А. В. Флоря
КРИЗИСНЫЕ ФИЛЬМЫ С.А. СОЛОВЬЕВА
В данной статье мы рассмотрим поздние фильмы С.А. Соловьева о молодежи. Чтобы судить о них, нужно иметь представление о кинематографе этого режиссера в целом.
Соловьев начинал с экранизаций русской классики – Чехова, Горького, Пушкина. Произведения Чехова он ставил почти всю жизнь, в том числе и в театре. Создал целый сериал «Анна Каренина». Добротное воплощение классики, почти без элементов модернизма, – это обычный стиль Соловьева. Не по классике он снимал такие же эстетские картины – «Мелодии белой ночи» и фильмы о молодежи. В последних так или иначе присутствовала классическая литература: в «Ста днях после детства» пионеры ставили «Маскарад» Лермонтова, через коллизии пьесы осознавая собственные конфликты любви и дружбы; героиня «Спасателя», уже окончив школу и даже выйдя замуж, продолжала любить учителя литературы; девочка из «Наследницы по прямой» любила другого учителя (жизни) – Пушкина.
Соловьев снял также фильм о военных детях – голубятниках – «Чужая белая и рябой».
Итак, герои Соловьева интеллектуальны и духовны, их привлекает всё возвышенное и нежное: культура, любовь и голуби. Камертонную идею фильмов о молодежи режиссер высказал уже в первом из них – в «Ста днях после детства»: нужно просто запомнить Прекрасное, что было в начале твоей жизни, и носить с собой, и тогда всё будет хорошо. Последующие фильмы уже не столь оптимистичны. В них молодые люди сталкиваются с «прозой жизни» так называемого «позднего застоя». Эти столкновения не идут ни в какое сравнение с жестокими конфликтами последующих соловьевских картин, однако и в ранних фильмах молодые страдают, вплоть до попытки суицида в «Спасателе». (Потом эта тема была отыграна уже на материале постсоветской эпохи в «Одноклассниках».)
Уже в «Спасателе» исходная соловьевская идея уточняется: Прекрасное нужно брать во взрослую жизнь, но «прикосновение к Прекрасному ответственно и трудно. Повысив требовательность к окружающему и к себе, можно войти в роковое столкновение с жизнью» [2, с. 266].
«Спасатель» – это вообще знаменательный фильм. В нем возникает еще одна опасная тема – недоверия к слову учителя, наставника. (А в перспективе и к культуре вообще. Например, в «Спасателе» Ася, примеряя на себя участь Анны Карениной, едва не покончила с собой; в «Нежном возрасте» Иван Громов, пытаясь «лечить душу», уходит на кавказскую войну по примеру героев русской литературы, и это приводит его к отчаянию.) Требуется, чтобы учитель соответствовал своему учению, иначе он вызывает разочарование, которое может привести даже к катастрофе. Лариков, учитель литературы, сомневается в своей профессиональной пригодности, считает, что он «морочит голову» ученикам и что посеянные им семена не всходят. Он говорит красивые и правильные слова, но за пределами школы начинаются другие разговоры: о «бабках» и проч. Это неудивительно в устах совестливого и ответственного педагога – и Мельников в «Доживем до понедельника» говорил то же самое. Но о Ларикове нелестно высказываются и его бывшие ученики: Ганин, Виля Тишин. Ася Веденеева и вовсе пытается покончить с собой, а потом говорит, что он ее предал, не ответив на ее любовь.
