
"Отца я не видал, а мать жила с другим,
скончался дед и нищета настала,
на бабушкину пенсию вдвоем.
Он увидал меня и пожалел тогда.
От жизни потускнели его глаза,
как полинялый ситец платочка синего,
но прямо в душу смотрели.
Стройным стариком казался,
Гражданскую, чуть старше чем Гайдар,
он пережил, но вышел невредим.
Его любили женщины, и птицы
с руки его клевали крошки смело.
- чего один гуляешь, заходи
И я зашел. Какая-то старуха,
его родня, мне в ухо прошипела:
Вынь руки из карманов,
не украдут хозяйство...
И засмеялась словно кряква.
Я улыбнулся - здесь легко, как дома.
А дом огромным показался.
Картины сказочные, в стиле Васнецова:
глубокие глаза, копье и латы;
принцесса юная и старики седые,
как из учебника истории; портреты
матери - и с малышом, и без;
и люстра как в театре. Все богато -
видно связи
у старика имелись наверху.
Потом соседи как-то говорили,
что сын его погиб, и вот старик
детей чужих, как Лев Толстой с Дзержинским,
выводит в люди.
Вывел и меня.
Помог закончить школу, с медалью даже.
После в институт легко прошел,
да и легко училось, будто
все знал еще до поступленья -
и Максвелла, и Резерфорда с Планком,
но вроде подзабыл, а надо вспоминать.
И в армии служилось, как у Христа за пазухой.
И на работе было вдохновенье,
когда с друзьями атом усмиряли.
И редкое везение в делах -
не без его, я думаю, участья...
И Варя, первая любовь, была его внучатой
троюродной племянницей, наверно -
глаза похожи, только у него
ясны, как мартовское утро,
у нее же - как сумерки того же дня”
"Он кто, партийный секретарь
в отставке?"
"Не торопи, я долго сам не знал
откуда это все, кто был так щедр,
и отчего всю жизнь совсем чужие люди
мне словно сыну помогали?
Пока в родной поселок не приехал,
лет через тридцать:
застроен луг, а поле возле храма
березами да кленом заросло.
И купола у храма
покрашены в ядреный синий цвет.
И ту-то осенило - линялый прежний,
небесный цвет, цвет Покрова, цвет старого платочка...
Тогда-то все сложилось - и нищета, и детство,
и первая любовь, наука и работа,
и храм-старик, мой старый верный друг.
Большое спасибо, Нина, за высокую оценку!!!
А что если : в стиле Васнецова? Вот так просто.
Простите, Евгений, что вмешиваюсь, но стихи понравились, болею за них)
Большое спасибо, Владимир!!!
Конечно, изменю.
Согласен с Вами, «типа» это анахронизм, из 90-х, до этого ни дети, ни взрослые так не говорили.
Написал Фазиль Искандер "Сандро из Чегема", и с чем только не сравнивали критики по жанру роман. Для меня он - Евангелие наших дней. По этому очень обрадовался финалу Вашего стихотворения. Храм-старик, человек-храм - метафора, заставляющая задуматься. Спасибо, Евгений!
Огромное спасибо, Александр!!!
Я потом прочитал, что Фазиль Искандер православный, стал им уже в старости. А вспомнил его, потому что появилась туманная ассоциация с его стилем. Оказалось, угадал, потому что, как тоже прочитал, «двойной взгляд» в повествовании, когда от лица ребенка в настоящем времени и от повзрослевшего рассказчика в прошлом, считается его стилем.
Потрясающе!