркой юности даль.
Вы слыхом не слыхивали про хелсклабы -
без них покорялись вам пламя и сталь.
В горячем цеху задымлённой рессорки,
у прессов и печей в рукотворном аду
выбивались из сил, чтобы позже в конторке
мастер цифры в наряды вписал по труду.
Без прогулов, отлучек, почти без больничных.
часто резкими были в быту и словах.
Не случилось вам в жизни условий тепличных,
на трёхсменке в искусственных сквозняках.
Вентиляторы, громко гудя, превращали
жар десятков печей в одну адскую печь.
Вы умели смеяться, скрывая печали.
Вы умели друг друга ценить и беречь.
Не кляня свою трудную женскую долю,
не смотря на привычное пьянство мужей,
Вы не рвались, как птицы из клетки, на волю –
берегли стариков, поднимали детей.
Вам страна обещала досрочную старость
в сорок пять пенсионных положенных лет.
И всего-то нужна была самая малость –
не украсить свой чёрной полоской портрет.
Экономили вы до последней копейки,
о себе забывая, своё – ''на потом''.
В перерывах, у цеха присев на скамейке,
улыбались блаженно, все в чём-то своём.
Было странно, как мало для счастья вам надо.
(Или я просто мало тогда понимал.)
Жар печей и могучих прессов канонада
прикорнуть на минуту ничуть не мешал.
Из клубка бесконечной тяжёлой работы,
нить тянули, себя торопя и других.
Как такое случилось возможным? Бог, кто ты,
если смотришь безмолвно-спокойно на них?
Как могли они в рабство пойти добровольно?
Я жалел их, а толку? Чем мог я помочь?
Столько лет утекло, но по-прежнему больно,
вспоминая их, память, как воду, толочь…
*Рессорка – Минский Рессорный Завод.
Спасибо, Елена! Похоже, Вы в теме. Сейчас кому-то рассказываю о буднях рессорки и сам сомневаюсь, было ли. Но есть пока ещё свидетели. Женщин с которыми посчастливилось работать помню по именам и фамилиям. Некоторых по табельным номерам. На этих женщинах держалось заготовительное отделение цеха. Если у самых надёжных мужчин иногда случались срывы, у тех, о ком думал, когда затеял эту работу, никогда. Через руки этих безотказных на производстве девочек проходило за смену до 40 тонн рессорных листов. На отдельных операциях вдвое больше. Из каретки в печь, из печи в пресс, затем в каретку… Мужчины редко долго выдерживали прессовщиками… ''Горячий стаж'', конечно, крутая ''наживка''. Сам заглотил по самые жабры. )) На пенсию уходили на десять лет раньше. Но ещё удивительнее было, что многие, выработав стаж, оставались работать в цеху. Привычка? Не знаю..
Извините, разболтался. Память не отпускает.
Дождик-гептил… Не знал… Мороз по коже.
Стенды в основном работали ночами.Не знаю уж, из соображений секретности или чтобы людей на территории завода поменьше было. Хотя по ночам гудело так, что в квартире стёкла вибрировали.
Да, солнечным днём шла вот такая морось на лицо. То ли каких-то фильтров не было, может не предусмотрены или сэкономили. Я не думаю, что проектировщики не учитывали вредностей.
С очисткой воздуха и вентиляцией в те времена было сложно. Не хватало технологий, мощностей оборудования… Много чего. И в ход шёл фактор человеческой необходимости: ранняя пенсия, возможность получить жильё не через 15-ть, а через 10 лет, детский сад, прописка в Минске после скольких-то лет, кажется пяти, в заводской общаге… А что до здоровья – какие проблемы, люди сами делали свой выбор.
Здравствуйте, Аркадий. Спасибо Вам за стихотворение. В ту пору многие женщины шли работать на "вредность", как говорила моя мама. Причины просты - раньше на пенсию, больше зарплата. Мама работала не на рессорке, но хрен редьки не слаще. Она трудилась на закрытом предприятии в Новосибирске, ТОЧМАШ, а поначалу просто 23 завод. Работа была не трудная - обработка в химикатах деталек к боеголовкам. За работой исправно следил военпред. Правда потом государство решило позаботиться о женщинах, мол, нельзя им работать на вредном производстве. И... вредность с участка сняли ). Я помню маминых подруг.. весёлые, красивые, сильные, часто с ожогами, кашлем и прочими последствиями от "любимой" работы. А ещё с детства познакомилась со всевозможными кислотами и очень любила смотреть на выливаемый из термоса жидкий азот
Здравствуйте, Наташа! Вам спасибо за понимание, за вашу историю. Без военпредов куда же? И у нас постоянно работал. Правда мужик был невредный и всегда находились способы поладить. Девушки, о которых стихотворение были немного за тридцать, до сорока. Потом на пресса иногда приходили, но не задерживались. Да и приходили чаще по направлению гос. органов. С предыдущими увольнениями за пьянство, прогулы…
И ещё. На работу не наряжались. Смысла не было. Очень, очень обыденно. Привык их видеть в таком обличии. И когда случалось встретить случайно в городе, ''при параде'' – не всегда сразу узнавал (( И когда такая красавица с улыбкой окликала: ''Что начальник не здороваешься? Не узнал?'' оправдываться было бессмысленно. Удивление на роже всё равно выдавало.