Однако Лариков, узнав о поступке Аси, обретает веру в себя, потому что хотя бы одного человека он, оказывается, воспитал. Ася, зайдя в школу, приоткрыв дверь в класс, услышала слова Ларикова о том, зачем нужно читать «Анну Каренину». Ася как бы получила от учителя еще один урок – уже после школы – и решила подражать Анне Карениной. Но мы не разделяем оптимизма Ларикова и, по-видимому, автора фильма. Гораздо более уместный урок, который учитель мог бы извлечь из этой истории, – строки Тютчева, приходящие ему в голову: «Нам не дано предугадать, // Как слово наше отзовется». Мы полагаем, что он в свое время чего-то не договорил на уроке о Толстом, если Ася, следуя примеру Анны Карениной, дошла до попытки суицида! Ася без любви вышла замуж за преуспевающего портного с обеспеченными родителями, начала страдать от этого, потом, зная о своей беременности, принялась совершать поступки один глупее другого – и вот это Лариков счел своим педагогическим триумфом? Нам гораздо большую надежду внушает девочка, сказавшая однокласснику, вульгарно и грубо доказывающему, что современным людям не нужна «Анна Каренина»: «Я тебя удушу. <…> За подлость пересказа». Возможно, эта девочка поняла педагога лучше. А сам педагог, отвергший любовь Аси? Допустим, он должен был образумить ее, но поучился бы хоть у Онегина, как это делается! Право, лучше бы он поступил в аспирантуру, а детей не беспокоил.
Эта тема получила развитие в «Избранных», где мальчик Габриэль убивает изолгавшегося немецкого аристократа Б.К., своего наставника, говорившего красивые слова и потом отдавшего на поругание его мать. То, что действие происходит в Колумбии, не принципиально. Добавим также, что интеллектуальный мафиозо Крымов в «АССе» дает Алике подобие урока словесности, читая ей Пушкина, и потом она его убивает.
Женя – героиня «Наследницы по прямой», последнего фильма трилогии о юных, – любит Пушкина, но несколько странною любовью. Она живет мифами, не зная по-настоящему истории родного города, в том числе связанной с Пушкиным, зато гордится тем, что она – потомок Пушкина, не желая понимать, что ее родство с великим поэтом – тоже миф. Хотя, даже не будь это мифом, чем гордиться? Не она же писала «Онегина» вместе с Пушкиным. Можно сказать, что она наследница Пушкина в духовном смысле – в мире, где уверенно чувствуют себя пошляки вроде Володи и Влада. Оставим в стороне вопрос, почему она не распознала Володю с первых же его слов, хотя ее мнимый предок говорил, что «первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера» перед недостойными. Не тому учится молодежь, не тому!
По-видимому, к пресловутой «перестройке» Соловьев пришел, сильно разочаровавшись как в интеллигенции, с ее лицемерием и словоблудием, так и в молодежи, с ее приспособленчеством и/или цинизмом или, напротив, инфантильностью. С этими впечатлениями Соловьев подошел к своей культовой «АССе». В заставке главный герой Бананан разъясняет смысл названия и, соответственно, идею фильма. «Асса!» – это будто бы восклицание Ноя перед выходом из ковчега. «Это и было единственное донесенное до нас из тех допотопных времен слово, а вместе с ним передалась кому-то из нас их сила и чистота». Соловьев обещает показать, как эти древние качества проявляются в современных людях, прежде всего молодых.
Соловьев снял очень двойственный фильм. С одной стороны, молодые ждут и требуют перемен, с другой – история об убийстве Павла I и восхождении на престол Александра I, да еще и переданная через восприятие мафиозо Крымова, читающего «Грань веков» Н. Эйдельмана, внушает мысли об иллюзорности перемен. По мере деградации «перестройки», приближающейся гибели СССР Соловьев создал два «маразматических фильма» – «Черную розу…» и уже совершенно чудовищный во всех отношениях «Дом под звездным небом».
«Маразмом» сам режиссер назвал жанр этих картин, но, пожалуй, это слово можно было бы писать и без кавычек. Эти два фильма оказались почти тупиковыми – почти, потому что «Черная роза…» имела некоторое развитие, обрела реинкарнацию в «Ке-дах», последнем полнометражном фильме Соловьева.
Говоря о вере в перемены к лучшему или ее утрате, Соловьев иногда переходит с русского языка на некие вымышленные языки из древнего прошлого или даже из космоса. Когда мы еще на что-то надеялись, мифическое слово «АССА!» означало как бы привет из прошлого, передачу нам, современным людям, высоких чувств людей, живших до потопа. Но в «Черной розе…», когда надежды не осталось, то столь же фантастическая песня «Лой Быканах» сыграла противоположную роль. Это песня «ушельцев», т. е. космических пришельцев, которые покинули Землю, разочаровавшись в человечестве.
