Средиземье (продолжение)

Отдел (рубрика, жанр): Циклы стихов
Дата и время публикации: 21.04.2025, 14:08:40
Сертификат Поэзия.ру: серия 3618 № 189229

МЕТАМОРФОЗЫ
 
Хула и поношение богам
За слёзы Публия Овидия Назона!
Блестя доспехами (не сёстрам по серьгам),
Спешит преторианская колонна,

Как время по рукам кариатид…
Взялись за пряжу Децима и Морта.
Мне сердце молчаливо говорит,
Что это не последняя когорта.

И так за легионом легион —
Как овцы, благоденствуя сквозь слёзы,
Мы для закланий пятимся в загон,
Где нам Плутон прочтёт метаморфозы.

Душа, не обладая естеством,
Не веря в предначертанность событий,
Себя отождествляя с божеством,
Усердно передёргивает нити

Обычной человеческой судьбы,
Где смерть, как и зима, не за горами.
Я видел придорожные столбы,
Украшенные беглыми рабами…

Мой дом уснул на горном берегу,
За домом — пруд в убранстве белых лилий,
Фруктовый сад… Я долго не смогу
Отдать долги, любезнейший Эмилий.

На дне пруда холодные ключи,
Над прудом пучеглазые стрекозы —
Набор неуважительных причин,
Чтоб я не написал метаморфозы.

Дня два назад привёл домой гетер
И, сделавшись назойливым как муха,
Поставил им Овидия в пример,
Зудя о вечном разгильдяйстве духа.

Ложь правдолюбцу — как земле вода,
Чтоб глупая надменность охладела.
Январским инеем примята борода —
Метаморфозы старческого тела.

Мне цезарь посулил высокий пост
И два сестерция за лист имперской прозы,
Но алчность, надоевшая как гость,
Мешает приступить к метаморфозам.
 
Овидий, знаю точно, был бы рад,
Беря всё то, чем брезговал Гораций…
Я предпочёл уединённый сад,
Дыханье распустившихся акаций,
 
Лукрецию… Я утром ей вручил
Мной лично обезглавленные розы.
Теперь я знаю тысячу кручин,
Чтоб не упоминать метаморфозы.

Как не хватает мозаичных терм,
Бесед с Овидием за чашею нектара…
Одна из главных в жизни теорем —
Происхожденье собственного дара.

Бродя по руслу мелкого ручья,
Беду, как нарастающие грозы
За виноградниками, ждёт душа моя —
Как понапрасну ждёт метаморфозы.

Мы, римляне, — отчаянный народ,
Чванливые, порой глухие сердцем…
Корнелий обещал, что Рим умрёт,
Растоптанный толпою иноземцев.

Давай сыграем. Нечет или чёт?
Откуда заклинатель форм и линий
О крахе Рима знает наперёд?
Его ничтожеством считает старший Плиний.

ГЕТЕРА

            Прибыл сюда не затем,
            а по торговым делам…
                 Симонид Кеосский

Гетера! За́росли азалий, предвосхищающие грот!
В порту у входа в лупанарий* я растолкал какой-то сброд:
Прибывший из Александрии с поклажей зноя на плечах,
Я возжелал, чтоб одарили меня бессмертием за час —
На то и спи́нтрии**… Свыкаясь с непослушаньем ног своих,
Как Одиссей за Навсикаей, в одну из комнат гостевых
Вхожу. Ликует лупанарий, безумствует насмешник Вакх,
А наши души, как гербарий, шуршат на разных языках!
Потом опишет Плиний младший Помпеи гибель, а пока
Мой стлатт*** от пристани всё дальше, всё бесприютнее тоска
По этой женщине... И всё же я позабыть её решил:
Любовь телесная, похоже, для отсечения души…
_________________________________________________
* Публичный дом в Древнем Риме.
** Спинтрия — небольшой древнеримский серебря-
ный или бронзовый монетовидный жетон с изображе-
нием сексуальных действий или символов.
*** Стлатт — древнегреческое торговое судно.

ПОМПЕИ

На дворе изверженье вулкана — мне понравилось. Магма листвы,
Как вода из открытого крана, заполняет дорожные рвы,
Прожигая пространство и время, постепенно вплавляясь в закат,
Полысевшее осени темя лижет, словно коровы телят…
Я последний, кто видел Помпеи (поглощающий всё листопад):
Как трещат колоннады аллеи, штукатурка резных анфилад…
Время — полое, я это знаю. Пруд вскипает под медной горой…
Я живу, а вернее — сгораю, я земли опасаюсь сырой.
Пропади она пропадом или растворись под грядущим дождём!
Я любил, но меня не любили — за беспечные игры с огнём.





Сертификат Поэзия.ру: серия 3618 № 189229 от 21.04.2025
13 | 2 | 152 | 18.05.2025. 15:47:10
Произведение оценили (+): ["Ида Лабен", "Елена Ланге", "Аркадий Шляпинтох", "Марк Шехтман", "Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °", "Александр Чекалов", "Надежда Буранова", "Светлана Ефимова", "Сергей Красиков", "Елена Орлова/Хлопкина", "Владимир Старшов", "Владимир Мялин", "Виктор Гаврилин"]
Произведение оценили (-): []


Замечательно, Сергей...
Ваши обращения к образам и событиям далёкого прошлого удивляют и даже поражают меня искренностью и убедительностью, видимых в деталях пейзажа, в психологии персонажей, в естественности их душевных и физических проявленной. Всё это создаёт мощный эффект присутствия - в отличие от большинства произведений подобного жанра, от которых за версту несёт фальшью и спекулятивностью.
Также важно отметить совершенную технику версификации, богатую звуковую и стилистическую палитру Ваших стихов.
Спасибо!

Марк, благодарю за оценку моего скромного труда... Полностью с Вами соглашусь. Когда-то я прочитал опусы Есенина на подобную тематику, лицеистов, скажем...  понял, что для этой темы таланта и образования мало, пробовал, зная историю, литературу Рима и Греции, выходило фальшиво... Странно, что стало получаться лет через тридцать, когда всё подзабыл... Ясно, что много писать не удается по названной Вами причине, поэтому жду, когда что-то всплывёт из глубин подсознания... "К Аспазии" - считается многими коллегами высоким штилем...)) Есть на сайте, но как-то особо не отметили... Вы, наверное, с Лёней Колгановым были знакомы? Нет его. С Евгением Мининым? Я иногда выхожу в "Литературном Иерусалиме". Его закрывают. В юбилейном 50-том, вроде, буду.  Звали меня, но есть причина. Спасибо. Сергей.