И еще. Каким-то женским чутьём они чувствовали, что у тебя проблемы, и не донимали со своими обидами и проблемами. Находили какие-то слова, улыбку, жест… Вот такие Мадонны без младенцев на производстве.
– дауш, дауш... за океаном такой романтикой и не пахнет... нелегко вам, Аркадий, наверно без привычных трудностев?..
Иван Михайлович, трудностев за бугром выше бугра. Настолько выше, что за океаном видно. И романтики по самое немогу. Например - проголосовать за правильного/разумного президента. )) Но везде и всегда есть место подвигу. Во время ВОВ и после на женщин выпало столько, что на много поколений их дочерей после хватило. Но если через десятки лет после войны женщины вынуждены подставлять свои плечи под такие неподъёмные и для мужчин работы - что-то не так в мире. И у нас за бугром, и у вас за океяном.
– а что поделать... могучие мущины всё больше мастерами по учету трудились... вам ли этого не знать... :о))
Вот и снова спасибо, Иван Михайлович!
Ваши попытки уколов стимулируют память. На рессорке действительно трудились могучие и очень выносливые мужчины. Частенько просто могучие выносили за проходную мене выносливых. )) Вы, как в прошлом профессиональный фотограф, должны были/могли это знать/видеть. Правда, не уверен, хватало ли вам могучести снимать подобные сюжеты. ))
У мастера смены заполнение учётных нарядов занимало 10-15 минут в конце смены. Остальное время и присесть не всегда хватало нескольких минут. Особенно во вторую и ночную смены. Текучка на рессорке была одной из самых больших проблем. Она касалась не только рабочих, но мастеров, и директоров. (За 11 лет мне выпало поработать с четырьмя директорами.)
Один из директоров, после очередного сбора какого-то городского партактива, довёл до нашего сведенья, что Рессорный Завод занимает в городе первое место… по пьянству.
(Кто-то же считал и это.) Было приятно. Хоть в чём-то мы впереди других.))
Посчастливилось застать легендарных, в масштабе рессорки, мастеров смен.
(Легенды рассказывали, как они своими железными руками наводили в сменах порядок после авансов и получек.)
Правда в моё время они уже работали наладчиками, но всегда были готовы прийти на помощь молодому мастеру словом и делом. Подменить, встать на любое рабочее место вместо заболевшего или выдворенного за проходную рабочего. Наше поколение мастеров до них не дотягивало. Но если мастер не умел заменить любого выбывшего ''по состоянию здоровья'' во второй или ночной смене работника – он в цеху не приживался. И это умение только добавляло мастерам уважения в сменах. Жаль, нет фотографий рабочих в цеху того периода. Как-то не приходило в голову. Были с демонстраций, с сельхозработ, а вот в цеху… Да и фотокорреспондентов на рессорке не припомню. Не тот масштаб.
– товарищи, оставьте споры,
я помню как всё было это,
клепали женщины рессоры
чтобы воспели их
поэты...
– хе-хех... "рифмованный скулёж" – самокритичччно... :о)))
Здравствуйте, Аркадий.
Моя мама работала в "гальванике"
Умерла в - 55 лет..
– неплохо мама получала,
не стану врать как на духу,
но гля, здоровье растеряла
в том гальваническом цеху...
всё так, зато теперь поэты
напишут пасквили
про это...
Здравствуйте, Сергей! Женщины обычно шли на такие работы ради детей. Зарплаты, детские сады, отпуска… Светлая память вашей маме.
Здравствуйте, Аркадий.
Эх, такую выносливость и силу воли - да в правильное русло бы..
Только что прослушала последнее интервью Джейн Гудолл: https://www.youtube.com/watch?v=4oshFOK9-sk
И тут Ваши стихи..
Возникла в фантазии идеалистическая картинка о том, что такие сознательные и сильные женщины могли бы превратить нашу планетку в цветущий сад, в котором играли бы их счастливые и сытые дети. Утопия, конечно.
Здравствуйте, Мария!
Уверен, в те времена и в тех обстоятельствах, перечисленные вами качества ответвлялись от неправильного русла тоненьким правильным ручейком. ))
В русле вашей фантазии… Если бы женщины изначально могли продолжать род без постороннего участия, мир на нашей, как Вы выразились планетке, давным- давно был Раем.
Посмотрел последнее интервью с Джейн Гудолл. Женщина легенда! Живые легенды редко живут долго, вот такой грустный парадокс. В чём-то с ней не согласен, но это нормально. Мир во всём согласных меня пугает.
О совпадениях. Несколько недель назад посчастливилось несколько дней принимать у нас дома в ''Lake Summerset'' живую легенду - Александра Моисеевича Городницкого. Жизнь удивительно малопредсказуемая штука.