Суммируя впечатление от «лихих 90-ых», Соловьев снял фильм «Нежный возраст», в котором как будто вернулся к своим традиционным темам – молодости и нежности, т. е. тяготении к высокому и прекрасному. О втором можно говорить лишь саркастически. В заставке, где ёрнически упоминается выражение А. Платонова «в прекрасном и яростном мире» (с продолжением «я делаю харакири»), мир скорее яростный, чем прекрасный. Вспомним завет из «Ста дней после детства»: запомнить что-то возвышенное и носить с собою всю жизнь, тогда всё будет хорошо. Но что герою фильма Ивану Громову вспоминать? Разве что любовь с детства – «нудистку» Лену, которая по ходу фильма постоянно обнажается. Большинство впечатлений от реальности у Ивана ужасны, жизнь бьет его по голове и в переносном, и даже в прямом смысле.
Три части фильма носят названия классических русских произведений – «Идиот», «Отцы и дети» и «Война и мир». Скорее всего, это сделано для контраста: насколько все эти шедевры не имеют отношения к безобразной действительности «перестройки» и «лихих 90-ых».
Много лет Иван не может понять метафору Тютчева «Душа моя, Элизиум теней», хотя нет ничего проще: можно заглянуть в комментарии. Но это длительное непонимание тоже символично: Иван еще не созрел до понимания. И лишь когда возлюбленная, разнагишавшись в очередной раз, соглашается выйти за него, он сообщает, что Элизиум – это обитель душ блаженных, т. е., в сущности, рай. А потом перед мысленным взором Ивана проходят люди, с которыми его сводила жизнь, хорошие и плохие. Это и есть его «Элизиум». Нас приводят к тому же итогу, что в фильме Р. Брессона «Дневник сельского священника»: «Всё – благодать», но это не очень убедительно.
Затем появилась «2-АССА-2», фильм-кошмар во всех смыслах слова. «Главным для молодого человека времени перестройки становится сама способность и желание действовать. Иногда, как, например, в картинах С. Соловьева (“АССА”, “Черная роза – эмблема печали…”) это действие ведет к саморазрушению и смерти, но сама возможность Пути вдохновляет окружающих героя персонажей на собственные свершения» [1, с. 88]. Так было в первой «АССе». Теперь Соловьев как будто поставил цель надругаться над своим главным фильмом. Мальчика Бананана и Цоя заменил Шнур, вторая «АССА» начинается песней, опровергающей то, чем завершалась первая «АССА»: «Мы уже не ждем перемен. Пламени нет, остался дым». Героиня Алика, совместившись с Анной Карениной, доводит суицид до конца. Убитого Бананана поднимают со дна моря, разбирают на органы, пересаживают его голову на другое тело. Его сны записывают и продают. Сны романтика Бананана и драму Анны Карениной мафия превращает в объект особо извращенной и циничной торговли. Мафиози сначала закрывают съемки фильма по роману Толстого, «мотивируя» это еще более вульгарной, чем у недоумка из «Спасателя», демагогией на тему, почему этот сюжет сейчас не интересен. Потом, после того, как исполнительница главной роли бросается под поезд по-настоящему, возобновляют проект, чтобы извлечь из него сверхприбыль – «живое, шевелящееся бабло» – из-за реальной смерти в кадре. Соловьев как будто спрашивает энтузиастов 1980-х гг., поклонников первой «АССы»: «Вот этих перемен требовали ваши сердца и глаза?». Как красиво всё начиналось – и в какую мерзость выродилось…
Изжив этот кошмар и маразм, Соловьев приходит к новой этической утопии в «Одноклассниках» и «Ке-дах». В наступившем безвременье жизнь героев пуста, даже если они дети олигархов. Безымянная героиня «Одноклассников» (Она) пытается покончить с собой оттого, что мается из-за нечуткости жениха и собственной никчемности. Она пытается бежать – сначала в Питер, потом на Гоа, где обретает подобие душевной гармонии. Соловьев в последних двух больших фильмах говорит, что, если невозможно жить для чего-то, надо жить для кого-то, лучше всего для детей – для осиротевшей девочки («Одноклассники») или для мальчика, больного аутизмом («Ке-ды»).