Люблю совпадения. Хм… Совместные падения – адюльтер или, всё-таки совпадение? )) Тема, однако…
Спасибо!
Мария, давно знаю, вам любая стихия подвластна. Человек, способный заглянуть за суть вещей, способен на очень, очень многое.)) Да я не против мужского начала, просто с годами стал как-то мягче..
Вы упомянули пожар. На рессорке года до 89-го ежесменно, иногда по нескольку раз, случались возгорания масляных ванн. Случайно оказавшиеся в цеху приходили в ужас. Термисты же привычно спокойно разматывали шланги аппаратов Иванова, сбивали пламя и отдыхали, или помогали прессовщицам, пока ремонтники устраняли причину возгорания и заправляли аппараты. О чём я? Когда такое случалось, девушки спокойно продолжали работать, хотя дыма в цеху, конечно, добавлялось.
– да ладно, Мари... у некоторых (у многих) из вас эпистоляр поэтичнее стихов выглядит... :о))
Все смеетесь, Иван Михалыч.. Позвольте поделиться одним лайфхаком: когда перейдете в будущем (надеюсь, отдаленном) на Ту сторону, ни над кем и ни над чем не смейтесь. Там это табу.
Не благодарите.)
– хе-хех... поживем увидим... хотя сам Омар Хайям в этом сильно сомневался... а что касается меня, то я согласен с тем кто сказал – мир выжил патамушта смеялся... или другими словами – когда ты родился, то заплакал, а мир смеялся... проживи так, чтобы когда ты смеясь умер – мир заплакал...
Да ладно, Иван Михалыч.. В современном обществе этой темы сильно пугаются почему-то.. Побочный эффект материализма. Сама-то я пристально сей вопрос изучаю, ибо предупрежден значит вооружен.) Тем более, моя деятельность будет с этим связана. Профессиональный интерес, так сказать.)
Спасибо, Аркадий, за стихи о женщинах, которые заняты совсем не женским делом. Понимаю, как им тяжело в жизни и сочувствую. Я снимала квартиру у такой женщины. В детстве она прошла через концлагерь, где у детей брали кровь для немецких солдат. Потом был детский дом, так как родители погибли. А потом работа на кране в литейном цеху тракторного завода. Она говорила, что температура в кабине доходила до 50. Вышла на пенсию и устроилась работать водителем, развозила продукты по ресторанам, хотела быть среди людей, быть нужной. Была добрая, заботливая, весёлая. И влюбчивая. ) Все сложности в жизни переносила легко, и казалось, что всю жизнь жила без проблем, без усталости. И никогда не жаловалась, что тяжело. Жаль, что я уже не смогу познакомить её с Вашими стихами. Она была бы рада им.
Здравствуйте, Надежда! Мне тоже посчастливилось встречать таких женщин. Пройдя через невозможное, они обретали что-то такое, чему и названия нет. Смотрели на каждый прожитый день, как на подарок судьбы. Крановщица в литейном цеху – не позавидуешь заработкам и досрочной пенсии, если, конечно, не совсем дурак. Довелось проходить производственные практики на Тракторном, Моторном, МАЗ-е. На рессорке маляром работала очень пожилая женщина. Она всю войну прошла водителем. За баранку села задолго до войны. Можете представить, сколько ей было лет в конце восьмидесятых. Спокойная, доброжелательная. Но если что-то творилось не то, могла загнуть так, что мало бы не показалось.
Спасибо за вашу историю.
Удивительные стихи, Аркадий. Неудивительно, что на них столько рецензий. Словно женщины, о которых Вы рассказали, откликнулись через тех, кто был с ними знаком...
Спасибо, Екатерина! Это были удивительные женщины. Почти всегда приходили на смену значительно раньше. Перекинуться несколькими словами с подругами. Приходилось часто разводить подруг по разным сменам. Причина? Усиление проблематичных мест. Не помню, чтобы они подводили. Пройдя раньше, они проверяли, что оставляет предыдущая смена, и определяли для себя порядок обработки рессрных листов, чтобы закалочные линии работали без простоев. Знали тонкости производства лучше, чем недавно пришедшие в цех мастера. Это был какой-то обособленный, но открытый мир. У некоторых мужья работали на заводе. Почти все жили в заводских домах, которые сами и строили ''горьким'' методом. Всё было, как на ладони. С ними было спокойно, даже как-то уютно работать. С мужчинами было сложней, ни дня без приключений…
Когда в 80-м начал работать, был уверен, уйду при первой возможности. Потом возможностей хватало, но здесь было, весело, что ли… Зарплата вполне. Опять же – на пенсию хотелось раньше. До сих пор хочется.)) Теперь, кажется, понимаю, почему, выходя на пенсию, многие продолжали работать на рессорке. На более лёгких работах, но здесь же, где всё было знакомо, как дома…
Аркадий, спасибо Вам за трогательный отклик в адрес всех женщин на вредном производстве!
Солнышко светит
И птички поют.
По аллее завода девчата идут.
Лица румяные вновь освежил
Со стенда ближайшего
дождик-гептил.