В отличие от абсурдистских фильмов в «жанре маразма» «Одноклассников» Соловьев назвал «слабо умным кино». Фильм, как первая «АССА», заканчивается песней В. Цоя. На сей раз это «Между землей и небом война» – слова, которые в известном смысле могли бы стать эпиграфом ко всему соловьевскому кинематографу.
В «Ке-дах» иллюзорная надежда на лучшее находит красивое художественное воплощение. Духовные, мыслящие, чувствующие юные герои черпают силы не в литературе, а в другом искусстве – в кино. В титрах нам сообщают, что в фильме как бы участвуют Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Николай Черкасов и Татьяна Друбич (в некотором смысле аллюзия на начало «Веселых ребят» Г. Александровва). Героиню фильма Амиру (т. е. Принцессу) вдохновляют «Дети капитана Гранта» (в экранизации романа играет Черкасов, фрагмент с ним цитируется Соловьевым), отношения между Амирой и Сашей рассматриваются через призму фильма «Летят журавли», проводы Саши в армию очень художественно монтируются с проводами Бориса, где снялись Самойлова и Баталов. Аллюзия на «Журавлей» аналогична слову «Асса!», якобы пришедшему из допотопных времен: может быть, таким же образом современные молодые люди через фильм М. Калатозова унаследуют «чистоту и силу» людей из советской эпохи. Наконец, мелькнувшая в фильме Друбич отсылает к прежнему кинематографу Соловьева.
Подведем итоги.
1. «Между землей и небом – война» (В. Цой), идеал и реальность разделяет бездна. Следуя завету из «Ста дней после детства», можно запоминать Прекрасное и нести его с собой по жизни, но это чревато жестокими разочарованиями и даже катастрофами при столкновении с реальностью – в период «застоя» и особенно в наступившем после уничтожения СССР безвременье.
2. Культура в этой ситуации проявляется неоднозначно. С одной стороны, сюжеты литературы и искусства далеки от современности, может возникнуть даже предположение, что они устарели. Соловьев как будто не склонен к модному в артхаусе использованию аллюзий. Ася Веденеева и Алика Алданова очень мало похожи на Анну Каренину, Митя Лобанов и Иван Громов – на князя Мышкина, ребята из «Ста дней» – на героев «Маскарада» и т. д. С другой стороны, культура воздействует на людей самим фактом прикосновения к ней. То, что совершает Женя в «Наследнице по прямой», особенно для спасения Володи от бандитов, она не могла вычитать у Пушкина, но чтение Пушкина, конечно, повлияло на нее. Бананан вряд ли в чем-то похож на лирического героя Маяковского, но сентенция «Не для денег родившийся» (футурист Владимир Маяковский) значима для него.
3. Изменение действительности, в которой создавался кинематограф Соловьева, выражающий ее, приводит к безотрадным выводам. Советские идеалы и ценности отвергнуты и опошлены, а других как будто вовсе нет. По крайней мере, герои поздних фильмов Соловьева существуют в идеологическом вакууме. (Идеология присутствует, пожалуй, только в «Черной розе…» и «Доме под звездным небом» – как объект стёба.) Герои не знают, для чего жить, и автор, наверное, не может дать им ответ на этот вопрос. Кроме одного: жить следует для кого-то – для старой бабушки, для осиротевшего или больного ребенка, для того, кому еще труднее, чем главному герою.
Список литературы
1. Безенкова М.В. Мифологизация героя и среды в кинематографе перестройки / М.В. Безенкова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – №1. – С. 86-89.
2. Юренев Р.И. Книга фильмов / Р.И. Юренев. – М.: Искусство, 1981. – 336 с.
Впервые: Научный апрель: материалы XXVII Внутривузовской научно-практической конференции Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, посвященной 70-летию ОГУ / отв. ред. А. А. Катеринина. – Орск : Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2025. – ISBN 978-5-8424-1029-3. — С. 282-286.
Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.